Руперт Мердок замахнулся на медиаимперию Сильвио Берлускони

28 Грудня 2009
18779
28 Грудня 2009
10:41

Руперт Мердок замахнулся на медиаимперию Сильвио Берлускони

18779
Цифровое телевиденье столкнуло двух медиамагнатов лбами, при чем не где-нибудь, а в самой Италии, где премьер-министр Берлускони считает себя единоличным хозяином медиапространства
Руперт Мердок замахнулся на медиаимперию Сильвио Берлускони

Если кто-то и может составить конкуренцию Сильвио Берлускони в его родной Италии, то это неуемный глава News Corp Руперт Мердок, решивший перекроить сферы влияния на местном ТВ-рынке. В конкурентной борьбе Берлускони пока еще держится, правда, используя всю мощь премьерского административного ресурса.

 

1 декабря Мердок намеревался запустить в Италии цифровой телевизионный канал Сielo (в переводе с итальянского «Небо»), который стал бы первым бесплатным общенациональным каналом компании Sky Italia (полностью принадлежит мердоковской News Corp.). До этого в Италии - вотчине Сильвио Берлускони, который, как известно, тоже медиамагнат - Руперт Мердок вещал только со спутника и по кабельным сетям. «Сielo - это не какой-то трюк и не способ перевести Sky на цифровое наземное вещание. Это независимый проект, цель инвестиций в который - воспользоваться новой эпохой итальянского телевидения. Наша цель в первый год - захватить 1% рынка», - заявил директор канала Гэри Дэйви. Канал рассчитан на зрителей 18 - 35 лет, в то время как возраст среднестатистического телезрителя Cnale 5 (принадлежит Берлускони) - 48 лет, а государственного Raiuno - и вовсе, 56 лет.

 

Бюрократический ресурс Берлускони

 

Но 1 декабря телезрители, сколько ни щелкали пультом, не смогли найти новый канал. Как оказалось, министерство связи не дало соответствующих разрешений на вещание. Оно распространило заявление о том, что в соответствии с законодательством заявку можно рассматривать в течение 60 дней (с продлением процедуры еще на месяц, если нужно) и что Sky подал заявку только 2 ноября. 27 ноября министерство послало уведомление и компании Rete A, оператору мультиплекса, на котором Sky взял в аренду частоты, что она не может вести трансляцию канала Мердока.

 

Кстати, Rete A принадлежит Карло де Бенедетти, владельцу газеты La Republica, которая опубликовала скандальное письмо экс-супруги Берлускони Вероники Ларио и на подробностях сексуального скандала значительно увеличила свои тиражи. Берлускони даже подал в суд на газету. Он собирался судиться за дискредитацию и вторжение в частную жизнь политика.

 

По решению Еврокомиссии из-за антимонопольных ограничений News Corporation не может до 31 декабря 2011 г. стать ни оператором сети, ни владельцем платного канала в наземном цифровом телевидении Италии, именно поэтому Мердок и вынужден был арендовать частоты у де Бенедетти и таким обходным образом предложить бесплатный канал.

 

Риккаддо Кьяттелли, менеджер канала Сielo, отвечающий за программы и продвижение, охарактеризовал решение министерства связи как «разочарование и большой сюрприз». «Бюрократия тормозит возможности, причем - только нам», - сказал он и отметил, что «другие каналы могут вещать с неправильным разрешением или без разрешения вовсе». Он имел в виду каналы Берлускони RaiSat и Mediaset Premium.

 

Каналу Сielo выделили кнопку номер 10 - не самую удобную, но все-таки достаточно близко к началу пульта. И вот новая беда: совсем недавно пришло сообщение, что Ассоциация местных телеканалов хочет судиться за эту кнопку, «которая уже 30 лет по праву принадлежит местным каналам». Это тоже может надолго отложить запуск канала.

 

Как Мердок пришел в Италию

 

Несколько лет назад Сильвио Берлускони сам позволил Мердоку развернуться в Италии. Тогда Берлускони (как и сейчас) был премьер-министром, но не воспротивился выходу News Corp. на итальянский рынок, рассуждая, что совсем неплохо иметь союзником такого игрока, как Мердок. В награду он рассчитывал получить лояльность в освещении событий, связанных с ним как бизнесменом и политиком. Тем более, пускал-то он на рынок только платное спутниковое телевидение, которое тогда практически не приносило выгоды и развивалось в Италии очень медленно из-за бюрократических преград. Например, в центральной части почти всех итальянских городов нельзя устанавливать на балконах параболические антенны, так как они нарушают эстетический облик города.

