«Лагідна сексуалізація» телезрителей СТБ
На телеканале СТБ в рамках программы «Вікна-новини» стартовал спецпроект «Про Це», в котором семья журналистов Борис и Наталья Сачалко исследуют тему сексуального воспитания детей в Украине и, для сравнения, в Швеции. Учитывая, какие истерики регулярно случаются в СМИ и в соцсетях, стоит только кому-то затронуть тему полового воспитания или секса в контексте школьного образования, со стороны канала создание такого проекта — довольно смелый шаг.
Вспомнить хотя бы историю с учебником «Відверта розмова про “ЦЕ”», в котором народный депутат Олег Мусий год назад усмотрел растление малолетних, после чего от книги дружно открещивались и Владимир Гройсман (который тут же сообщил, что ему даже слушать об этом неловко), и Министерство образования и науки в лице Лилии Гриневич. Или историю с журналисткой ресурса «Гендер в деталях» Дарьей Мизиной, которую в том же 2018 году распекали всем горсоветом Броваров за ее проекты, связанные с сексуальным воспитанием. В общем, даже беглого серфинга по сети хватает для того, чтобы понять, что с разговорами об «ЭТОМ» в Украине довольно много проблем: начиная с того, что взрослые почему-то называют секс «ЭТИМ», заканчивая тем, что часто резко негативно реагируют на поднятие вопроса о введении в школах уроков сексуального образования.
Итак, журналисты СТБ начали важный и нужный разговор с телезрителями, хотя в угоду людям, смертельно боящимся слова «секс», и используется довольно нелепый эвфемизм «це». О чем же спецпроект «Про Це»? О том, что взрослым пора уже повзрослеть, перестать краснеть и неметь, когда дети задают им обычные и нормальные на самом деле вопросы, перестать табуировать важную тему и, наконец, прекратить выдумывать всякие глупости про капусты, аистов, краники, персики, резиновые колпачки для пальцев и прочую ерунду. А еще о том, как правильно для детей разного возраста преподносить темы первичных половых признаков, секса и контрацепции.
Чтобы особо нервные телезрители не испугались, что на СТБ продали душу порнодьяволу и агитируют родителей немедленно развратить их маленьких детей, в первом же сюжете спецвыпуска популярно объясняют, почему сексуальное образование — это важно. На примере Швеции, которая первая в Европе ввела обязательный курс сексуального воспитания в школах — еще в 1955 году. И на данный момент статистика выглядит вот так: среди стран Евразийского региона Украина занимает шестое место по уровню рождаемости среди подростков, а Швеция — 20-е. При сопоставлении этих данных телезрители могут прийти к мысли о том, что какое-то здравое зерно во введении в школьную программу уроков сексуального воспитания все-таки есть. Если статистика их не убеждает — в сюжетах есть комментарии психологов, секс-педагогов и сексологов. А специалист из Швеции Ганс Олссон подчеркивает: «Вы сегодня можете услышать во многих странах, что это детям ненужно знать, потому что им про такое даже думать не нужно. Но мы же знаем — они это делают. И, даже если мы этого не хотим, они все равно это делают».
Во втором выпуске спецпроекта — еще один важный аргумент против страха разговоров с детьми про «ЭТО». Педагог по сексуальному воспитанию Юлия Ярмоленко рассказывает, что, по данным зарубежного исследования, педофилы стараются избегать детей, которые знают слова «вульва» и «пенис». Поскольку тот факт, что ребенок знает правильные названия половых органов, говорит преступнику о том, что в семье ребенка тема секса не табуированы, а значит, он непременно расскажет о случившемся родителям. То есть сексуальное воспитание — это в первую очередь вопрос безопасности.
Поднимая такой неловкий для многих телезрителей вопрос, Борис и Наталья Сачалко аккуратно маневрируют между необходимостью называть вещи своими именами и не оскорбить кого-нибудь излишней откровенностью. Кроме того, наглядно показывая разницу в восприятии темы сексуального воспитания у шведов и украинцев, не скатываются в истеричные причитания, назидания и посрамление. Они просто демонстрируют: дети в Швеции отлично знают, что мальчик от девочки отличается половыми органами, и даже знают правильные их названия, а вот дети в Украине знают только, что главное отличие полов в том, носят они юбки и платья или шорты и штаны. Взрослые шведы спокойно рассказывают о том, как объясняли ребенку процесс оплодотворения яйцеклетки. Взрослые украинцы, которых опросили журналисты СТБ, смущаются, хихикают и признаются, что пока что рассказывают ребенку о том, что его принес аист.
Выводы телезрители, по идее, сделают сами. По аналогии с распространенным в последнее время понятием «лагідної українізації», спецпроект «Про Це» вполне можно назвать «лагідною сексуалізацією».
Но кое-что даже в таком сдержанном изложении проблемы все-таки пугает. Например, тот факт, что одна из героинь сюжета — многодетная украинка — впервые слово «вульва» слышит именно от журналистов во время интервью, а ее супруг при этом высмеивает саму мысль о введении в школьный курс уроков сексуального воспитания. Это наталкивает на мысль о том, что данный предмет в Украине жизненно необходим не только для детей, но и для взрослых, которые рожают детей, даже не догадываясь о некоторых нюансах строения собственной репродуктивной системы. А еще это наталкивает на неутешительный прогноз: несмотря на аргументы журналистов и экспертов, логичные выводы о необходимости сексуального воспитания сделают далеко не все телезрители. И введения такого курса в школах украинцам придется ждать еще очень и очень долго.
Но за сам факт поднятия в эфире этой темы, за аккуратность в ее изложении, за конкретные прикладные советы для родителей хочется сказать авторам сериала «Про Це» спасибо.
Фото: скріншот