«ГудНайтШоу»: рисковая игра в слова
Один из постоянных и довольно успешных авторов студии «Квартал 95» Валерий Жидков еще в прошлом году вышел в эфир телеканала «1+1» с авторским юмористическим проектом «ГудНайтШоу». В этом году создатели и заказчики программы решили: show must go on…
«Это второй сезон программы, а это значит, что она не так плоха», — немного пококетничал Жидков в начале первого выпуска (второго сезона), посвященного фантазиям о том, что делал бы комик, если бы захватил власть в стране и установил диктатуру. Кокетничал — потому что проект «ГудНайтШоу» хорош тем, что совершенно не похож на все, что на сегодняшний день существует в сегменте украинского телевизионного юмора. Более того, пока что это единственный стендап-проект на нашем ТВ, все его конкуренты — в интернете и на площадках с «открытым микрофоном». Неплохие рейтинги свидетельствуют о том, что по ту сторону экрана все еще есть люди, которые любят не кавээновский, не скетчевый, а разговорный юмор, но при этом до сих пор не выбросили свои телевизоры. То есть, зрители для такого контента есть, и странно, что их так долго игнорировали.
Запуская первый сезон «ГудНайтШоу», авторы прощупывали новую целевую аудиторию, которая готова к более или менее интеллектуальному юмору на ТВ. В итоге они обрели зрителей и продолжили. Во втором сезоне складывается впечатление, что «ГудНайтШоу» выполняет во многом исповедальную, «отдушечную» и громоотводную функцию. Будто с помощью него от всей команды студии «Квартал 95» проговариваются и доносятся до более или менее соображающих людей важные, наболевшие месседжи, которые по тем или иным причинам не могут быть озвучены или внятно донесены в юмористических проектах других форматов.
Валерий Жидков выбирает наиболее болезненные, даже острые темы: политика и диктатура, религия, медицинские реформы в Украине, проблемы феминизма. Совсем не удивлюсь, если в последующих выпусках комик заговорит об ЛГБТ, войне или даже смерти. Когда эти темы обшучиваются, скажем, в «Вечернем Квартале» или «Лиге смеха», становится совсем не смешно, возникают скандалы. Потому что там, где много внимания уделяется форме, не всегда есть время и возможность для работы над сутью, смысловыми тонкостями, корректностью подачи. А вот в стендапе, с отсутствием зрелищности и пристальным вниманием именно к вербальной составляющей, есть возможность предельно прицельно сформулировать, точно донести позицию, сразу же оправдаться, в конце концов.
Так, в выпуске, посвященном феминизму, в котором комик хорошенько высмеял разнообразные перекосы и странности этого движения, Валерий Жидков вскользь как будто задекларировал миссию всего его проекта: «Я хочу расставить все точки над “i”. Я не выступаю против женщин, я не выступаю против феминизма… Я комик! Я просто хочу отстоять свое право шутить про женщин, и право этих женщин смеяться над моими шутками».
Вероятно, одна из сверхзадач проекта «ГудНайтШоу» — отстоять право комиков высмеивать все, что угодно. И это на данный момент очень важно. Потому что, обнаруживая в юмористических проектах вопиющую ксенофобию, оскорбления и прочие недопустимые вещи, мы чаще всего забываем, что проблема не в том, что юмористы шутят на болезненные / спорные темы, а в том, как они это делают. Перефразируя известного американского комика, отмечу, что смеяться можно над всем — даже над смертью, болезнями, сексуальной ориентацией и прочим — важно только правильно выбрать место, время и тщательно подобрать слова для такой шутки. Показательна в этом плане история комика Гилберта Готтфрида, который решил пошутить об американской трагедии 9/11 спустя пару недель после падения башен-близнецов. Да, публика его освистала, но возмутило ее не то, что он осмелился пошутить над этим, а именно то, что сделал он это слишком рано. Позже появилось много разнообразного юмора на эту тему — лишь бы слова и контекст были подобраны правильно.
В украинском юморе Валерий Жидков пошел по скользкой и опасной дорожке — наглядно продемонстрировать, что любая тема имеет право быть высмеянной. И, надо отдать комику должное, пока что он не сорвался в хейтспич, разжигание какой-либо ненависти или что-то неподобающее. И, что немаловажно, активно использует «оправдательные вставки», в которых уточняет спорные моменты, апеллируя, в первую очередь, к здравомыслию. Иногда они тоже обернуты в юмор, иногда довольно серьезны.
О религии:
«Авторитет церкви подрывают не юмористы, а те служители церкви, которые дают им повод для юмора».
О политике:
«Я когда-нибудь разгребусь со всеми своими делами, доделаю ремонт в квартире, выплачу кредит за машину и обязательно стану президентом. А лучше не президентом — а диктатором».
«Видите, сколько сразу идей на реформы. Так это я всего недели две об этом думал! А если действительно получить безграничную власть на неограниченный срок, представляете, сколько всего можно попробовать и изменить? Наверное, даже неплохо, что я стал все-таки комиком… Так будет лучше для всех».
О проституции:
«Как по мне, страшна не столько сама проституция — это вопрос морали и личное дело каждого. Страшны ее неотъемлемые путники: похищение людей, извращения там всякие, наркота и венерические болезни… Легализация — она сведет эти риски к минимуму».
О феминизме:
«Я ни в коем случае не хочу обидеть адекватных феминисток, в существование которых я искренне верю. Но самые активные из них, на мой взгляд, далеки от душевного равновесия. А ведь именно эта надводная часть айсберга формирует имидж этого движения».
«Действительно есть глубокие проблемы, о которых нельзя молчать. Одна из них — насилие в семье. К сожалению, распространенное явление. Но не повсеместное: не надо говорить, что все мужчины бьют всех женщин».
«По сути, все отличия между нами сводятся к каким-то гормонам, которые какие-то железы впрыскивают нам в кровь. Мужчинам — одни, женщинам — другие. Нами руководит химия. По факту, мы одинаковые, просто смотрим на мир под разными препаратами».
Если задуматься о том, кто вкладывает деньги в «ГудНайтШоу», на каком телеканале оно выходит и какие интересы преследуют люди, влияющие на программу, можно случайно построить мини-теорию заговора, в которой комик, расположив к себе зрителей юмором, проталкивает в массы некие идеи, которые могут сыграть кому-то на руку. Такими приемами, чисто теоретически, действительно можно во многом убедить публику. Но я думаю, что суть «ГудНайтШоу» — не в этом. А в том, что зрителям надо приучиться вслушиваться в юмор и понимать, что шутка шутке рознь, а комикам стоит перенять опыт взвешенного и корректного юмора и научиться применять его в самых разных форматах.