Берлинале подаёт на развод

22 Лютого 2011
31301
22 Лютого 2011
10:45

Берлинале подаёт на развод

31301
Берлинский кинофестиваль раздал своих «Медведей»
Берлинале подаёт на развод

Главный приз получила иранская драма о разводе, Гран-при у прощальной притчи Белы Тарра. Фильм Александра Миндадзе «В субботу», драма о первом дне чернобыльской катастрофы, предсказуемо остался без наград. О фестивале этот факт говорит куда больше, чем о самой картине.

 

Перед раздачей «Медведей» президент берлинского жюри Изабелла Росселлини выступила с речью, суть которой сводилась к тому, что работала она вместе с кинематографистами, а не с критиками, поэтому вполне возможно, что конкурсную программу они оценили совсем не так, как основная аудитория Берлинале.

 

Журналисты, смотревшие церемонию закрытия фестиваля в отдельном зале, в этот момент испуганно закашляли: фестивальные фавориты казались настолько очевидными, что никакого «по-другому» быть просто не могло.

 

Восточный экспресс

 

Когда раздали первые награды, стало понятно, что заявление Росселлини было лишним: мнение жюри и мнение критиков на этот раз совпали.

Главный триумфатор 61-го Берлинского кинофестиваля - фильм Асгара Фархади «Надер и Симин: расставание», драма о разводе в обеспеченной иранской семье, лидировавшая в журналистском рейтинге со дня премьеры и до самого финала Берлинале.

 

Конечно, найдутся желающие упрекнуть киносмотр в политической конъюнктуре.

В Берлине в последние годы часто побеждали фильмы сомнительной художественной ценности, но зато скандальные и актуальные, да и вообще центральной персоной фестиваля был заключённый под стражу на родине иранский диссидент Джафар Панахи, в поддержку которого на Потсдамерплац все десять дней проводили различные акции.

 

Но победа «Надера и Симин» была абсолютно заслуженной, к тому же фильм Фархади совершенно не похож на те картины иранской «новой волны», которыми привыкла восхищаться европейская публика.

 

«Надер и Симин: расставание»


 

В нём нет ни «чистоты и невинности», присущих ранним лентам Аббаса Киаростами, Мохсена Махмальбафа и Маджида Маджиди, ни гуманизма, о котором всегда принято вспоминать в связи с иранским кинематографом.

«Надер и Симин» - кино этических и моральных дилемм, неразрешимых противоречий человека, системы и жёстких религиозных норм.

 

Мастерство режиссёра в этом случае заключается ещё и в том, что столь сложный конфликт он сумел облечь в форму психотриллера: оторваться от экрана во время просмотра было невозможно.

Картина получила три фестивальных приза: «Золотого медведя» за лучший конкурсный фильм и «Серебряных медведей» за лучшую мужскую и женскую роли, причём выбрать конкретных кандидатов жюри оказалось не в состоянии и вручило награды сразу всему актёрскому ансамблю.

 

Перспективы российского проката у «Надера и Симин» пока весьма туманные. Учитывая привычку отечественных прокатчиков игнорировать берлинских победителей, велика вероятность, что на экранах в России фильм так и не появится.

 

История лошади

 

«Туринскую лошадь» Белы Тарра, получившую Гран-при - вторую по значимости фестивальную награду, а также приз критики ФИПРЕССИ, в российский прокат уже купили и, более того, весной в Москве обещают показать полную ретроспективу венгерского мастера, навсегда распрощавшегося с режиссурой.

На церемонии вручения «Медведей» Тарр поднялся на сцену, взял статуэтку из рук канадского коллеги Гая Мэддина, сердито отмахнулся от предложения подойти к микрофону, чтобы сказать дежурную благодарственную речь, и молча удалился за кулисы.

 

После зрители долго гадали, в чём же всё-таки было дело: то ли мэтр обиделся за второе место, то ли просто устал говорить о своём кино. На финальную пресс-конференцию он пришёл без «Серебряного медведя», чем сильно раздосадовал фестивальных фотографов, а рот раскрыл только для того, чтобы на вопрос о мрачности своих фильмов заявить, что не видит в этом мире ничего радостного и позитивного.

 

«Туринская лошадь»


 

Поражением этот Гран-при, впрочем, можно считать весьма условно. Если иранская картина стала просто лучшим фильмом довольно среднего конкурса, то «Туринская лошадь» с самого начала была явлением, соревноваться с которым в принципе бессмысленно.

Большинство участников нынешнего Берлинале через пару лет канут в небытие, а вот чёрно-белому полотну Тарра о конце времён суждена жизнь вечная.

 

Свои и чужие

 

Как всегда, не остались без наград немецкие фильмы, но на этот раз вручение призов хозяевам фестиваля выглядело со стороны жюри просто благодарным реверансом.

 

«Серебряного медведя» за лучшую режиссуру получила «Сонная болезнь» Ульриха Кёлера - основанная на детских воспоминания самого постановщика драма о европейских миссионерах в Африке, в которой поднимается главный для современной Германии вопрос о возможности интеграции в чужое культурное пространство.

 

 

 

«Сонная болезнь»


 

Кёлер отвечает на него положительно, сталкивая лбами двух главных героев: белого доктора-миссионера, привыкшего к жизни в Африке настолько, что он не в состоянии оставить свою практику даже по просьбе любимой жены, и чернокожего француза, для которого визит на родину предков становится настоящим испытанием на прочность.

 

В финале француз бежит назад в цивилизацию, сверкая пятками, а врач окончательно растворяется в местной среде, переживая символическую реинкарнацию в бегемота.

 

Приз Альфреда Бауэра за новации в кинематографе достался ещё одной немецкой ленте - ретродраме Андреса Вайеля «Кто, если не мы?», рассказывающей историю зарождения леворадикальной «Фракции Красной Армии», действовавшей на территории Западной Германии в конце 60-х - начале 70-х.

 

«Кто, если не мы?»


 

Несмотря на отличных немецких актёров и хорошую работу художников, с точки зрения режиссуры ничего новаторского в фильме Вайеля как раз нет, весь конфликт сводится к сексуальным перверсиям и любовному треугольнику с участием легендарного городского партизана Андреаса Баадера, его боевой подруги Гудрун Энслин и её мужа, писателя Бернварда Веспера.

 

«Премия»

 

Награду за лучший сценарий вручили «Прощению крови» американца Джошуа Марстона, истории о кровной мести в современной Албании, а спецпризы за лучшую операторскую работу и лучший дизайн - «Премии» Паулы Маркович.

 

Фильм Александра Миндадзе «В субботу», драма о первом дне чернобыльской катастрофы, предсказуемо остался без наград. О фестивале этот факт говорит куда больше, чем о самой картине.

 

 

«В субботу»

Здесь ценят актуальное кино - но ровно до тех пор, пока оно укладывается в привычные представления о мире и человеке. Миндадзе пошёл дальше и фестиваль проиграл, но российский кинематограф от этого поражения только выиграл.

 

Ксения Реутова, Берлин, «Частный корреспондент»

Фото - www.chaskor.ru

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Ксения Реутова, «Частный корреспондент»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
31301
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду