Хай йому GEZ!
Надо знать несколько языков, быть исследователем и финансистом, чтобы раскрутить и пояснить, что такое GEZ (Gebuhreneinzugszentrale) для всего немецкого народа. В переводе – это центральная служба по взысканию сбора. Мощная организация взыскивает средства для двух ведущих немецких каналов ARD и ZDF, а также немецкого радио, которые называются здесь общественно-правовыми. Попутно эта организация собирает деньги и за прием всех вещательных сигналов в квартирах, офисах и даже в автомобилях.
Каждый немец, кроме глубоких пенсионеров и безработных, ежемесячно платит GEZ по 17,03 евро для содержания того, что мы в своих мечтах называем общественным телевидением. На его нужды немецкие граждане раскошеливаются ежегодно на 7,2 миллиарда евро.
Чтобы собрать гигантскую сумму на пропитание и функционирование общественных телеканалов, в GEZ энергично трудятся 993 штатных сотрудников и 1800 волонтеров, содержание которых обходится в 706 млн евро. Недавно деятельность сих сотрудников перевели на сдельную оплату, и теперь взыскатели и контролеры трудятся с особым рвением, прислушиваясь к сигналам у дверей домов, подглядывая в окна, проникая в квартиры под видом страховщиков и т.д.
Но средств на содержание могучих и не очень рентабельных каналов-общественников все равно не хватает. За три последних года ARD, ZDF и «Немецкое радио» недосчитались 440 млн евро. С таким дефицитом трудно работать. Руководство общественно-правового телевидения обратилось с иском в Конституционный суд страны. Что за безобразие с неуплатами за телевидение! Даже GEZ не может справиться с неплательщиками, которых всего-то по стране 5%. А руководители земель Германии намекают на то, что плата слишком высока, и просят ее снизить.
Что для нас полезно знать
Конституционный суд вынес свой вердикт по поводу жалоб «общественников» на «добреньких» руководителей земель, желающих как-то облегчить теленошу населения, указав ARD и ZDF на то, что они сами «не исчерпали внутренние финансовые резервы». Противной же стороне было объявлено: вмешательство политиков (и всяких других лиц и организаций) в финансовые вопросы телевидения и радио противоречит Конституции страны, как «факт нарушения свободы вещания».
…Что подумают наши политики, депутаты, партии по этому поводу, когда для них все двери и все сферы влияния на СМИ и законы – открыты. И никто этому не препятствует…
Что еще поучительного для нас в этом немецком эпизоде, когда мы сами имеем уже многолетний опыт создания своего общественного телевидение? Главное: Конституционный суд ФРГ определил как недопустимое «давление властей на стратегию общественных СМИ, в задачи которых входит информирование и просвещение».
Заметьте обязательное соседство двух понятий: информирование и просветительство. С информированием – дела выясняются. А вот с просвещением? На сайте «Детектор медіа» я неоднократно раскрывал факты из жизни телевещания в Европе, которые вроде бы неизвестны нашим госчиновникам и коммерсантам, так стремящимся в западном направлении.
То для нас странно, но в Европе просвещать народ на телевидении считают необходимым. И я писал о множестве детских и юношеских каналов, целиком занятых этим. Так же, как и научной популяризацией, изобретательством и обучением ремеслам и профессиям. Не говоря уже о постоянном присутствии в западном эфире культурных программ по искусству – классическому и модерному. У нас с этим по-прежнему глухо. Незамысловатая развлекательность совсем убила увлекательность познания мира и человека. Мол, у нас народ светел и мудр, он незамутненный источник всего – зачем его еще и просвещать? Его надо не просвещать, а агитировать. Партиям и Государству. А бизнесу - проводить успешную капитализацию.
Где главная собака зарыта?
Она покоится в давно решенном немцами вопросе: ни государство, ни политики с бизнесменами не имеют никакого отношения к общественному телевидению и радио. Это вещание здесь – особая форма собственности. И называется она – общественной собственностью. Фактическое, а не декоративное, управление общественно-правовым каналом осуществляет Совет, состоящий из уважаемых людей общественного толка. Точно – не политиков и бизнесменов.
Здесь немцы просто пионеры. Общественно-правовое теле- и радиовещание было организовано в Германии вскоре после окончания Второй мировой войны. Для чего? Для обеспечения основного права гражданина на получения независимой информации.
Может, у нас это право и существует на бумаге, но в практике многолетних потуг создания общественного телевидения игнорируется просто организационно и по определению. Вместо независимого и просветительского телевидения на деле или в проектах получаются какие-то пропагандистские штучки давно минувших дней. Как в той шутке: что бы он ни делал – все равно получается пулемет.
Вспомните: уже давненько в России по инициативе и на деньги Бориса Березовского и Ко вместо Первого канала вдруг образовался Общественный. Ну и что? Как говорят те же соседи, новых щей да пожиже влей. Главное – кто командует на канале и за что платит.
И у нас давно закончился энтузиазм с созданием своего общественного телевидения. Столько разговоров на самом высоком и среднем уровне, столько нервотрепки с бедными сотрудниками. Были реальные планы и отчаянные люди, которые брались за дело. Однако государство, которое намеревалось руководить и финансировать (то государство, что не в состоянии достроить парадный для своей НТКУ), – само породило энтузиазм, само и убило всю затею. Кто не помнит смуту и изгнание Андрея Шевченко.
Новое поколение политиков и чиновников в лице бессмертного Гостелерадио решило возродить идею общественного телевидения и выполнить свои соцобязательства перед избирателями и всем народом. И посмотрите – общественное телевидение, оказывается, уже живет и функционирует, пусть пока что в виде «отдельного проекта». Тот же пулемет старой конструкции на абсолютно советской основе. Всем руководят по-прежнему чиновники из столицы. Уже есть информационная программа, что было важно перед выборами. Остальное поставляют из областей – из региональных и тоже бессмертных, но влачащих жалкое существование подкомитетов или местных ТРК. Влияние государства и недостаточного финансирования со всех сторон. Руководить, конечно, стремятся все те же – Государственный комитет и местная власть. Руководить кем?! Общественным телевидением, которое во всех нормальных странах отделено от государства. Как религия. Телевизионная. И независимо общественная.
Где взять денег на эту роскошь?
Телевидение вообще и общественное тем более стоят дорого. Даже немцы – телевизионщики и телезрители – все сильнее стонут. Ежемесячно GEZ донимает и грозится опять повысить плату. Конечно, с этим борется общество. В октябре главы немецких земель и все заинтересованные лица соберутся на специальное совещание. Собираются готовить новую модель финансирования каналов общественного телевидения. В радикальных планах – упразднение сбора GEZ и замена его налогом в 9-11 евро ежемесячно.
Нарисуем и европейскую картину: сколько платят телезрители за просмотр общественного телевидения в разных странах.
В Австрии – 19,20 евро в месяц.
Во Франции – 9,67. Налог, взимается Министерством финансов вместе с налогом на жилье.
Великобритания – 16,58. Пошлина.
Италия – 8,67. И это в стране, где от пошлины на общественное телевидение уклоняется 35% населения.
…Слава нашим будущим героям, которые, мысля по-европейски, изыщут возможности для создания украинского, подлинно независимого, честного, высокоморального, профессионального, просветительского и культурного общественного телевидения и радио. Еще большая слава падет на плечи тех, кто изыщет возможности финансирования общественного телевидения, посильного для наших телезрителей.
…А между тем в Испании произошло чудо: телевидение бесплатно для всех зрителей и финансируется государственным бюджетом. Оле!..
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