А мы по вашему Бандере – Сталиным!
Установка памятника Сталину в Запорожье подтвердила возвращение простых и понятных, как при СССР, правил игры. Есть главный - и есть остальные. Все, как сегодня. Тоталитаризм от деспотии отличается лишь тем, что в тоталитарном государстве верхушка власти пытается все подчинить как бы не своему жесточайшему контролю, а контролю со стороны государства. В этом смысле Коба был воплощением «мечты» диктаторов.
Может, так и совпало, что до момента прихода папы Януковича к власти тема памятника Сталину воспринималась минимум как бред постаревших коммунистов. Тем более что и губернатор «от Ющенко» Александр Старух в свое время заявил: «Памятника Сталину не будет!». Но с тех пор, как в том анекдоте, концепция изменилась. И как-то уж очень совпало, что на «безумство храбрых» в виде коммунистов вновь пришедшая простая и понятная в методах власть не обратила внимания. А «храбрые» то ли истинно веруют в имя Сталина, то ли так пытались выслужиться, но шуму наделали на полмира. И вреда принесли не меньше.
Тема установки памятника Сталину была одной из самых горячих - ее обсуждали на улицах, в магазинах, во дворах. Но несмотря на то, что, по данным различных опросов, большинство запорожцев и вообще украинцев были против появления памятника человеку, признанному диктатором и самой Коммунистической партией, его возвращению в виде изваяния на самом деле не препятствовал никто, включая президента. Он, по большому счету, заявил - ну вы там сами разберитесь, а то негоже царю, то бишь главе государства, такими мелкими делами заниматься. Может быть потому, что с политической точки зрения, пока хоть один коммунист жив, с этого можно что-то поиметь...
Сталин же, кроме всего прочего, пусть даже теперь в металлическом виде, доказал: народ по-прежнему достаточно спокойно соглашается с тем, что делать с ним позволительно многое. Потому что «всегда так было». На самом деле, добиться этого несложно: десятки раз переписанная история, сбитые ориентиры, погребенные под толстым слоем индустриальной пыли в душах работяг «высокие ценности», обыкновенное невежество - все это отличный плацдарм для экспериментов со вседозволенностью. К тому же и народу в отдельно взятом Запорожье на самом деле нужен хозяин, как бы он иногда ни вспоминал о свободном казачестве или о том, что ни правда, ни воля у нас еще не умерла. Как любому рабу... И уж кому, как не Запорожью, нести теперь это клеймо возвращения всей страны в дикое, но такое понятное «позавчера».
Запорожские СМИ отреагировали на установку памятника соответственно. Аналитика - у единиц, мнения - тоже. Сухая констатация фактов: памятник открыли, власть не пришла, женщина умерла.
Действительно, на открытии памятника не было представителей ни городской, ни областной властей. На официальных сайтах симпатика нынешней оппозиционерки Юлии Тимошенко, мэра Запорожья Евгения Карташова и нынешнего верного слуги Виктора Януковича, губернатора Бориса Петрова - о событии ни слова. Правда, через неделю памятник уже стал реальной возможностью использовать его в мелко-провинциальной политической борьбе. Проснулась власть в виде губернатора и заявила: «Я направил необходимое обращение к городскому голове с требованием дать исчерпывающую информацию, на каком основании, на основании каких документов и решений это (установка памятника. - ТК) сделано. Как мы знаем, никаких документов и решений нет. Я считаю, что городской голова самоустранился. По крайней мере, он пожимает плечами и говорит: " А я тут при чем?" Мы постараемся узнать, при чем. И второе. Я обратился в прокуратуру, чтобы они дали правовую оценку этим действиям. Это как губернатор области и я в ближайшее время доложу, какие результаты. Я считаю, что результаты такие будут нехорошие на самом деле, потому что налицо есть нарушение законодательства» (ТРК «Алекс»).
В газетах же, вышедших на следующий день после коммунистического акта, в основном мелькали информационные сообщения о том, что памятник таки открыли. Наиболее активная дискуссия вокруг памятника развернулась благодаря информационному агентству РепортерUA («Репортер Запорожья»). Еще в марте они провели опрос: «Ваше отношение к установке памятника Сталину?». Любопытно, что в этом опросе приняло участие 666 человек: «Я - против» сказали 473, «давно пора» - 193 человека. После именно «Репортер Запорожья» поддерживал дискуссию вокруг всех событий, связанных с темой Сталина. Причем каждая заметка сопровождалась бурными дискуссиями в комментариях от «Надо было поставить памятник - Сталин и Гитлер подписывают пакт Молотова - Риббентропа» до «Весь вопрос не в Сталине! Через Сталина и Бандеру осуществляют водораздел в Украине. Разгоняют быдло по хлевам и там его потрошат. Сильная, единая Украина не нужна никому. Различная исторически сложившаяся ментальность "східняка" та "западенця" вечное орудие в руках врага УКРАИНЫ».
