Говоря «А», нужно говорить и «Б»
Все это — знаковые вещи для современной Украины. Показательные. Это демонстрация, как нынешнее руководство относится к «еврейскому» вопросу. К этому можно было бы добавить единственного на всем постсоветском, да и европейском пространстве премьера-еврея. А еще перевес Рабиновича над представителем националистов на последних президентских выборах... Все это я рассказываю друзьям-евреям в Израиле, объясняя, что Украина 1941-го и 2016-го — это такая же разница, как Россия 1913 и 1918 годов...
И лишь на один их вопрос я не могу ответить: почему огромная часть национально ориентированного общества никак не хочет признать причастность националистов (да и не только их) к уничтожению евреев в годы Второй мировой? Никто не требует от Украины покаяния, ломать колени... Более того, никто не говорит, что Украина — единственная страна, где часть местного населения помогала нацистам уничтожать евреев. В этом преуспевала практически вся Европа. Но в Европе эти вещи признают. Да, нехотя, скрипя зубами, но признают. Почему же в Украине не так? Почему здесь героями считают людей, ответственных не только за становление украинской государственности, но и жестокие погромы?
Речь Ривлина в Раде, может быть, и была не слишком дипломатичной. С другой стороны, что еще мог сказать президент Израиля, приехав на годовщину Бабьего Яра? Не затронуть тему помощи нацистам в еврейском вопросе он не мог. Сам того не ведая, он разбудил крайне болезненную дискуссию о национальном движении и помощи нацистам.
Мне странно видеть, как многие мои коллеги, политики пытаются максимально упростить историю. Сделать ее героической и совершенно плоской, в то время как она многомерна. Когда говорят о том, что бойцы УПА были героями, воевавшими против преступного сталинского режима, — это правда. Но правда и то, что тем самым они продлевали жизнь другому преступному режиму — нацистам. Каждый лишний день его существования позволял убивать все больше людей. Правда в том, что борцы за независимость для одних были героями, для других — палачами. И говоря «А», нужно говорить и «Б». И уж никак не оправдывает пособничество тезис, что якобы именно евреи — движущая сила большевизма. Даже если бы это было так, мстили не энкавэдэшникам, не военным — женщинам, детям, старикам. За все это время ни один человек в обсуждении этой темы пока не сказал мне: знаешь, когда я смотрю на фото издевательств, пыток, избиений, убийств евреев националистами, мне становится стыдно. Проблема не в том, что это когда-то было. А в том, что за это не стыдно. Вместо этого — до дикости смешные попытки говорить, что все было не так. И аргументы под стать казуистике и иезуитству Пескова, когда тот говорит о непричастности России к гибели «Боинга». Это не УПА. это не националисты. Евреи сами виноваты. У них самих была своя полиция при нацистах.
Я понимаю, мы едва ли здесь договоримся. Националисты-погромщики для одних так и будут только героями, для других — убийцами и насильниками. Лично мне все равно, из каких побуждений помощник моего прадеда из числа местных белорусов размозжил его сыну голову об столб, а потом и расстрелял всю оставшуюся семью: боролся ли он за независимую Беларусь или просто хотел отжать прадедовские сапоги. Для меня он — убийца.
Это признание очевидных фактов истории нужно не евреям. Слава Богу, я не испытываю здесь никаких затруднений из-за своего «еврейства». Это признание нужно Украине — чтобы не уподобляться России, не врать, не ретушировать историю. Вранье и попытки подгонять историю под современные тренды неизбежно приведут к тому, во что сегодня превратилась Россия. А вот как раз этого очень не хочется.
Фото: ljplus.ru