Постфестивальный аккорд. Заметки на полях
Фестивальная страница №10 перевернута. Победители названы, награды нашли героев (Это, если герои нашлись и вышли на сцену. В иных случаях награды доберутся до героев немного позже).
Здесь нет претензии на глубокий и всесторонний анализ итогов фестиваля. Ниже будут только субъективные замечания и выводы. В конце-концов, любое творческое событие построено на личном восприятии, личных трактовках и строго субъективных оценках.
Первое и главное. Киевский Международный Фестиваль рекламы состоялся. Несмотря на кризис, на затянутые пояса и урезанные до уровня харакири бюджеты. Да, он, наверное, был скромнее и по количеству работ, и по атмосфере. Но все гости и участники в различных интервью подчеркивали большую его «домашность», подчеркивали именно как положительную черту. В конце-концов, кто сказал, что камерная соната хуже, чем кантата с хором и большим симфоническим оркестром?
На итоговой пресс-конференции все председатели жюри отмечали хорошую организацию фестиваля, подчеркивая, что она вполне соответствует международному уровню. Хочется верить, что эти респекты не только дань гостевой вежливости...
Объясняя критерии судейства (но не называя при этом победителей), уважаемые председатели профильных жюри подчеркивали - прежде всего учитывалась ИДЕЯ. Идея, которая была бы понятна на международном уровне. И вот здесь-то и возникла проблема - многие агентства, предоставляя свои работы, не потрудились создать англоязычную версию. Как отметил Председатель Креативного жюри Фестиваля Серждио Родригес: «Многие идеи, возможно, и были хороши, но мы просто не смогли их понять». Понятно, что в таких случаях соискателям некого винить, кроме себя.
Серджио Родригесу косвенно возразил председатель жюри дизайнеров Алексей Андреев. Да, не все работы будут поняты и приняты, например, в Каннах, из-за своей локально-национальной направленности. Но так ли это обязательно? Если креатив и дизайн рассчитан на национальную аудиторию и прекрасно выполняет свою маркетинговую цель в национальных масштабах, значит он имеет право на жизнь и на награды. Во всяком случае, на Киевском фестивале (который позиционируется как «чемпионат стран постсоветского пространства») - однозначно. О том, что слова у господина Андреева не расходятся с делом, свидетельствуют результаты - именно жюри дизайнеров присвоило более всего наград. По словам Алексея Андреева, присвоили бы и больше, да оргкомитет не позволил превысить лимит. Объяснение звучало очень просто: «Творческих людей нужно стимулировать. Обругать их мы еще успеем».
Естественно, возник вопрос о кризисе. Да, подтвердил Серджио Родригес, кризис в рекламе ощущается весьма болезненно. Рекламодатель во всем мире напуган и очень осторожничает. Он хочеть стрелять наверняка, и на креативные поиски и нестандартные решения соглашается неохотно. Поэтому наблюдается огромная разница между «клиентскими» и «фестивальными» работами. Креатив временно уступил место «лобовой» рекламе. Как отметил господин Родригес, в этой ситуации главное для креаторов - не потерять высокий творческий уровень, не дисквалифицироваться, бережно сохранить свой профессионализм.
Апофеозом Фестиваля была церемония награждения. Как всегда, ее бессменные режиссеры и ведущие «Два товарища» - Игорь и Глеб - были на высоте. И все прошло бы очень живо и динамично, если бы не маленький недочет.
Каждое награждение в каждой номинации иллюстрировалось показом работ. И если в случае с принтами, ТВ или радиорекламой это было оправданно, то показ полных презентаций рекламных кампаний или медиа решений привел к серьезной затяжке, которую выдержали не все присутствующие. Наверное, впредь лучше давать «локомотивный» образ и просто называть победителя или призера.
Что касается решений жюри... Мы знаем, что система судейства на КМФР-10 была принципиально иной. Сочетание Большого Жюри, Креативного Жюри и Жюри по номинациям должна была предоставить полный спектр мнений, и, как результат - более объективное решение. Читая эту колонку, вы уже наверняка посмотрели все работы-победители. Наверняка, не со всеми решениями согласны. Я тоже. По моему строго личному мнению, ТВ-ролик Сникерса (Белки) заслуживал гораздо большего, нежели бронза и приз прессы, а вот «вегетовская» серия понравилась меньше - из гуманных соображений :-))).
Что же касается Гран-При, то по моей косвенной информации, работа Grey Moscow получила его практически единогласно. Кстати, нечастый случай, когда Гран-При получает принтовая работа - обычно это прерогатива видео. Отдельные поздравления Олегу Лапшину. Хочется верить, что пессимизм, высказанный им в традиционной благодарственной речи («Я, может быть, последний рекламист, получающий гран-при за реальную рекламу в эпоху поголовной дигитализации»), все-таки не оправдается.
И вместо итога. КМФР-10 состоялся в эпоху, которую все мы называем кризисом. На масштабе фестиваля и количестве работ это, несомненно, сказалось. На уровне - однозначно нет. В одном из многочисленных интервью, данных в фестивальной лихорадке, Максим Лазебник отметил, что со жгучим интересом ожидает КМФР-11. По одной простой причине - большинство предоставленных на нынешний фестиваль работ было сделано все-таки еще в докризисных условиях. Что собой представляет постсоветская реклама в эпоху кризиса, будет видно именно на следующем фестивале.
Не знаю, как вам, а мне тоже очень интересно...
Постскриптум по другой теме
В воскресенье, в День Киева, состоялся традиционный Пробег под каштанами. Окончательные итоги будут подведены очень скоро, но уже сейчас можно заявить: количество участников - рекордное - более 8 тысяч. Освещение в СМИ - более масштабное, чем было ранее. Точную сумму средств, собранных в пользу Центра кардиологии и кардиохирургии детей раннего возраста МОЗ Украины, узнаем также очень скоро, но уже сейчас ясно - она тоже будет рекордной.
Правы ли многие психилоги и социологи, которые утверждают, что кризисные ситуации заставляют вспомнить о вечных ценностях? Или все проще - кризис делает нас добрее?
Алексей Фурман, http://www.reklamaster.com/main/index.html