Газета «МИГ» (заявленный еженедельный тираж - 39 тысяч экземпляров) тему установки памятника подняла неделю спустя. На сайте появилась новость дня, что губернатор Борис Петров заявил: изваяние Сталину - незаконное, результаты проверки коммунистов огорчат. В самом же издании появилась аналитическая заметка «Учитесь пользоваться демократией, господа-товарищи» Владимира Москаленко, а также текст российского писателя Владимира Войновича «Оправдать Сталина никому не удастся», который он написал в связи с намерением мэра Москвы Юрия Лужкова в канун 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне украсить столицу РФ портретами Сталина. Войнович, в частности, пишет: «Эта затея, как и все остальные попытки реабилитации Сталина, отвратительна, бесстыдна и враждебна по отношению к нашему обществу, к его прошлому, настоящему и будущему. Затейники ссылаются на ветеранов. Апелляция по ложному адресу. Большинство сражавшихся на передовой погибли на поле боя или умерли потом от полученных ран и контузий, и их уже не спросишь. Хотелось бы знать: среди выживших и желающих видеть Сталина на наших улицах какой процент служивших в тыловом обеспечении, а сколько - прошедших войну, плен и сталинские лагеря? Эти, которых совсем уже мало осталось, тоже за Сталина? Или их мнением можно пренебречь, потому что они в меньшинстве?»
Газета «Суббота» (заявленный тираж - 33 тысячи экземпляров) по следам события сделала репортаж, назвав меры по охране места открытия памятника «беспрецедентными». А через неделю в своей колонке с заголовком «Памятник Карташову» главный редактор газеты Богдан Василенко однозначно заявил: установка памятника была молчаливо одобрена мэром Карташовым. «Запорожские коммунисты давно поют в унисон с командой Карташова. Вялая реакция мэра на установку памятника, ...открытое одобрение личности Сталина со стороны Кияницы (глава Ленинской районной администрации Запорожья. - ТК). Все это дает полное основание полагать, что без команды головы в организации данной провокации не обошлось».
Разворот посвятила проблеме установки памятника оппозиционная ко всем газета «Белая Стрела» (декларируемый «общий тираж» - 20 тысяч экземпляров). Главред издания и по совместительству депутат областного совета Вадим Вышинский пишет в материале, проиллюстрированном фотографиями чудовищных картин голодомора: «Памятник Сталину - большая провокация. ...Твердолобых "сталинистов" не переубедит ничто. У большинства же населения, не воспринимающего Сталина, открытие памятника вызывает резкое неприятие». И намекает: «Кому это выгодно? Только ли коммунистам, или и тем, кто у власти, с чьего молчаливого согласия и состоялся этот позор городского масштаба?»
Промэрский еженедельник «Улица Заречная» (в исходящих данных записано «С. тираж - 22000 экз.») о событии коротко упоминается на новостной полосе. Коммунальная газета «Запорізька Січ» (заявленный месячный тираж - 24500 экз.) под рубрикой «Все же случилось» дает заметку «Памятник Сталину открыт на крыльце. Есть жертвы...» и опрос депутатов горсовета. Избранники от БЮТ однозначно против его установки, КПУ в виде Виктора Короленко (по совместительству и главы городского совета ветеранов) заявило: «... Это ответ действиям националистов, воздвигшим памятники Бандере и Шухевичу». Партия регионов дала расплывчатый ответ, видимо, взяв пример со своего президента, так толком и не изрекшего, имеет ли право быть в Украине такой памятник, или нет.
Таким же неоднозначным, но все-таки поддерживающим идею установки памятника Сталину был в своей колонке и главный редактор газеты «Верже» (декларируемый тираж - 15000 экз) Владимир Кузенко. «Неоспоримо, - обращается он к читателям, - что вождь всех народов - противоречивая фигура, но бесспорно одно, что все, что он делал, на его взгляд отвечало интересам страны и народа, а не его личным. И совершенные им трагические ошибки - это следствие политической конъюнктуры, существовавшей на тот момент в СССР, и принятых в те времена методах устранения политических конкурентов и противников. Полководческий талант И. Сталина вылился в разгром фашистской Германии, и только за это, несмотря на все негативные моменты его деятельности, он заслужил право на уважение, особенно со стороны спасенных от порабощения государств, и в этом нет ничего предосудительного».
Почти полосу посвятили открытию памятника Сталину и в еженедельнике «Прав.Да» (заявленный тираж - 9800 экз). Ее главный редактор Валерий Зотов по поводу открытия Кобе памятника, в частности, написал в своей колонке: «... С нашей точки зрения, вокруг этого события в Украине и не только поднялась ненужная шумиха и даже истерия, которая может привести как к идейным, так и физическим конфликтам. Идеология - это всегда борьба. ...Любая идея, ее последователи и сторонники имеют право на своего идола. Там, в западной Украине, Бандера, Шухевич, здесь, на Востоке, Ленин, Сталин. Очень трудно многим согласиться и примириться с этим. Но по-другому также трудно строить светлое совместное будущее, без раскола на Восток и Запад»...
Наталья Выговская, для «Детектор медіа», Запорожье
Фото - www.lb.ua