Федор Крат: «В целом у нас, по-моему, достойная сбалансированная международная программа»
Журнал «Кино Дайджест» встретился с генеральным продюсером фестиваля, Федором Кратом, и поинтересовался некоторыми деталями мероприятия, уже одним своим названием претендующего на статус главного киносмотра страны. В печатном виде материал можно прочитать в новом номере журнала «Кино Дайджест».
- Как родился Киевский международный кинофестиваль?
- Идея фестиваля принадлежит Богдану Ступке. Три года назад он приезжал к нам в Бердянск на фестиваль «Бригантина» и тогда рассказал мне о том, что мечтает устроить в Киеве крупный международный кинофестиваль. Такое же желание высказывал и министр культуры Василий Вовкун - в Украине, в Киеве должен проводиться солидный статусный киносмотр, фестиваль зрелого кино, представляющий работы уже утвердившихся режиссеров. Я и сам считал, что в столице Украины непременно должен быть такой фестиваль, так что, имея мощную поддержку в лице Богдана Сильвестровича, оставалось только перейти к практическим действиям.
- Формат фестиваля как-то изменился за это время?
- Только в сторону дополнения. В программе добавились внеконкурсные показы, режиссерские мастер-классы, круглые столы. Мы особо оговорили необходимость устраивать на фестивале обсуждения серьезных вопросов, касающихся и украинского кино вообще, и совместного производства в частности.
- Какие задачи ставит перед собой КМКФ?
- Задач, как водится, много. Одна из них - привлечение в Украину зарубежного кинематографического сообщества. Мы сейчас общались с киношниками из некоторых стран, где вообще не подозревают, что в Украине существует кинопроизводство, не знают, что здесь реально снимать кино, здесь есть возможности и хорошие киностудии. Поэтому, кроме собственно проведения фестиваля, в Киеве мы будем устраивать «эхо КМКФ» в других странах, представлять на зарубежных киносмотрах наш фестиваль и украинское кино. Другая задача - привлечение зарубежных инвестиций для создания копродукции.
- Привлечением инвестиций и поиском деловых партнеров, наверное, удобнее заниматься на кинорынках...
- Практика кинематографа, она ведь есть разная. Кино обычно идет от продюсера, но может - и от режиссера. Если режиссер видит в Украине возможности для съемок и понимает, что здесь это будет дешевле и не хуже, чем в той или иной стране, тогда он постарается заинтересовать инвесторов, продюсеров. Вот из чего мы исходим. На сегодняшний день у нас пока нет возможностей пригласить на КМКФ крупные фирмы и студии по кинопроизводству. Зато к нам приезжают режиссеры из Германии, Австрии, Сербии, Польши, Аргентины, Америки, и от них очень многое зависит. Что касается рынка, то мы вели переговоры с «Кинофорумом», чтобы проводить его во время фестиваля. Но из-за кризиса «Кинофорум» в этом году вообще не состоится. Возможно, в следующем году все сложится, как мы задумывали...
- На ближайшие два-три года, пока выстраивается структура КМКФ, кто считается его адресатом - кинокритики, широкий зритель, профессионалы из сферы кинопроизводства?
- Наш фестиваль, прежде всего, создан для зрителей, для молодежи и студентов. Кроме всего прочего, он несет большой социальный заряд. Так, на следующий год мы готовим программу фильмов, посвященных экологическим проблемам, - ведь это тоже очень важно. Такое кино - некоммерческое, его просто так никто никогда сюда не привезет. А если привезут и сделают, условно говоря, «Неделю экологического кино», то неизвестно еще, придет ли зритель. Совсем другое дело - показать это кино в рамках Киевского международного фестиваля. Шумное и заметное событие, приезд актеров и режиссеров - все это всегда помогает привлечь внимание к каким-то сложным и проблемным вещам.
- В конкурсной программе КМКФ кино не дебютное и, как правило, уже отмеченное на других фестивалях. В то же время именитых режиссеров и мэтров в конкурсе не так уж и много. Это как-то связано с порядковым номером киевского фестиваля?
- Мэтры, все-таки, есть, например, тот же Горан Маркович. Но вообще-то, при отборе фильмов мы не опирались на заслуги и количество снятого тем или иным режиссером. Кроме того, понятно, что первым фестивалем мы не претендуем на статус фестиваля класса «А». Это у нас впереди, и я уверен, что в дальнейшем КМКФ будет получать только премьерные фильмы, причем премьерные фильмы не просто в Украине, но и в мире. Все придет со временем. Поэтому неудивительно, что в этом году ряд работ, которые мы бы с удовольствием взяли в конкурс, нам не дали из-за участия их в других, гораздо более известных фестивалях. Но в целом у нас, по-моему, достойная сбалансированная международная программа, хорошие эстетские фильмы - немного артхауса, немного мэйнстрима, в целом, фестивальное, не прокатное кино.
- А были фильмы, от которых организаторы отказались по финансовым причинам?
- Были - но во внеконкурсной программе. Нам называли довольно высокие суммы, и мы отказывались - но всего в паре случаев.
- В конкурсе нет, например, французского, азиатского кино. Этим кинематографиям нечего было предложить фестивалю?
- Мы приглашали многих, но из ряда стран - из Америки, с Кубы, из Южной Кореи - нам присылали фильмы, которые просто не удовлетворили нашу отборочную комиссию. Я уверен, со временем эта ситуация изменится.
- По какому принципу составлялась внеконкурсная программа?
- Мы обратились в посольства и культурные центры и дальше исходили из того, кто и в какой степени решился помочь и поддержать нас. Так, турецкое посольство предложило нам пакет из трех фильмов Нури Бильге Джейлана, кстати, режиссера с мировым именем, лауреата Каннского фестиваля - это очень интересно. Аргентинское посольство собрало сильную программу... На самом деле, мы не хотели с самого начала слишком уж распыляться и спланировали, что в первый год у нас на фестивале должно быть около сорока фильмов. Не хотелось, чтобы мы надули шар - а он взял и сдулся. Зато в планах на следующий год у нас уже не менее ста фильмов. Все мы понимаем, что фестиваль проводится впервые, это создает определенные сложности.
- Во внеконкурсной программе есть два фильма («Банзай, режиссер!» Такеши Китано и «Контроль» Антона Корбайна - прим.), которые уже были в украинском прокате...
- Как я говорил, премьерными являются практически все наши фильмы - заметьте, не «все». Из 38 фильмов, входящих в наши конкурсную и внеконкурсную программы, 35 - это украинские премьеры. Три фильма были раньше показаны в Киеве, но негромко. Не все видели, не у всех была возможность. Кроме того, эти фильмы вписались в концепцию наших внеконкурсных блоков, и поэтому мы сочли правильным взять их на фестиваль.
- Лично Вам что больше всего понравилось из фильмов первого КМКФ?
- Очень впечатлила работа Горана Марковича - не зря ему дали приз на Монреальском фестивале. Российские «Юнкера» - вдохновляющий фильм. И, пожалуй, аргентинское кино. Ты его смотришь - и участвуешь в жизни людей, которых видишь на экране. Оно по-своему тяжеловатое, но вообще смелое. Не каждый режиссер возьмется снимать такое кино - непрокатное.
- В чем должен выражаться успех первого фестиваля, чтобы можно было сказать - у нас получилось, будем делать номер два?
- Скажу сразу, что «номер два» будет в любом случае. Если мы и допустим сейчас какие-то ошибки, это нас не остановит. Есть большое желание у Богдана Сильвестровича, у меня. Мы справимся, даже если нас не поддержит государство, хотя его помощь нам бы не помешала. А успех фестиваля - это то, что после его завершения скажут зрители и гости фестиваля, что скажут те же студенты, посетившие мастер-классы, что напишут критики.
- И напоследок - что собой представляет главная награда КМКФ?
- Это статуэтка в виде крыльев. Мы ведь и время для фестиваля выбирали специально - весна, легкость, вдохновение. Весна - хорошая пора, одно из лучших времен в Киеве, каштаны цветут. Вот и мы надеемся, что своим фестивалем будем вдохновлять режиссеров и продюсеров на новые работы.
Фото: КМКФ