Медийные эксперименты президента Зеленского, или Почему «Квартал» не заменил новости

Медийные эксперименты президента Зеленского, или Почему «Квартал» не заменил новости

7 Червня 2020
3219
7 Червня 2020
10:00

Медийные эксперименты президента Зеленского, или Почему «Квартал» не заменил новости

Катерина Коберник
Шефредакторка «Бабель»
3219
История отношений президента Зеленского с журналистами похожа на плохой сценарий — в нем много драм, глупых шуток, личных обид и совсем нет хороших диалогов.
Медийные эксперименты президента Зеленского, или Почему «Квартал» не заменил новости
Медийные эксперименты президента Зеленского, или Почему «Квартал» не заменил новости

«Детектор медиа» к нынешнему Дню журналиста решил спросить авторитетных коллег о том, как живется медиа при новой власти, изменилось ли что-то и в какую сторону, если да. А если нет – то почему? Размышления Отара Довженко читайте тут. Сегодня же мы публикуем текст шеф-редактора сайта «Бабель» Катерины Коберник. Продолжение следует.

Владимир Зеленский со старта президентской кампании хорошо знал, как устроены СМИ. Он руководил крупным телеканалом «Интер», его студия делала рейтинг «1+1», а сериал «Слуга народа» стал самой эффективной телеагитацией в современной истории. Весной прошлого года Зеленский говорил, что информационную политику телеканалов нужно отделить от развлекательного контента и сделать независимой от собственников. Он не объяснял как, но, в отличие от предшественников, озвучивал важную проблему. Со старта Зеленский был самым медийным кандидатом в президенты, и, казалось, при желании его Офис со СМИ точно сработается. Получилось иначе — президент переоценил себя и недооценил журналистов.

Предшественники Зеленского с журналистами работали по-разному. При Кучме и Януковиче их запугивали, при Ющенко — не мешали, но и не реагировали, при Порошенко — пытались контролировать. Создатели «Квартала» решили, что журналистов они могут заменить. Когда об этом публично говорил бывший глава Офиса президента Андрей Богдан, многие коллеги обижались. На самом деле зря. Монополии на информацию СМИ давно лишили, и не только соцсети. Серьезные новости вытеснил инфотейнмент. Не важно, что случилось на самом деле, для миллионов украинцев важно, как об этом пошутил «Квартал». Не важно, как Порошенко уволил Коломойского из Днепропетровской ОГА, важно, что его «я просто гуляю» из выступления «Квартала» стало мемом, а невнятные реплики Порошенко никто не помнит. Команда Зеленского поняла, что «Квартал» популярнее любого новостного СМИ, но упустила разницу между жанрами.

Чтобы заменить журналистов, недостаточно просто собирать миллионы просмотров под роликами в YouTube — нужно либо самому быть сильным журналистом и понимать нюансы профессии, либо давать аудитории то, что ей нужно. Команда президента прогнозировано не подошла по обоим пунктам — в ней нет талантливых журналистов и она не готова предложить то, что любят простые избиратели, — беспощадную критику власти. Несколько интервью Tesla и срежиссированный разговор Зеленского с другом вместо интервью, не заменили реальные новости, но грубую попытку отобрать у них влияние журналисты запомнили.

После этого команда, которая могла сделать прорыв в информполитике, повторила все ошибки предшественников: со СМИ она пыталась подружиться, надавить, оскорбить. Власть показала, что ей не принципиальна честность и объективность. Проще иметь дело с телеканалами из орбиты Виктора Медведчука, где провластным спикерам задают удобные вопросы или хамят, создавая выгодный фон. В итоге все свелось к взаимным выпадам президента и журналистов на последней пресс-конференции. Вместо того, чтобы получить важную информацию, многие репортеры упражнялись в красноречии, а президент грубо отбивался и так же грубо нападал.

Наблюдать за такими баталиями неприятно, но для страны не критично. Непростые отношения власти со СМИ можно было бы игнорировать, не будь они страной в миниатюре. Журналисты — те немногие, кто говорит с президентом, чиновниками и политиками напрямую и транслирует вопросы своей целевой. Если власть не любит журналистов — это норма. Если она их публично оскорбляет и делает ставку на слабых, но удобных — это плохой сигнал для всех.

Зеленский не главный враг свободы слова, его команда не больше предшественников хочет слышать о себе хорошее и не отвечать на неудобные вопросы. Но быть не хуже — не результат. Можно много говорить о том, что честная журналистика — залог нормального развития общества и государства, но, очевидно, команда Зеленского об этом слышала.

Для власти журналисты — это люди, которые им верят / читают / смотрят. Немного поэкспериментировав, эта команда, как и предыдущие, нацелилась на максимальные охваты, то есть на телевизор. Если дальше сценарий не изменится, Зеленского ждет то же, что Порошенко, — зависимость от медиаресурсов олигархов, критика независимых СМИ и падение рейтинга.

Пока у власти есть шанс пойти другим путем — перестать обижаться на неудобных и заигрывать с удобными СМИ, всем дать равный доступ к информации и найти в команде тех, кто понимает разницу между «Кварталом» и журналистикой.

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
3219
Читайте також
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду