Владимир Шпак: «Русский репортер» не конфликтует с ньюсмейкерами

5 Лютого 2011
30566
5 Лютого 2011
13:54

Владимир Шпак: «Русский репортер» не конфликтует с ньюсмейкерами

30566
Мастер-класс известного российского журналиста, первого заместителя редактора журнала «Русский репортер» Владимира Шпака на факультете журналистики СПбГУ
Владимир Шпак: «Русский репортер» не конфликтует с ньюсмейкерами

Мастер-класс известного российского журналиста, первого заместителя редактора журнала «Русский репортер» Владимира Шпака прошел 3 февраля на факультете журналистики СПбГУ. На встречу был приглашен и корреспондент ЖурДома. Мероприятие получилось слегка затянутым, но динамичным. Студенты хотели узнать все: в чем суть конфликта с Юлией Латыниной и The Guardian, какова концепция кодекса «работы репортера в горячих точках» и, конечно, каким образом можно пройти практику в издании. Владимир Шпак ответил на все вопросы и даже поделился инсайдом.

 

«Журнал «Русский репортер» появился тогда, когда журналистское сообщество решило: время больших текстов прошло, - начал свой рассказ сотрудник «Русского репортера», - однако, мы печатаем очень большие тексты, до 30 тысяч знаков, и наш тираж растет».  Читатель привлекает в журнале, по мнению Владимира Шпака то, что он непосредственно на него (читателя) и ориентирован: «Я хочу вам сказать: писать надо не для себя, а для того, кто вас будет читать, притом, что как раз читать вас никто и не обязан. Работая над текстом, подразумевайте не «я хочу рассказать», а «вы хотите прочитать», - поделился опытом замредактора. В качестве средств привлечения внимания аудитории Шпак назвал, во-первых, отсутствие сложных терминов, а во-вторых формулу: «О сложном надо писать легко и весело, а о простом - всерьез». Ну и, кроме того, можно и «поджелтить» кричащими заголовками, отметил он.

 

Мастер-класс замредактора журнала «Русский репортер» вообще изобиловал формулами и кодексами, словно лекция по основам журналистского мастерства. «Принцип организации нашего журнала прост; его составляющие: репортаж + фигура + информационное поле», - сообщил студентам Владимир и лукаво подмигнул: «А знаете, в нашем журнале работают лучшие фотокорреспонденты страны». Это было сказано к тому, что редакция стремится к тому, чтобы на страницах «РР» появлялись исключительно интересные тексты и сопровождались «говорящей» фотоиллюстрацией. «И, знаете, наш проект коммерчески успешен, - сообщил Владимир Шпак, - посмотрите на обилие рекламы!».

 

Но не все так гладко в работе «РР», как может показаться. Владимир признался, что есть проблема, с которой приходится бороться: журналистский снобизм. «Это практически болезнь», - посетовал замредактора. И расшифровал: это когда журналист отказывается писать о том, что ему неинтересно. Входит в компетенцию, но - неинтересно. Чаще всего редактор все-таки уговаривает автора написать текст, но создается он дольше и труднее для корреспондента, поделился Шпак и добавил: «Вы знаете, что я понял и пытаюсь доказать коллегам: нет «желтых» тем, есть «желтая журналистика». То есть фантастика, туфта, а не передача информации». При этом замредактора «РР» добавил еще один вывод, полученный эмпирическим путем: «Вранье в журналистике не результат цензуры - причина банальнее - нехватка времени и профессионализма».

 

Еще одна интересная деталь, которая заинтересовала студентов: «Русский репортер» крайне редко визирует интервью. «Респондент способен убить интервью, - ответил Шпак, - и такие случаи бывали. Иногда мы отказывались от интервью в принципе, если человек настаивал на визировании его перед печатью. Так было с Алиной Кабаевой, чья пресс-служба в итоге пошла на наши условия».

 

Отвечая на вопрос одного из студентов, испытывал ли журнал давление со стороны власти, случались ли конфликты с ньюсмейкерами, Владимир Шпак заявил однозначно: «Нет» и добавил: «Мы всегда печатали правду, рассказывали о том, что считали нужным, но практически ни разу не задели ничьих интересов. Только однажды человек обиделся на фотографию, которую мы поместили». При этом Шпак отметил, что в президентской администрации журнал не любят, но любит -  Аркадий Дворкович. «Скорее всего, у нас будут плохие отношения с Собяниным», - отметил сотрудник «РР».

 

Рассказывая о конфликте редакции с Юлией Латыниной и The Guardian, Владимир Шпак попросил разделять два этих события. «Латынина была объективно не права, так я считаю. Она первая обвинила нас в том, чего не было. Однако раздутый скандал с The Guardian был ненужным. Внутрицеховые вещи не стоит выносить на публику», - сказал он.

 

О Wikileaks Владимир Шпак говорил недолго и не очень охотно. Редакция подружилось с Джулианом Ассанджем в самом начале громкой истории с публикацией компромата, в тот момент, когда было опубликовано «иранское досье». Обновляться рубрика будет еще некоторое время, пока она будет интересна читателю. Никаких трудностей в связи с публикацией «РР» не испытывал. Все.

 

Отвечая на вопрос корреспондента ЖурДома, Владимир Шпак сообщил, что у издания практически нет табуированных тем, кроме изображения «обнаженки», которая читателям не нравится, и мата - по этическим причинам. В ближайшем будущем может выйти интервью со скандально известным российским блоггером Александром Навальным, сообщил Шпак.

 

«Работа журналиста прямо противоположна работе чекиста, - отметил в связи с этим Владимир Шпак, - нужно говорить все!».

 

Мероприятие окончилось неожиданно. Владимир Шпак объявил о конкурсе среди студентов, по результатам которого трое лучших смогут пройти оплаченную факультетом практику в редакции «Русского репортера». «Я буду ждать работ», - сообщил Владимир.

 

Дарья Борзова, «ЖурДом»

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Дарья Борзова, «ЖурДом»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
30566
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду