Алексей Мацука: «Нынешняя власть пытается заимствовать западные подходы»
Алексей Мацука: «Нынешняя власть пытается заимствовать западные подходы»
«Детектор медиа» к Дню журналиста — 2020 решил спросить авторитетных коллег о том, как живется медиа при новой власти, изменилось ли что-то и в какую сторону, если да. А если нет — то почему? Размышления Отара Довженко читайте тут. Катерины Коберник тут.
Сегодня — слово Алексею Мацуке, главе правления Донецкого института информации, главному редактору «Новостей Донбасса».
Власть в Украине меняется стремительно, в отличие от отношения любой власти к медиа. Нас все так же видят либо как обслуживающий персонал, либо как объект для заигрывания. И от того, как нас, журналистов, воспринимает та или иная администрация президента, обычно и зависят оценки власти. Но, возможно, пора выйти за пределы этой парадигмы, как это сделали наши сограждане, избрав на выборах нестандартного для отечественной политики лидера.
При президенте Владимире Зеленском за прошедший год было разное: и конфронтации отдельных политиков с журналистами, и рекордная по продолжительности пресс-конференция главы государства, и традиционные споры во время аккредитации на пресс-конференции.
Украина, конечно, отошла от авторитарных практик Советского Союза. Давно нет государственной цензуры в медиа, а журналисты тех СМИ, которые называют себя оппозиционными правительству, могут задать свои вопросы президенту напрямую (телеканалы группы Медведчука или проект Анатолия Шария). И даже медиа, подконтрольные Петру Порошенко, партийный штаб которого связан с этими медиа и создает из него альтернативу Зеленскому, не приняв до сих пор боли поражения на последних выборах, свободно работают в Украине и продолжают распространять критику в адрес властей, иногда пересекая черту морали и этики украинского журналиста.
Нынешняя власть пытается заимствовать западные подходы. Пресс-секретарь президента Юлия Мендель пришла на эту должность из The New York Times, где была внештатным корреспондентом, подав свое резюме на открытом конкурсе, и для многих из нас, знавших Юлию до назначения, это стало тогда позитивным сигналом. Однако у меня как у профессионального журналиста как тогда, так и сейчас сохраняется скепсис — приживется ли в Украине, с нашей неустойчивой и «транзитной» демократией то, что работает в развитых и стабильных странах, где существуют традиции отношений между властью и медиа? Но однозначно то, что наша традиция родом из СССР «подчиняться либо сопротивляться» должна быть изменена. Время пришло.