Ольга Гук, «Сегодня»: Время «Спид-инфо» прошло, а время «Викиликс» не наступило
Ольга Гук, «Сегодня»: Время «Спид-инфо» прошло, а время «Викиликс» не наступило
Печатные СМИ в этом году получали намного меньше публичного внимания, чем телевидение и интернет-издания. И совершенно напрасно. Да, это далеко не самый крупный сегмент медиа по рекламным доходам и аудитории – но и не самый маленький. Да, на нем нет громких лончей – но есть крепкие игроки. Один из них – газета «Сегодня». Она является неотъемлемой частью развиваемого «Медиа Группой Украина» мультимедийного бренда «Сегодня», которому в этом году исполняется 20 лет.
«Детектор медиа» пообщался с главным редактором газеты Ольгой Гук – о том, как на ее редакции сказалось решение медиагруппы объединить все новостные проекты под одним брендом, как организована работа журналистов печатного издания в нынешние времена и почему время скандалов ушло.
— Ольга, в начале года «Медиа ГруппаУкраина» объявила о создании информационного мультиплатформенного бренда «Сегодня», под которым объединили теленовости, газету и сайт segodnya.ua. Как это объединение прошло для редакции газеты? В чем оно выражалось? Сокращали ли коллектив? Перераспределялись ли обязанности? Стало ли издательство менее самостоятельным в редакционной политике?
— Создание мультибренда «Сегодня» открывает для редакции газеты новые возможности. Еще до запуска мы обсудили с коллегами, в чем могут быть пересечения и взаимопомощь редакций наших медиа. Информационное поле в аспекте новостей у нас общее, есть широкие возможности при подготовке материалов для обмена комментариями, подробностями. Усилилась та самая пресловутая конвергенция, о которой говорят уже лет десять и стараются выстроить во всех мультиплатформенных редакциях.
У нас появились общие планерки, в которых участвуют газета, сайт, руководители всех выпусков теленовостей канала «Украина» и итоговой программы «События недели». Мы анализируем не только актуальность тем и взаимную заинтересованность в них, но и обсуждаем возможности медиаподдержки наших проектов. Например, в ноябре газета и сайт «Сегодня» приняли участие в престижной фотовыставке Kyiv Photo. Мы были единственным медиа, которое смогло представить работы своих фотокоров наравне со снимками знаменитых фотографов и фотостудий. Телеканал поддержал нас, сделав отличный сюжет. А когда съемочная группа программы «Сегодня» отправилась в Антарктиду, у нас был крупный мультимедийный проект. В газете появлялись большие репортажи о том, как «Сегодня» покорила полюс, а телевизионщики взяли с собой нашу только-только вышедшую книгу «Прогулки по Киеву с газетой “Сегодня”», передали ее полярникам и сделали снимки нашего путеводителя на фоне айсбергов, читателей-пингвинов и бескрайних белых просторов Антарктики. Так что благодаря объединению книга от «Сегодня» теперь на украинской станции Академик Вернадский. Мы на страницах оставили подпись на всякий случай: «Топить книгой — в последнюю очередь».
Других перемен нет — никого не сокращали, никакого вмешательства в редакционную политику или перераспределения обязанностей нет. Просто телевидение стало ближе. Кстати, после объединения я попросила организовать для моих журналистов и редакторов тренинги по съемке и монтажу видео. Упор больше делался на интернет-формат. На мой взгляд, каждый пишущий журналист сегодня должен знать не только, как правильно делать фото, но и как снять небольшой сюжет или сделать видеотизер, мини-интервью, экранизировать часть своей печатной истории. Так что мы движемся в этом направлении, осваиваем новые горизонты. Учеба, конечно, только началась, ведь за пару занятий мастерства не достичь. Но мы не намерены останавливаться.
— Когда пользователь заходит на сайт segodnya.ua, он видит баннер с призывом оформить подписку на печатную версию, но не видит, как выглядят номера газеты. Нет на сайте и ваших контактов, контактов ваших журналистов (или я не нашла). Вы сознательно так сделали, абсолютно размыли границы между принтом и интернетом?
— Да, мы изначально не видели необходимости разделять материалы газеты и сайта, маркировать в вебе как-то отдельно тексты журналистов принта или подчеркивать, что у нас отдельные редакции. Читателю ведь, по сути, всё равно, читает он текст, который опубликован в газете, или — появился только на сайте. Ему важно содержание. А контакты на сайте… Знаете, с развитием соцсетей читатели легко находят и журналистов, и редакторов, и меня в Facebook илиLinkedIn.
— Как соотносится контент газеты «Сегодня» и сайта segodnya.ua? Что появляется и там, и там? Что — только в принте?
— Только в принте остаются форматы, которые сайту трудно адаптировать. Например, большие зрелищные инфографики, которые периодически у нас получаются настоящими произведениями искусства. Мы даже получали несколько престижных международных наград за дизайн. Также только в принте такие рубрики как «Компас новостей за неделю», «Максимальный репост» — обзор топовых постов в соцсетях за неделю, телепрограмма, кроссворды, рецепты, часть потребительских материалов. Многие лонгриды, потребительские публикации или материалы рубрик «Здоровье», «Работа», «Бизнес», «Образование» появляются на сайте не сразу после выхода газеты, а через несколько дней. Сайт больше заточен на новости, старается максимально насытить картину дня. А наша задача — выпустить не просто новостную подборку, а, по сути, ежедневный журнал с аналитикой, обобщением, обзорами, полезными материалами, репортажами, интервью. Чтобы оставаться нужными аудитории, принту важно быть больше, чем просто новостями или «зеркалом» происходящего. Мы — это сообщество, собеседники, поддержка.
На одной из фокус-групп мне понравилось сравнение. Людей попросили определить образ, с которым у них ассоциируется газета «Сегодня». Читатели выбрали для нас Джорджа Клуни из «Одиннадцати друзей Оушена». Такой вот изысканный борец за справедливость, авантюрист, но верный друг, профи, знающий свое дело. С ним хочется проводить время, узнавать от него что-то новенькое и знать, что он никогда не бросит в беде. Конечно, сравнение с грабителем казино — еще то… (смеется). Но всё же эти характеристики нам были приятны.
— Сколько человек сейчас работают в вашей редакции? Как организована ваша рабочая неделя? Как и когда происходит планирование номеров?
— Под моим началом работает около 80 человек, 11 отделов. Порядка 30–35 корреспондентов, редакторы, дизайнеры, корректоры, фотослужба. Кажется, будто это много, но если учесть, что мы в месяц выпускаем более 600 полос с аналитикой, эксклюзивными интервью, репортажами, сложной графикой, качественными фото, то эта численность довольно скромна. Когда я пришла в 2000 году, в отделе новостей работало восемь человек, и выпускали мы по две полосы в день. Были отделы «Наука» и «Криминал». Они выпускали по полосе, а работало в них от трех до пяти корреспондентов! Сегодня рубрику «Наука» ведет один человек.
При высокой интенсивности работы, безусловно, крайне важно четкое планирование тем. У нас выработана «многослойная» система. Есть планы на месяц, на неделю, несколько ежедневных планерок — по текущим темам номера, по обложке, планам на завтра. Раз в неделю обсуждаем идеи репортажей и больших ежедневных публикаций, которые называются «Историями дня». Их готовят поочередно все отделы.
— Вы работаете в газете «Сегодня» 17 лет, последние шесть лет — главным редактором. Как за это время изменился процесс создания ежедневной газеты?
— Мы изменили само понятие формата ежедневки. Мы выпускаем ежедневный журнал. Только не в глянце, а на газетной бумаге. С развитием интернета сместились наши задачи. Мы делаем акцент не на пересказе вчерашних новостей, а на анализе актуальных тем, важных событий, даем прогнозы, составляем рейтинги. Это уже давно не новости в чистом виде. Это на 80 % — аналитика или полезные прикладные материалы, либо расширяющие знания культурные и исторические публикации. Важно рассказать не о том, что случилось, — это читатель и так узнает из интернет-лент, услышит по радио или увидит в теленовостях. Мы говорим ему о том, как это влияет на его жизнь, на его кошелек. Рассказываем о подоплеке событий, о важных подробностях, о том, к чему перемены приведут в дальнейшем.
Кроме новостной части в газете каждый день есть своя «специализация». Например, в понедельник у нас мужской номер — в этот день выходит наш спортивный шедевр, приложение «Спорт сегодня» на восьми полосах. Не только я, но и многие в Украине считают нашу спортивную редакцию сильнейшей в стране. Также в понедельник выходит рубрика «Авто», экономика, расследование от отдела спецкоров. По вторникам у нас — рубрики «Образование» и «Литгостиная», которую ведет знаменитый писатель, актер театра «Черный квадрат», драматург Алексей Курилко. В среду — рубрики «Работа», «Юрликбез» с комментариями профессиональных юристов, которые отвечают на вопросы читателей, и «Задай вопрос чиновнику». По четвергам — 16-страничное приложение с телепрограммой, рубрикой «Закулисье», интервью с телеведущими, а также большое приложение «Здоровье», где есть место и тестам, и диетам. А по пятницам у нас особый формат — итоговый выпуск за неделю плюс развлекательно-досуговое приложение «Мой уикенд» — туризм, наука, застолье, религия, большое интервью, большой репортаж, прогулка по Киеву, афиша, хронограф с историческими событиями грядущей недели, шопинг. В общем, каждый выпуск имеет свое лицо.
— Я много работала в печатных изданиях и везде видела ночные сдачи номеров — даже в ежемесячниках, где, казалось бы, есть время все распланировать. Сдаете ли вы номера по ночам? (Смеется.) Часто ли в вашей работе бывают авралы, или вы как руководитель склонны все планировать?
— О, у нас, как и везде, дедлайны — это отдельная песня. У «Сегодня» их несколько ежедневно. Специфика подготовки газеты такова, что мы сдаем сначала национальный выпуск, затем — региональные, затем — киевский. И бывает еще ночной — если в стране происходят важные политические, спортивные события или финал «Евровидения», например.
Самая горячая пора — сдача национального выпуска. Нервы на пределе, в последний момент часто возникает непреодолимое желание что-то дописать, добавить, исправить. Но и остальные дедлайны могут быть не менее захватывающими. Всё зависит от событий дня, доступности ключевых спикеров для комментариев, даже от пробок в городе, влияющих на то, вовремя ли корреспонденты вернулись с заданий. В общем, всё как во всех нормальных редакциях.
— У «Сегодня» есть четыре региональных выпуска. Как организовано их создание? Доставка? Чем они отличаются друг от друга?
— Региональные номера мы печатаем на местных типографиях, а когда-то давно возили из Киева. Но это всегда было проблематично — зависишь от погоды, ремонта дорог. У нас в регионах есть корреспонденты, которые создают локальный контент. Несколько полос в национальном номере меняются на локальные новости, чтобы люди в каждом регионе нашего присутствия могли узнать самые важные именно для них новости.
— Периодически в украинских медиа возникает мода на определенные форматы. Например, несколько лет назад стали очень популярны расследования и нативная реклама. Как эта мода на форматы влияла на вас?
— Ну, расследования — это наша фишка с рождения газеты. Но если раньше такие статьи становились событием, то сегодня всё воспринимается без удивления. Нет часто реакции и от официальных органов, хотя еще десять лет назад на ушах бы уже все стояли и писали бы нам ответы о результатах проверок. Из последнего — сильнейший ноябрьский материал нашего спецкора Александра Ильченко о судьбе дельфинов-спецназовцев, о реальной угрозе потерять все наработки. Такие службы были только в США, РФ и у нас. И что? Ноль реакции. Так что расследования, может, и в моде, но резонанс уже куда меньше. Что касается «нативки», то мы широко практикуем ее еще с 2012 года, но реже в газете, а больше — в нашем диджитал-журнале «Мой уикенд» — каждый еженедельный выпуск посвящен своей теме. Это издание для тех, кому надоели скучные одинаковые выходные. Мы разрабатывали в его рамках, например, путеводитель по Праге для «Стелы Артуа», или делали номер по Франкфурту и Риму для знаменитых пятизвездочных отелей «Джумейра».
— По количеству людей, читающих один выпуск, (и тиражам?) «Факты» и «Вести» находятся не очень далеко от вас (MMI 2016/4+2017/1). При этом в топ-тридцатке изданий по рекламным доходам, по данным «Коммуникационного альянса», вы есть, а их нет (а топ-десятка — это глянец). Почему?
— Важен не просто охват аудитории. Важно, какую именно аудиторию ты охватываешь. Важна репутация издания. Наш читатель более интересен рекламодателям,name="_GoBack"> а наш контент — более качественен и, я бы сказала, психологически здоров, чем контент конкурентов. Мы давно ушли от чернухи и желтизны, акцентов на горе, беспросветности и дутых сенсациях. Конечно, есть старый журналистский прием: когда не о чем писать, собери полицейскую сводку за любой день и издай под большим заголовком «Ужасы наших улиц». Но я все же за жизнь, за надежду, за то, что в любых условиях надо успевать видеть красоту, несмотря ни на что, поощрять внутренний оптимизм, быть активным и устремленным к знаниям, заработкам, интересному досугу. Для рекламодателей важно, чтобы их рекламу видела качественная аудитория. И эта аудитория у нас. Мы есть также во всех депутатских и министерских кабинетах, у всех влиятельных чиновников, у всех топовых экспертов. Это тоже важно.
— Когда были запущены бесплатные «Вести», много говорили о том, что они сильно навредили тиражам платных газет. Как сейчас обстоит ситуация с динамикой тиражей основных игроков?
— Приход «Вестей» был сильно раздут, опасения рынка и надежды этого новичка всех переиграть не оправдались. Бесплатная раздача повлияла на спрос. Примерно 10 % читателей, в основном наиболее социально незащищенных, стали экономить на покупке прессы, если получили бесплатный номер. Но 90 % тиражей мы сохранили. Такова ситуация и сейчас. Мы больше ощущаем влияние других факторов. Например, когда конкуренты повышают цену, к нам переходит часть их читателей. А когда один из платных конкурентов стал бесплатно раздавать газеты на востоке, то это отразилось на охвате аудитории. Однако несмотря ни на что у газеты «Сегодня» самые большие тиражи среди всех платных изданий страны.
— Если поискать в Google новости о газете «Сегодня», можно увидеть, что когда-то ваше издание нередко было ньюсмейкером, иногда даже со знаком минус: я имею в виду громкий уход из издания Игоря Гужвы, Алены Громницкой, назначение Олеся Бузины. Сейчас новостей о вас не найти. С чем это связано? Вы — более спокойный лидер, чем ваши предшественники? Менеджмент МГУ успешнее гасит конфликты? Сегмент печатных СМИ менее в фокусе журналистов, пишущих о медиа?
— Скандальность, на мой взгляд, не является залогом длительного устойчивого успеха ни в медиа, ни в жизни. Разве что в шоу-бизе это может сыграть на руку. Но мы, как говорится, из другой оперы.
Мой стиль лидерства отличается от предшественников. Он антидиктаторский, он «френдли». Именно такой сейчас преподают на курсах (смеется). Может быть, на мой характер повлияло то, что мне не приходилось как-то уж сильно бороться за место под солнцем, любовь или дружбу. Я коренная киевлянка. Любимая внучка, взращенная на «чистом сливочном масле» любимым дедушкой, обожающим Киев. Может быть, поэтому моя первая книга — о Киеве (Ольга — автор книг «20 лучших экскурсий по Киеву», «100 великих тайн и загадок Украины», «1000 мест Украины, которые нужно увидеть», соавтор и вдохновитель книги «Тайны монастырей». — Ред.). В школе меня любили друзья, а конфликты с учителями сглаживались хорошими оценками, в университете мы весело учились, играли в КВН и «Что? Где? Когда?», и тоже не устраивали никому «вырванные годы». Так что, наверное, мне просто неоткуда взять агрессию.
Я прошла в редакции все ступеньки — была корреспондентом новостей, редактором отдела, руководителем департамента, первым замом и в итоге стала главным редактором. Для меня моя команда — это друзья, а не просто подчиненные. Мой кабинет всегда открыт. И всё работает, как часы, не потому что я стою с бейсбольной битой или угрожаю штрафами, а потому что мои «головорезы» любят то, чем занимаются, и ценят ту атмосферу, в которой трудятся. Они работают честно и с честью. Им не все равно. Они боятся меня разочаровать. Это для меня очень важно.
Я поощряю креатив. Но его никогда не дождешься, если будешь перманентно давить на людей и рассказывать, что они идиоты и только я — Д’Артаньян.
Любимое время — это наши большие планерки, когда мы обсуждаем развитие газеты, новые рубрики, проекты. Так что у нас нет внутренних конфликтов — нечего гасить.
Если говорить о скандальных материалах, то время «Спид-инфо» прошло, а время «Вики-ликс» не наступило. В нынешней реальности, когда практически все сенсации пахнут заказухой, у нас в фокусе — другие вещи. Нам важно сохранять лицо, держать высокую планку качества, быть максимально объективными, работать с проверенными источниками и не запугивать и так испытывающих ежедневный стресс людей. Как я уже говорила, мы много лет уходили от желтизны и чернухи, оставаясь при этом лидером рынка. Так что наша ставка на полезные и интеллектуальные материалы оказалась совершенно верна. Люди наелись лозунгами и разоблачениями. Им важно получить ориентиры в жизни — советы, как жить сейчас, воспитывать детей и быть счастливыми, несмотря ни на что.
Фото предоставлены Ольгой Гук