Алексей Семенов: «Червякам не удастся меня поссорить с Лысенко и Панасивской»
Алексей Семенов: «Червякам не удастся меня поссорить с Лысенко и Панасивской»
- Спасибо, что тратите время на меня. Здравствуйте!
- Олексію, ви задоволені новими проектами, запущеними з серпня цього року?
- Частью из них. Главная проблема команды Бенкендорфа была в том, чтобы за два месяца произвести большое количество телевизионных форматов и сделать обновление программной сетки. Необходимостей несколько: хотели предложить сотрудникам компании НТКУ новые форматы, которые заинтересуют их как опытных телевизионщиков. Мы хотели показать телезрителю новые программы, новые лица и нашу тенденцию в развитии Первого национального. У нас была главная задача - совместить показатели проектов и их социальную значимость. На 70% нам это удалось. Но это показатель, который бы не удался никому другому, кроме команды Бенкендорфа. Для тех, кто находится в профессиональной медиасреде, эти слова не покажутся хвастовством.
- Вітаю вас із нагородою Кабінету Міністрів України! А чого ви позаштатний працівник НТКУ? Як може бути головний продюсер позаштатним? Ви, мабуть, досі громадянин Росії? А коли вже отримаєте українське громадянство?
- Я работаю на договоре. Генеральный продюсер - это человек команды, это человек, который назначается на канал генеральным директором. На сегодняшний момент я в украинском медиарынке активно нахожусь 8 лет. Большая часть телевизионных профессионалов знает меня с рабочей стороны. Поверьте, я не многих разочаровал. Как только я оформлю вид на жительство, стану работать в штате компании. Этот вопрос про гражданина России я слышу примерно раз в тысячный. Он меня не смущает. Он мне говорит сразу многое об уровне знаний, культуры, образа мышления человека, который его задает.
- Почему вы даже не пытаетесь решать вопросы с финансированием вами же руководимых проектов на УТ? То есть, многие ваши идеи, конечно, хороши в процессе их произнесения вслух... А вот когда дело доходит до их реализации, то оказывается, что ни денег, ни специалистов нужного уровня вы как продюсер найти не можете...
- Боюсь, что в этой истории ваш вопрос не ко мне. На сегодняшний момент профессионализм сотрудника Первого национального заключается в том, чтобы произвести продукт на ту сумму, которая есть. Я знаю, что Валид Арфуш, например, совершенно профессионально производит украинский отбор «Евровидения» практически за бесплатно для канала. Благодаря тому, что Захур и кампания «Истил» решили стать партнерами в производстве украинского отбора «Евровидения», они нас выручают. Именно по такой схеме на сегодняшний момент нам приходится работать. Но это дисциплинирует. Мы найдем того зрителя, который видит содержание, а не форму.
- Вы благодарны Ирине Лысенко за то, что она не стала выносить на всеобщее обозрение вашу подставу во время «Фабрики-1» с неспособностью как продюсера качественно управлять большим проектом (о чем, кстати, говорят его рейтинги + резонанс) и «розыгрышем» в кругу своих главного приза проекта - автомобилем?
- У нас с Ириной Лысенко прекрасные отношения, как и с Оксаной Панасивской. Я не понимаю, о чем вы говорите, вы просто не в курсе проекта. Таких высказываний я слышал очень много, к сожалению для вас, это не делает меня слабее. Вы ничего не понимаете в показателях проектов. Проект «Фабрика звезд - 1» был первым форматом реалити в Украине. До Нового канала никто не решался запустить то, что сегодня набирает максимальные рейтинги. В тот момент на Новом канале только начиналась эра высоких показателей. Показатели «Фабрики звезд - 1» были в два и больше раза выше средней доли канала. Только непрофессиональные люди, сравнивая показатели каких-то проектов, берут во внимание рейтинг и долю. Главное в анализе - это показатели проекта к средней доле канала. Если вы возьмете во внимание эту информацию, то сможете просчитать, насколько удачным проектом для Нового канала была «Фабрика звезд 1». Что касается выигрыша машины, это вообще простая история: Бенкендорф просто отправил больше всех смс. Данные по смс-голосованию и тому, кто сколько их отправил, в открытом доступе в интернете. Главное - не завидуйте и не пытайтесь оскорблять тех, кто просто живет активнее и разностороннее, не пытайтесь обвинять их в том, что они успешнее вас. А про всю эту историю с розыгрышем автомобиля и Бенкендорфом в начале следующего года вы сможете в деталях прочитать в моей новой книге «Телевидение и практика».
- Олексію, ви не в курсі вже набрали кореспондентів на «Євроньюс»? Коли вони почнуть працювати?
- Спасибо за вопрос. Я обязательно адресую его Валиду Арфушу, потому что он является человеком, отвечающим на Первом национальном канале за все международное сотрудничество. В этом плане хочу отметить, что я не знаю ни одного другого украинца, который был бы так же продуктивен в международных переговорах с иностранными массмедиа. Валид Арфуш, как и я, как и заместитель Бенкендорфа, отвечающий за производство, Владимир Липовой, как и Александр Пантелеймонов, отвечающий за информационную политику канала, как и Михаил Метревели, отвечающий за спорт и направление «Евро-2012», как и многие другие, являемся членами команды Егора Бенкендорфа. Хочу сказать, что каждый из нас знает свои задачи и свое место на Первом национальном. На сегодняшний момент мы слаженнее других телевизионных команд идем к достижению цели. Как говорится, собака лает, а караван идет.
- Чи проводите кастинги нових ведучих? На які програми?
- Да, мы проводим кастинги постоянно. Одно из условий - зарплаты на Первом национальном ниже, чем на других телеканалах Украины. И единственный наш выход - мы приглашаем к сотрудничеству тех людей, которые состоялись в жизни и хотят работать на Первом национальном потому, что другого шанса поучаствовать в реформировании государственного телевидения больше уже не будет. Мы всей командой переведем Первый в разряд телевизионных каналов, о которых телезритель знает, на какой кнопке они находятся. Мы сейчас проводим кастинг на программу «Нащадки», потому что у нас закончились договорные отношение с Борисом Бронштейном и с артистами «Талант-групп». Я хочу сказать им всем огромное спасибо, потому что они два месяца отбивались от нападок необразованных, хамовитых и скандальных журналистов и критиков, и выдержали этот удар достойно. На сегодняшний момент все страсти вокруг «Нащадков» приутихли, потому что даже самая последняя сволочь поняла, насколько важным для молодежи является единственный в Украине социальный проект «Нащадки». Это прекрасно понимают в международных организациях, поэтому за этот период «Нащадки» работали с Французским культурным центром, ООН, ЮНИСЕФ.
- Олексію, чи їздили ви на Moscow Teleshow? Чому?
- Я не ездил на это шоу.
- Як ви можете оцінити загальний рівень підготовки журналістів, які подають свої заявки на роботу в «Євроньюс»?
- Это вопрос к Валиду Арфушу.
- Який бюджет вашої ліричної комедії «Кумські байки»? І як каналу вдалося знайти кошти на її виробництво?
- Канал ни копейки не вкладывает в этот проект.
- Розкажіть детальніше про проект «Вечірньої казки» на НТКУ. Хто буде ведучим?
- На сегодняшний момент есть четыре предложения от разных компаний. Мы рассматриваем пилоты, анализируем и взвешиваем риски. Иногда ругаемся с Бенкендорфом, который считает, что детская сказка обязательно должна быть на Первом национальном канале. Я же считаю, что детская сказка - это милые воспоминая взрослого человека о периоде своего детства. На сегодняшний момент любой ребенок является потребителем большого количества информации (образовательной, социальной, развлекательной) через различные массмедиа.
- Коли стартує «Вечірня казка» в ефірі?
- Как только будет утвержден пилот: надеюсь, что с нового сезона, который начнется на Первом с 15 января.
- Над якими ще дитячими проектами працює канал?
- Мы работаем над большим проектом с Юрием Николаевым - ведущим программы «Утренняя звезда». Это большой международный формат, в котором принимают участие дети из разных стран бывшего Советского Союза. На сегодняшний момент есть договоренность с национальными телеканалами разных стран. Мы работаем с крупными корпоративными спонсорами. С запуском новой сетки в сентябре Первый увеличил среднюю долю канала практически в два раза. Благодаря этому мы почувствовали, как серьезный спонсорский рынок повернулся к нам лицом. Пошагово, поэтапно мы будем улучшать качество программ, будем расти по рейтингам, и станем серьезными оппонентами развлекательному коммерческому телевидению.
- Коли повернеться в ефір проект «Хочу в армію»? І чи повернеться взагалі?
- Не вернется.
- Останнім часом Перший національний активно купує і ставить повтори старих серіалів телеканалу «Інтер». Ви й надалі плануєте заповнювати ефір екс-інтерівським продуктом (окрім серіалів ви також оновили колись брендовий формат «Інтера» «Все для тебе»)? Чи з'являться на каналі прем'єрні серіали? І чи в змозі канал придбати такі проекти? Який серіальний продукт ви б хотіли бачити в ефірі? Чи співпрацюватимете ви з українськими продакшнами? Які кошти виділено для Першого національного на закупки?
- Меня больше всего радует злость людей. На сегодняшний момент команда Бенкендорфа является не столько командой профессиональных менеджеров, сколько командой кризис-менеджеров. Все вы знаете о разрухе на Первом. Все знают о том, что даже у сотрудников Первого национального телевизор на Мельникова был настроен на другие каналы, но только не на Первый. Ситуация изменилась. Все смотрят Первый национальный. Нет ничего проще, чем закупать дорогие сериалы и форматы успешных международных проектов. Мы пришли на Первый к минусовому бюджету и долгам. И перестаньте цепляться к каким-то мелочам. Неужели вы сами себе, внутри себя, не признаетесь, что Первый национальный стал другим каналом? И это только начало. Делать закупки у продакшнов канал не намерен и не делает этого. Все стороннее производство на канале не требует затрат Первого национального.
- Коли НТКУ керував Віталій Докаленко, він мав намір виробляти два шоу за форматами компанії Endemol. Однак згодом так і не зміг їх реалізувати. Хотіли б ви придбати для Першого зарубіжні формати і чи маєте такі можливості?
- Я считаю Виталия Докаленко одним из самых успешных на сегодняшний момент телевизионных менеджеров. Я знаю, насколько сложно ему было (так же, как и нам) продуктивно выстроить работу Мельникова, 42. Мы не покупаем форматы, у нас пока нет такой возможности. Но мы всегда открыты для совместного производства. Сегодня мы готовим новый телевизионный проект под рабочим названием «Я жду». Проект, в котором рассказывается о трех детях, оказавшихся в детском доме. В Украине большая проблема: тут неохотно усыновляют детей старше 3 лет. Мы будем рассказывать о них, чтобы разбить общественные стереотипы, что в детских домах находятся дети только из семей алкоголиков. Если ваш продакшн хочет поучаствовать в производстве этого проекта, мы всегда готовы к совместному благому делу.
- Чи задоволені ви на сьогодні виробництвом творчих об'єднань? І яке з них, на вашу думку, готує найбільш якісний продукт? Які проекти готує нині відділ соціально-публіцистичних програм?
- Они все молодцы. Меня порадовала Лариса Дроздова, которая раньше занималась коммерческими проектами на канале. Она выстроила программу «Легко бути жінкою» - и хорошие показатели, и настроение. Сегодня, например, у нас последний эфир «Легко бути жінкою» совместно с ООН против насилия в семье. Если бы проект шёл на другом национальном канале, он собрал бы всю женскую аудиторию страны. Без средств на промотирование программы мы можем двигаться в сторону увеличения аудитории только из дома в дом и из уха в ухо. Мне нравится, как работает Людмила Островенко (Писанко). Жесткая снаружи, добрая внутри. Благодаря ее организационным способностям проект «Вера, надежда, любовь» с Татьяной Цимбал и Ильей Ноябрьевым имеет долю в два раза большую, чем средняя доля канала, а самое главное - каждую программу люди спасают детей. И я публично хочу сказать спасибо руководителю программы Ларисе Доценко за то, что она отдала себя этой программе. Я благодарен Бенкендорфу за то, что он доверил мне заниматься этими социальными проектами и получать и счастье от работы с такими нравственными людьми.
- Чи будете продовжувати вести проект «Шалені татусі» на «Інтері» і після Нового року?
- К сожалению, нет. Рабочий день начинается в 9 утра, а заканчивается обсуждением с Бенкендорфом итогов дня в 23 часа.
- Частина ваших співробітників активно висловлюють своє невдоволення тим, що Олена Загороднюк видає їхні проекти за свої. Ви про це знаєте?
- Я не занимаюсь интригами.
- Чи задоволені ви показниками «Чоловічого клубу» в праймі? Як довго цей проект лишатиметься в ефірі? І як ви взагалі уявляєте концепцію прайму Першого національного? За яким принципом ви розробляли сітку каналу в новому сезоні? Які слоти в сітці Першого на сьогодні ви вважаєте найслабшими?
- С 15 января у нас стартуют новые телевизионные программы, у нас в очередной раз произойдет виток качественного улучшения телеконтента канала. С 15 января сетка изменится.
- Як би ви охарактеризували вашу аудиторію? За дослідженням Media Resources Management, Перший національний зайняв вільну нішу - «дорослий чоловічий канал» і сформував власне ядро глядачів - чоловіки віком 60+. Вас не лякає наявність такого немолодого глядача?
- Как вы себе представляете переход от канала, чья целевая аудитория была «мужчины и женщины старше 70 лет»? Это же не тумблер переключить. Слава богу, у нас хватает мудрости не терять ту аудиторию, которая была, и при этом привлекать новую. Мы будем омолаживать целевую аудиторию канала. Спасибо за вопрос.
- На які показники ви плануєте вийти до кінця року і яке завдання ставите на 2011 рік (вкажіть конкретні цифри й аудиторію та вибірку)?
- В 2011 году у нас будет крепкая доля канала - 3%. Целевая аудитория - мужчины и женщины 45+.
- На НТКУ нужно менять всю аппаратуру, так как какое бы шоу ни снимали, какую бы программу ни делали, какой бы фильм или программу ни показали - картинка всегда 80-х годов. И тут нет вины команды.
- Спасибо, Денис, что вы понимаете это. Вы себе не представляете, как бы мы хотели улучшения телевизионного оборудования! Это бы сильно увеличило интерес телезрителей и упростило бы процесс производства. На сегодня Владимир Липовой, который занимается производственным процессом, каким-то фантастическим образом удерживает на плаву собственное производство, объемов которого нет ни на одном украинском канале.
- Нині майже всі проекти каналу виходять за підтримки спонсорів. Яким чином на каналі організовано пошук спонсорів? Чи легко це вдається? І чи виходить у вас за рахунок спонсорства відбивати вартість програм?
- Спонсоры - они же не идиоты и не меценаты. Им нужно за их же деньги получить необходимую выгоду. На сегодня если доля канала ниже 3%, спонсоры вяло разговаривают. Но есть высокий процент тех, кто готов вступать в работу с Первым национальным, потому что есть новая команда, которая до этого работала на разных коммерческих каналах и производила высококачественную продукцию. Команда самая молодая, и даже если раньше и совершались ошибки, то это потому, что мы все практики и очень много работаем, а главное - нам это очень нравится. Спонсоров мы ищем все. Например, спонсором строительства туалетов НТКУ (раньше в туалетах НТКУ не было унитазов, а были просто дырки, представьте этот ужас!) стали наши друзья, которых мы уговорили просто помочь. Обещали повесить на дверях туалетов их портреты, но они отказались :).
- Алексей, почему вы не пишите в своей биографии о промежутке с 2000 по 2007 год? Почему нигде не упоминаете о работе в Москве у Арифулиной «на побегушках» десятым помощником? Потому что это непрестижно? Почему о вас плохо отзывается и сама Арифулина, и её команда? Почему вы сбежали из Москвы?
- Я приехал в Украину в 2003 году, с Арифулиной общался только на «Фабрике звезд». «На побегушках» - вы меня переоцениваете :). В моей новой книге будут подробно описаны все этапы телевизионной практики, какими бы радостными или, наоборот, тяжелыми они ни были. С Арифулиной после 2002 года я не виделся и не слышался. Хотя, замечу, она большой профессионал.
- Скажите, пожалуйста, как вы сотрудничаете с отделом маркетинга? И есть ли вообще таковой на НТКУ, такое впечатление, что он (отдел) каналу совершенно не нужен... Есть программа «Фольк мюзик», которую смотрят три калеки и которая не делает погоду в улучшении показателей канала. Закройте все совдеповские программы. Зачем они вам нужны? И так репутация канала для селян, а тут еще «Фольк», «Надвечір'я» и т. д.
- «Фольк-music» и «Надвечір'я» являются социально важными проектами с высокой долей смотрения. «Фольк-music» отыскивает старые народные украинские песни и дает им новую жизнь, а «Надвечір'я» работает с пожилыми людьми, про которых совсем забыли другие телевизионные каналы Украины и плевал рекламный рынок как на неплатежеспособное население.
- Алексей! Как вы считаете, имеет ли смысл требовать от рядового сотрудника НТКУ работу качества «Дискавери» и платить ему при этом зарплату в размере 2 тысяч гривень? И еще один вопрос: какую зарплату получаете вы?
- Я ни от кого не требую, на сегодняшний момент на Первом национальном канале работают добровольцы. Было несколько случаев, когда люди хотели больше денег, в этой ситуации нам приходилось с ними расставаться. Если ты считаешь себя профессиональным человеком, ты имеешь право находить лучшую работу с большим уровнем оплаты. А сидеть на канале и плакать от того, что низкие заработки, непродуктивно. Сделайте себя востребованными.
- Олексію, розкажіть детальніше, про що ваша книга. Чому ви вирішили її написати?
- Я читаю лекции в нескольких компаниях и институтах в Украине и России. Это будет своего рода учебное пособие, на конкретных примерах без купюр.
- Я поддерживаю Демченко. Действительно, Лысенко и Панасиевская публично о Вас плохого не говорят, но за глаза твердят одно: «Хватит с нас одного горе-продюсера Семёнова, который за пару миллионов долларов бюджета первой "Фабрики", сделал такое "г"... Было бы иначе - мы бы не отказались от сотрудничества с ним»...
- Никогда червякам не удастся меня поссорить с Лысенко и Панасивской :).
- Як ви оцінюєте рівень української журналістики у порівнянні з ситуацією в Росії? Які сильні та слабкі сторони українських і російських журналістів ви б виділили?
- Я не слежу за российской журналистикой, и ничего сказать об их уровне работы. Мне гораздо интереснее украинские массмедиа, потому что они развиваются самобытно. Украинский зритель очень избалован. Он потребляет украинского производителя, лучший продукт российского рынка и международный кинофонд. Его сложно удивлять. Канал СТБ и Алексей Мустафин в последние годы демонстрируют высочайший уровень документалистики. Я считаю их эталоном в современном развитии данного формата.
- Алексей, почему у вас ничего не вышло в 2006 году с НТН?
- Я не знаю, о чем вы говорите. К сожалению, есть разные уровни информирования о процессах. С началом работы на НТН стали активно расти показатели канала, благодаря чему канал поменял сейлз-хаус и стал обслуживаться в «Интер-рекламе». При мне стоимость рекламного времени выросла в три раза. Это огромные деньги, огромное развитие канала, которое позволило владельцам максимально выгодно его продать. Если бы вы что-то в этом понимали, то не задавали бы глупых вопросов. К счастью, среди интернет-пользователей этого уважаемого издания есть много профессиональных людей, чьим мнением я дорожу.
- Спасибо огромное! Хочу пригласить всех тех, кто заинтересован в сотрудничестве. Мое мыло: semenov@ntu.ua.
Фото Руслана Новосёла