 

В 2003 г. Мердок создал относительно скромную компанию Sky Italia, которая насчитывала около 2 млн подписчиков. Но, как говорят и в Италии, и в России, дай ему палец - и он оттяпает всю руку. Именно так и действовал Руперт Мердок. Он сразу сообразил, что в Италии главная религия - футбол, и скупил права на показ матчей лучших итальянских команд, начав передавать их по своим каналам. Добавив еще и большой пакет фильмов и мультфильмов, которые принадлежали ему, он начал завоевывать публику. Понимая ограниченность спутникового вещания, Мердок заключил соглашения с крупнейшими кабельными сетями. А дождавшись развития сотовой связи третьего поколения, подписал соглашение сразу со всеми четырьмя сотовыми операторами Италии, чтобы включать свои каналы в Mobile TV. Таким образом Мердок добился того, что число абонентов выросло почти до 5 млн., а Sky показывает 40 000 часов программ собственного производства в год.

 

Цезарь итальянского ТВ

 

Сильвио Берлускони 30 лет назад создал первое частное общенациональное телевидение в Италии. Национальные частоты были тогда госмонополией, и он скупил региональные, которые превратил де-факто в национальный канал: он записывал программы накануне, а потом курьерами доставлял кассеты в региональные студии. Потом они транслировали одни и те же программы с несколькими секундами разницы, чтобы избежать обвинения в одновременной трансляции на всю страну. Он обошел законодательство и привлек рекламодателей, в глазах которых канал Берлускони был общенациональным. Позднее, когда стало можно создавать и частные национальные каналы, он купил еще две частоты. Таким образом, у него оказались три национальных канала. Столько же, сколько у государственного телевидения RAI. Кроме них, в Италии существует еще один национальный канал - 7, который принадлежит оператору Telecom Italia и считается интеллектуальным. Но он собирает совсем немного зрителей и не составляет серьезной конкуренции колоссам.

 

Жизнь у RAI действительно райская: компания собирает абонентскую плату - более 100 евро в год - с каждого обладателя телевизионного устройства, даже если телезритель никогда не смотрит государственные каналы, а предпочитает берлускониевский Mediaset. Это всегда вызывало раздражение у Берлускони, особенно когда он находился в оппозиции правительству. Отсюда его известная фраза о том, что «в RAI попадают только проститутки и левые».

 

Впрочем, совет директоров государственной компании назначается парламентом и состоит из трех членов, лояльных правительству, и двух - из оппозиции. Так что сейчас Берлускони как премьер-министр и лидер парламентского большинства, по сути, контролирует все телевидение. Как раз несколько месяцев назад он назначил новый состав директоров общественных каналов и директоров новостных блоков, по мнению оппозиции, полностью выражающих его политические интересы. Ну, а своим детищем, компанией Mediaset, чтобы избежать конфликта интересов, премьер как бы и не руководит. Президент компании - Феделе Конфалоньери, верный и давний друг Сильвио Берлускони со времен университета (когда они плавали вместе на круизных кораблях, развлекая туристов), а вице-президент - сын премьера, Пьер Cильвио Берлускони. Весь рынок телевидения (и рекламы, соответственно) был поделен между компаниями Mediaset и RAI, причем в последнее время частная компания опережала государственную.

 

Титанов поссорила цифра

 

Италия постепенно отказывается от аналогового телевидения и переходит на цифровое. Сначала на цифру перешла Сардиния, потом еще несколько областей, включая столичную «римскую область» Лацио и неаполитанскую Кампанью. Сейчас полностью перешли на цифровое вещание 15,3 млн жителей Италии. С точки зрения техники, уже вся Италия может смотреть наземное цифровое телевидение, ресиверы продаются повсюду за несколько десятков евро, но переходить на «цифру» большинство жителей особо не торопятся, пока у них есть аналоговое ТВ.

 

Переход на цифровое телевидение открыл новые возможности как для операторов, так и для телезрителей. Вместо одного аналогового канала технически можно передавать до 8 цифровых. Поэтому вместо 7 число общенациональных каналов можно довести до 50. Это дает возможность выйти на рынок новым операторам. Ясно, что этим не мог не воспользоваться и Руперт Мердок.

 

От мирного сосуществования к войне

 

До последнего времени два медиамагната - Сильвио и Руперт - делили итальянский рынок, практически не конкурируя между собой. Мердок занимался платным телевидением и главные деньги собирал на абонентской плате, а Берлускони - бесплатным телевидением, зарабатывая на рекламе.

 

Первый тревожный звонок Берлускони поступил еще в прошлом году, когда его доходы от рекламы упали. Из-за этого, по оценкам экспертов, Sky Italia Мердока мог стать крупнейшим игроком по доходам, опередив Mediaset. Берлускони попытался выровнять ситуацию, вовремя вспомнив, что Италии как члену ЕС нужно согласовать итальянское законодательство с общеевропейскими законами. В соответствии с ними год назад он вдвое повысил НДС для платного телевидения, подняв налог с 10 до 20 %. Прежде Берлускони этого не делал - ведь этот закон затрагивал его телеимперию (Mediaset еще в 2004 году задумалась о платном телевидении). Но в прошлом году ему показалось важнее ударить законодательством по конкуренту, у которого от новых законов может сдохнуть корова, хотя и своей придется труднее. Все эксперты в один голос назвали этот закон направленным прямо против Мердока: ведь 92 % платного ТВ в Италии принадлежало ему.

 

Это и стало отправной точкой войны гигантов. Mediaset инвестировал 2 млрд евро и запустил свой платный сервис Mediaset Premium. Как рассказали в Mediaset, если в 2004 г. доходы от него составляли только 3% (остальное - реклама), то уже в этом году они составили более 25 %. Были проданы 3,5 млн карт, к концу года число подписчиков достигнет 4 млн. То есть Mediaset стал прямым конкурентом Sky в цифре.

 

В июне Берлускони обвинил Мердока в организации сексуального скандала вокруг своего имени. Он заявил, что скандал инициировали СМИ, «принадлежащие кое-кому, кто соперничает с Mediaset». Особенно жесткой по отношению к итальянскому любителю женщин была статья «С клоуна сползает маска», опубликованная в мердоковской The Times.

 

В сентябре News Corp. заявила, что не смогла приобрести рекламное время на каналах Canale 5, Italia 1 и Rete 4, принадлежащих Mediaset, и обратилась в суд. Мердок выиграл процесс. Миланский суд запретил Mediaset отказывать Sky Italia в размещении рекламы «на основе пристрастного отношения».

 

Как утверждает Аугусто Прета, генеральный директор ITMedia Consulting, по итогам 2009 г. Sky Italia Мердока все-таки опередит по доходам в Италии Mediaset Берлускони. Впервые в новейшей итальянской истории Берлускони - не номер один по рекламным доходам. Это очень раздражает Сильвио, и он старается притормозить Мердока хотя бы на своем поле - бесплатном национальном телевидении. Правда, Прета оставляет надежду и для Берлускони. По его мнению, в 2011 г., когда рынок рекламы восстановится, Mediaset снова займет лидирующее положение.

 

Телевизионный рынок Италии оценивается в 8,4 млрд евро (сюда входят государственная абонентская плата, реклама и платные услуги от абонементов до pay-per-view). К 2011 г., по оценкам ITMedia Consulting, он вырастет до 8,9 млрд евро. К концу 2009 г. 66% домов будут получать цифровой сигнал. К концу 2011 г., когда Италия перестанет транслировать аналоговое ТВ, цифровое покрытие достигнет 92% домов.

 

Ясно, что два бывших товарища, Сильвио и Руперт, еще крепче схлестнутся и за кошельки, и за умы итальянцев - ведь теперь разойтись им будет негде, они просто вынуждены будут работать на одной поляне. Берлускони умело использует свое телевидение, чтобы побеждать на выборах. Мердок в Италии, да и нигде, сам в политику не выдвигается, но благодаря ему многие политические деятели заняли свои кресла.

 

В ноябрьском рейтинге Forbes влиятельных людей планеты Мердок оказался на 7-м месте (третье место занял Владимир Путин), а вот Берлускони отстал, получив 12-е место, сразу после Билла Гейтса и Папы Бенедикта XVI. Зато по финансовому состоянию Берлускони опередил Мердока. Где впереди один, уступает другой, и наоборот, но ясно, что им есть и будет за что бороться.

 

Газета «Дело»

 

Фото -  «Дело»

 

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Газета «Дело»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
18779
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду