detector.media
05.02.2011 13:54
Владимир Шпак: «Русский репортер» не конфликтует с ньюсмейкерами
Владимир Шпак: «Русский репортер» не конфликтует с ньюсмейкерами
Мастер-класс известного российского журналиста, первого заместителя редактора журнала «Русский репортер» Владимира Шпака на факультете журналистики СПбГУ

Мастер-класс известного российского журналиста, первого заместителя редактора журнала «Русский репортер» Владимира Шпака прошел 3 февраля на факультете журналистики СПбГУ. На встречу был приглашен и корреспондент ЖурДома. Мероприятие получилось слегка затянутым, но динамичным. Студенты хотели узнать все: в чем суть конфликта с Юлией Латыниной и The Guardian, какова концепция кодекса «работы репортера в горячих точках» и, конечно, каким образом можно пройти практику в издании. Владимир Шпак ответил на все вопросы и даже поделился инсайдом.

 

«Журнал «Русский репортер» появился тогда, когда журналистское сообщество решило: время больших текстов прошло, - начал свой рассказ сотрудник «Русского репортера», - однако, мы печатаем очень большие тексты, до 30 тысяч знаков, и наш тираж растет».  Читатель привлекает в журнале, по мнению Владимира Шпака то, что он непосредственно на него (читателя) и ориентирован: «Я хочу вам сказать: писать надо не для себя, а для того, кто вас будет читать, притом, что как раз читать вас никто и не обязан. Работая над текстом, подразумевайте не «я хочу рассказать», а «вы хотите прочитать», - поделился опытом замредактора. В качестве средств привлечения внимания аудитории Шпак назвал, во-первых, отсутствие сложных терминов, а во-вторых формулу: «О сложном надо писать легко и весело, а о простом - всерьез». Ну и, кроме того, можно и «поджелтить» кричащими заголовками, отметил он.

 

Мастер-класс замредактора журнала «Русский репортер» вообще изобиловал формулами и кодексами, словно лекция по основам журналистского мастерства. «Принцип организации нашего журнала прост; его составляющие: репортаж + фигура + информационное поле», - сообщил студентам Владимир и лукаво подмигнул: «А знаете, в нашем журнале работают лучшие фотокорреспонденты страны». Это было сказано к тому, что редакция стремится к тому, чтобы на страницах «РР» появлялись исключительно интересные тексты и сопровождались «говорящей» фотоиллюстрацией. «И, знаете, наш проект коммерчески успешен, - сообщил Владимир Шпак, - посмотрите на обилие рекламы!».

 

Но не все так гладко в работе «РР», как может показаться. Владимир признался, что есть проблема, с которой приходится бороться: журналистский снобизм. «Это практически болезнь», - посетовал замредактора. И расшифровал: это когда журналист отказывается писать о том, что ему неинтересно. Входит в компетенцию, но - неинтересно. Чаще всего редактор все-таки уговаривает автора написать текст, но создается он дольше и труднее для корреспондента, поделился Шпак и добавил: «Вы знаете, что я понял и пытаюсь доказать коллегам: нет «желтых» тем, есть «желтая журналистика». То есть фантастика, туфта, а не передача информации». При этом замредактора «РР» добавил еще один вывод, полученный эмпирическим путем: «Вранье в журналистике не результат цензуры - причина банальнее - нехватка времени и профессионализма».

 

Еще одна интересная деталь, которая заинтересовала студентов: «Русский репортер» крайне редко визирует интервью. «Респондент способен убить интервью, - ответил Шпак, - и такие случаи бывали. Иногда мы отказывались от интервью в принципе, если человек настаивал на визировании его перед печатью. Так было с Алиной Кабаевой, чья пресс-служба в итоге пошла на наши условия».

 

Отвечая на вопрос одного из студентов, испытывал ли журнал давление со стороны власти, случались ли конфликты с ньюсмейкерами, Владимир Шпак заявил однозначно: «Нет» и добавил: «Мы всегда печатали правду, рассказывали о том, что считали нужным, но практически ни разу не задели ничьих интересов. Только однажды человек обиделся на фотографию, которую мы поместили». При этом Шпак отметил, что в президентской администрации журнал не любят, но любит -  Аркадий Дворкович. «Скорее всего, у нас будут плохие отношения с Собяниным», - отметил сотрудник «РР».

 

Рассказывая о конфликте редакции с Юлией Латыниной и The Guardian, Владимир Шпак попросил разделять два этих события. «Латынина была объективно не права, так я считаю. Она первая обвинила нас в том, чего не было. Однако раздутый скандал с The Guardian был ненужным. Внутрицеховые вещи не стоит выносить на публику», - сказал он.

 

О Wikileaks Владимир Шпак говорил недолго и не очень охотно. Редакция подружилось с Джулианом Ассанджем в самом начале громкой истории с публикацией компромата, в тот момент, когда было опубликовано «иранское досье». Обновляться рубрика будет еще некоторое время, пока она будет интересна читателю. Никаких трудностей в связи с публикацией «РР» не испытывал. Все.

 

Отвечая на вопрос корреспондента ЖурДома, Владимир Шпак сообщил, что у издания практически нет табуированных тем, кроме изображения «обнаженки», которая читателям не нравится, и мата - по этическим причинам. В ближайшем будущем может выйти интервью со скандально известным российским блоггером Александром Навальным, сообщил Шпак.

 

«Работа журналиста прямо противоположна работе чекиста, - отметил в связи с этим Владимир Шпак, - нужно говорить все!».

 

Мероприятие окончилось неожиданно. Владимир Шпак объявил о конкурсе среди студентов, по результатам которого трое лучших смогут пройти оплаченную факультетом практику в редакции «Русского репортера». «Я буду ждать работ», - сообщил Владимир.

 

Дарья Борзова, «ЖурДом»

detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY