Ресторанные посиделки Герман, Колесникова и Арфуша с иностранными журналистами
Обвинения в цензуре, прозвучавшие в адрес новой власти, заставили команду Виктора Януковича действовать. Реакцию Запада на эти события было легко предугадать. Если жалобы на притеснения оппозиции Банковая всегда может объяснить недовольством проигравших политиков, то ограничение свободы слова является одним из самых тяжких «грехов» в западном мире. После которого путь один - в диктаторы.
Почувствовав, что инициатива потеряна, власти пошли в наступление. Они проводят регулярные встречи с иностранными журналистами, убеждая в отсутствии цензуры, и призвали на помощь старых знакомых из «Репортеров без границ».
Бывший глава " «Репортеров без границ» уже пел дуэтом с Виктором Януковичем в 2004 году. Как раз в то время, когда Украина была придавлена бетонной плитой цензуры.
В то время французскую организацию «взяли под крыло» братья Арфуши. И перед вторым туром выборов президента помогли организовать визит главы «Репортеров» Робера Менара в Киев, где он встретился с Януковичем, но забыл пообщаться с самими журналистами.
В архиве на сайте Кабмина до сих пор сохранилось фото, на которой видно, что во время встречи Януковича с руководителем «Репортеров» присутствовал и Арфуш. Эта связь стала понятной, когда выяснилось, что братья делали финансовые вливания во французскую организацию.
Как позже признался один из руководителей штаба Януковича Тарас Черновол, дело едва не дошло до того, чтобы перед оранжевой революцией по рекомендации Арфушей присудить Януковичу спецпремию за поддержку демократии от «Репортеров без границ».
Несколько лет назад Робер Менар ушел из «Репортеров без границ», и организацию возглавил его воспитанник. Сейчас Анна Герман пытается заручиться их поддержкой в связи с последними обвинениями в сворачивании свободы слова в Украине.
Оградить Януковича от цензурного скандала - тест на профпригодность для Герман. Последние события разворачиваются на фоне обострившегося конфликта в администрации президента по линии Левочкин-Герман. Глава администрации недоволен своим заместителем.
Начальниками управлений, которые курирует Герман, назначены люди Левочкина. Понимая, что у нее забирают информационный хлеб, Герман всячески блокирует назначение пресс-секретаря президента.
Левочкин, в свою очередь, призвал на помощь одиозного политтехнолога Игоря Шувалова, который в 2004 году был приставлен к штабу Януковича не менее одиозным Максимом Курочкиным.
Сегодня Шувалов не скрывает своего влияния на канале «Интер», где он выполняет роль своеобразного «смотрящего» от Левочкина.
Разговор в ресторане
Понять истинные мотивы нынешней власти в ответ на обвинения в цензуре позволяет запись разговора, которая попала в распоряжение «Украинской правды».
Это беседа замглавы администрации президента Анны Герман и вице-премьера Бориса Колесникова с двумя десятками зарубежных журналистов, состоявшаяся 13 мая этого года.
Разговор проходил в одном из киевских ресторанов в режиме «без диктофонов». Однако эта встреча дает возможность увидеть власть и политиков не с фасадной стороны, а изнутри - такой, какая она есть на самом деле.
Мы понимаем, что рискуем нарваться на поучения Анны Герман о журналистской этике. Однако данный разговор показывает двойные стандарты власти, а потому представляет общественный интерес.
Беседа «по душам» демонстрирует настоящее, без политкорректных фраз, отношение новой власти к ситуации в украинских масс-медиа. Она не собирается признавать свои ошибки и, похоже, не видит смысла в диалоге. Разговор двух чиновников с иностранной прессой свелся к нападкам на журналистов, которые заявили о цензуре. При том за их же спиной.
Очевидно, что такие же аргументы пойдут в ход во время встреч с европейскими чиновниками или правозащитникам.
В ходе разговора видно, как Герман и Колесников выдают свои скрытые мотивы. От нынешних обвинений они прикрываются зонтиком, что таким же образом действовали «оранжевые» в 2005 году.
В высказываниях двух высокопоставленных членов команды Януковича скользят месть и досада за то несправедливое, по их мнению, отношение, которое демонстрировали журналисты к Партии регионов в постмайданной Украине.
О цензуре на СТБ, «1+1» и журналистах, купленных штабом БЮТ
Герман крыла обвинения Тимошенко о ручном управлении телеканалами тем, что, оказывается, сам БЮТ не способен создавать «правильные» информационные поводы.
- Юля ничего не делает, а говорит одно и то же годами, она повторяет заученные спичи годами! - возмутилась главный медиа-менеджер новой власти. - Спасибо прокурору, возбудившему уголовное дело против Тимошенко - она попала в новости!
Герман поддержал и Колесников. Он пошел еще дальше - оказывается, это Партия регионов страдает от клеветников.
- При наличии в государстве серьезного законодательства о покушении на репутацию - например, как в британском праве - Виктор Пинчук был бы уже банкротом со своим СТБ!
Колесников не мог успокоиться:
- Во времена Кучмы были так называемые темники, которые рассылались каналам. Это было прямое давление на свободу слова. А пусть сегодня хотя бы один канал покажет, что от Партии регионов, или от президента Украины, или от его представителей, или от Анны Герман поступают указания так или иначе интерпретировать новости. Есть такие факты?
- Нет! - ответила Герман вместо журналистов.
- Но, Борис Викторович, на самом деле, это очень формальный подход! - не выдержал кто-то из присутствующих корреспондентов российских газет.
Однако Колесников решил раскрыться полностью. Он не нашел ничего лучше, как обвинить БЮТ в том, что это они организовали протест журналистов СТБ и 1+1.
- Штаб Тимошенко в ноябре прошлого года готовил комбинацию. Трем журналистам «Интера» хотели дать денег, чтобы они сделали то же самое, что сейчас сделали на «1+1». Это же доказанная ситуация!
Кем «доказанная» - Колесников не уточнил. Зато прошелся по каналу СТБ, репортеры которого также заявили о цензуре.
- А теперь посмотрите внимательно на список, особенно по журналистам СТБ, которые поддержали 1+1. И посмотрите, где они через полтора месяца будут работать! Заявление о цензуре на СТБ подписали только те, кто уже имеют контракты с другими каналами!
Уже знакомыми словами Герман комментировала ситуацию с сюжетом о Голодоморе, который не вышел на 1+1.
- Сейчас я расскажу вам факты. Я пришла на плюсы. Сели. Мы все собрались в ньюзруме. Я говорю: «Давайте сюжет». А оказалось, что сюжет не был сделан! Это журналист подал идею сделать такой сюжет. Самого-то сюжета не существовало! А подняли уже шум, что его запретили, - разоблачала Герман.
Хотя как бывшая журналист она не могла не знать правил телевидения - невозможно снять сюжет вопреки воли редактора, потому что репортер не распоряжается ни камерой, ни монтажками, ни эфиром. И если редактор запретил готовить материал, то сюжет не мог существовать в природе.
- Я была удивлена! - продолжила Герман объясняться перед иностранными журналистами.
- Я думала, что сюжет сняли. Я сказала: «Господа, президент действительно считает, что геноцида не было: голодомор был, но это не был геноцид. Я считаю, что это был геноцид, и я за это голосовала. Борис Викторович считает, что был голодомор, но геноцида не было. Пожалуйста, делайте об этом сюжеты. Но если нет сюжета, о чем речь?!».
Дальше Герман стала апеллировать к сидящему рядом Арфушу - который, по-сути, является ее же подчиненным.
- Вон сидит Валид, он работает на Первом национальном канале. Три воскресенья подряд у них идет программа, вот ее автор, - Герман указала на присутствующего тут же Юрия Громницкого - журналиста УТ-1 и по совместительству пресс-секретаря Бориса Колесникова.
- Когда ты меня приглашал на свои программы, разве я хоть раз согласовывала вопросы? Или кто будет моим оппонентом в студии? Или я тебе диктовала, кого я хочу? - вопрошала Герман.
Присутствовавшие не стали напоминать Герман о том, как фильтровались списки журналистов, которые попадали на эфир с Януковичем - вплоть до того, что под видом «независимых репортеров» туда проникали сотрудники пресс-службы Партии регионов.
Сидящий рядом Валид Арфуш на ломанном русском подтвердил слова Герман:
- Кто хочет на канал прийти, добро пожаловать, наоборот, чтобы она пришла и говорила на государственный канал!
О телеканале «Интер» и свободе слова при Викторе Ющенко
Разговор о современной цензуре постоянно сносил Бориса Колесникова к событиям 2005 года и канале 1+1 в частности.
- Как его? Саша... - не мог вспомнить Колесников фамилию бывшего гендиректора канала.
- Роднянский, - подсказала Герман.
- Да, Роднянский! Они еще вокруг Кучмы бегали и работали на Кучму. Только пришел Ющенко, они вообще уничтожили объективность! Уничтожили! Где мониторинг 2005 года? Я хочу посмотреть, как работали каналы в 2005 году. Как они облизывали Ющенко и всю эту националистическую банду, - не сдерживал себя Колесников в выражениях.
- А о Януковиче было только или плохо, или никак, - поддержала его Герман. - Да, был баланс: Януковича показывали, но только плохо. Или никак! Вы посмотрите, проанализируйте эфиры, начиная с 2004-го по 2009 год. Где и как показывали Януковича - или плохо, или никак!
На встрече не было журналистов, которые бы действительно отслеживали эфир и могли бы возразить Герман. Она же вспомнила один случай.
- Я никогда не забуду день Конституции, когда на «Первый канал» в прямой эфир пригласили лидера оппозиции Януковича. И вот мы подъезжаем к студии, и нам звонят в машину: «Извините, но мы решили в это время, когда должен был быть Янукович, повторить выступление президента Ющенко на торжественном собрании, посвященном дню Конституции». И мы вернулись! Почему об этом никто не говорит? Я об этом писала. Я об этом писала «Репортерам без границ», я обращалась в ПАСЕ. Но, понимаете, мы были не модные, мы были не помаранчевые, и на нас никто не обращал внимания.
Заявления о цензуре Герман свела к тому, что это - технология Тимошенко.
- Что нужно сейчас оппозиции? Показать, что их притесняют, что их не пускают в телевизор. Это очень просто! Это самая легкая тема и самая дешевая технология. И они это делают! - возмутилась Герман.
Правда, после этого и она признала, что цензура существует на одном отдельно взятом канале - канале ее внутреннего оппонента в администрации президента Сергея Левочкина.
- Я не люблю канал «Интер», я вам честно скажу, - Герман взяла паузу. - Я не люблю «Интер», потому что не считаю этот канал правильным и сбалансированным. Я это вам говорю откровенно, и я этого не боюсь. Я это говорю всем!
- Потому «Интер» и теряет аудиторию... - поддержал ее Колесников.
- Они меня также не приглашают в эфир и никогда не показывают в новостях, - пожаловалась Герман. - В сюжетах, где я есть, они меня вырезают.
- Меня приглашают, но я туда не хожу, - добавил Колесников.
- Это их проблемы, - вздохнула Герман. - Но на «Интере» не остановились украинские медиа. Есть Первый национальный. Посмотрите: Юля в прокуратуре - во всех новостях. Посмотрите: она на митингах вывела людей - во всех новостях. Но если нет информационного повода, в новостях ее не показывают! Это нор-маль-но! Это нормальная практика.
- Знаете, Анна Николаевна, это очень-очень московская логика. Понимаете? Нет новости - нет присутствия, - не согласился с Герман один из российских журналистов.
- Слушай, ты первый человек, который заподозрил меня в московских настроениях. Я это буду всем рассказывать и наберу много баллов в Партии регионов, - обрадовалась Герман.
Чем заканчиваются такие игры, попытался объяснить Алексей Венедиктов с радиостанции «Эхо Москвы». Он привел пример подобной логики в России, когда бывшего премьер-министра, а нынешнего оппозиционера Михаила Касьянова многие годы не зовут на телеэфиры, аргументируя это... правильно, «отсутствием информационного повода».
- Я говорю: «Как такое возможно? Это премьер-министр, который руководил нашей страной четыре года. Как можно не звать Касьянова?!»
- Подожди! - перебила Герман. - У нас никто такого не говорит. И вот в чем разница.
Дальше разговор зашел о случае, когда Герман вместе с группой регионалов сорвала эфир Тимошенко у Савика Шустера.
- Но Шустер говорил, что двери в его программы открыты для всех, поэтому это возможность формата! - оправдал действия депутатов Громницкий. - На другие каналы или к Венедиктову никто не врывается. Но Шустер открыто декларировал, что «любой человек может прийти, у нас свобода слова». К нему приходил и Черновецкий, и кто угодно. И он говорил: вот, пожалуйста, присоединяйтесь, говорите...
- Я думаю, если бы Тимошенко захотела, она бы пришла, - добавила Герман. - Ее бы никто не остановил.
Колесников оправдал действия Герман, которая сломала эфир Тимошенко.
- Мы поддались Савику. Тут нет вины ни Ани, никого... Я был против. Я сразу этот фокус прочитал, - сказал Колесников. - А «Интер» из-за того, что он необъективен, теряет рейтинг. И теряет капитализацию канала.
Дальше Колесников рассказал, что главным недемократом является как раз Тимошенко, поскольку она отказалась признать победу Януковича.
- У меня есть близкий товарищ, Игорь Крутой. Он был как раз в Майами, когда объявляли итоги выборов президента Украины, и видел мировую реакцию. В понедельник американские каналы были с мягкой критикой: «Мол, Тимошенко думает, что ее политическая карьера закончилась, а она только начинается». Но уже к четвергу все американские каналы говорили о том, что поведение Тимошенко угрожает демократии.
Однако, по мнению Колесникова, оппозиция настолько сама себя дискредитирует, что власть сама заинтересована в том, чтобы как можно больше это демонстрировать.
- Оппозиция так строит новостной ряд, что власть вообще должна давать деньги, чтобы их показывали! Любой ценой. И как можно чаще. Соболева, кто там у них еще?
- Ляшко, - предложила Герман.
- Немырю, - поддержал Колесников. - Немыря - это почти Громыко! - под общий хохот добавил он.
О бесплатном пиаре на Первом национальном
Дальше разговор зашел об протестных выступлениях оппозиции.
- Этот митинг был эфемерным, - рассказала Герман о последних массовых акциях.
- Я могу сказать по себе, - взял слово Арфуш. - Вот был митинг Тимошенко. Очень много журналистов должны были сюда приехать. И потом мне стали все звонить и говорить: «Мы не прилетаем». Я говорю: «Причина?» Они говорят: «Мы послали е-мейл в нашу редакцию, нам сказали, что ничего там интересного и серьезного для нас нет». Поэтому просто отменили приезд сюда многих иностранных журналистов.
Дальше Арфуш рассказал, почему заявления о цензуре вызывают такую реакцию в мире. Не забыв прогнуться перед Януковичем.
- Поскольку Запад боится слова «Россия», «диктатура», «нет свободы слова», очень легко сказать: «Раз подряд показывают Януковича и Азарова, значит, в Украине будет российская модель». На самом-то деле, то, что делает Янукович и Азаров - ну, я бы сказал только Янукович - за месяц очень много что-то делает!
- Валид, извини, - поддержала его Герман. - Если Янукович подписывает соглашение в Харькове...
- Да! Это надо говорить об этом, - подхватил Арфуш.
- Вы считаете, это не надо показывать? Если Янукович встречается с каким-то президентом, и что-то там хорошее или плохое решают, вы считаете, это нам не надо показывать? Он же президент Украины! - негодовала Герман.
- Анна, позвольте, я вам отвечу, - взял слово Венедиктов. - Такое впечатление, что мы сейчас боремся за репутацию Юлии Владимировны. Мы сейчас говорим о вашей репутации! Репутации вашей: президента и Украины!
- Я за то, чтобы показывали абсолютно всех. Чтобы дурь каждого была видна, - еще раз повторила Герман. - Но я не руковожу «Интером», к сожалению, он очень дорогой, я не могу его купить. А это проблема. Поэтому «Интер» - это наша проблема.
После этого речь зашла об УТ-1. Юрий Громницкий - уже упомянутый телеведущий государственного телеканала и одновременно пресс-секретарь Колесникова заверил, что в его программах никто не влияет на состав гостей.
- Не было ни одного пожелания ни со стороны Валида Арфуша, ни со стороны директора канала Егора Бенкендорфа. Весь список гостей я определяю сам как ведущий!
- Даже когда он приглашает Анну Николаевну Герман, мы знаем об этом за полчаса до ее прихода, - посетовал Арфуш.
- Ну, когда вы меня приглашаете, я всегда прихожу. Потому что это бесплатный пиар, - согласилась Герман.
Продолжение следует... (Во второй части публикации: о Григории Суркисе и бывших пьяницах в руководстве Федерации футбола, попытках Германии отобрать у Украины проведение ЕВРО-2012 и желании канала «Аль-Джазира» попасть в кабельные сети Украины)