Режисер Кшиштоф Занусси: «Современная киноиндустрия — это супермаркет»
- Расскажите о работе с Богданом Ступкой, который исполнил в фильме «Сердце на ладони» главную роль.
- Если бы в фильме не было Богдана, я был бы вынужден писать другой сценарий. Я испытывал искреннюю радость, когда на Римском кинофестивале он получил награду за эту роль, а мир открыл для себя такого замечательного актера. О жизни олигарха в Польше знают только понаслышке - ведь, к сожалению или счастью, их у нас нет. Поэтому совместное производство с Украиной было для меня очень важным.
Я надеюсь, вскоре этот фильм выйдет в широкий прокат после того, как его дублируют на украинский.
- Вы владеете несколькими языками. А как вы научились понимать украинский?
- Я хорошо воспринимаю ваш язык на слух. Во время работы в украинском театре, общения со студентами актерского факультета и в процессе съемок «Сердца на ладони» необходимо было говорить с Богданом Ступкой. Мне как поляку не так трудно привыкнуть к этой мелодике, мне она очень нравится.
- Какова была первоначальная идея фильма «Сердце на ладони»? Что стало решающим моментом для его создания?
- У меня была идея вступить в полемику с современным миром, и в особенности с модой, которая руководит многими людьми. К сожалению, волна нигилизма действует на общество разрушающе. Сейчас людям сложно понять, что есть добро и зло, так же, как ложь и правда. Постмодернизм, о котором узнает мой герой-олигарх из интернета - просто уловка для таких малообразованных людей, как он.
- Если не секрет, во сколько обошлись съемки фильма?
- Ни я, ни продюсер фильма Олег Кохан не знаем точной суммы, потраченной на съемки. В среднем - около двух миллионов евро. Эта цифра весьма приблизительна. На первый взгляд может показаться, что сумма большая, но для европейской картины бюджет средний.
- Ретроспектива ваших фильмов на фестивале проходит под знаменем 70-летия со дня рождения. Не хотелось бы вам покинуть режиссерскую карьеру и пожить спокойной жизнью пенсионера?
- Мне сложно представить себя на пенсии, у меня много проектов. Уже после католической Пасхи я отправляюсь на Сицилию. Там я задумал поставить трагедию в греческом театре для десяти тысяч зрителей. В кино планов еще больше. Но сейчас, в условиях кризиса, я не уверен в финансировании.
- Как бы вы описали каждый из ретроспективных фильмов, представленных в программе «Дней польского кино»?
- Пойдем по порядку. Картина «Иллюминация» создавалась еще в начале 1970-х, но никогда не вышла бы на советский экран. О ее достоинствах говорят десятки наград, которые она получила. Очень актуальна лента «Constans» - поучительная история о рабочем, который не готов мириться с воровством и разбоем. Комедия «Галоп» - о моем детстве и о том, как мы пережили сталинизм. Я рекомендую посмотреть эти фильмы хотя бы ради отличной актерской игры.
- Что бы вы посоветовали украинскому кинематографу? У нас нет отлаженной системы финансирования, а это отбивает у молодых режиссеров желание работать на родине.
- Нам очень повезло - наш закон о кино основан на европейских аналогах. Мы не зависим от правительства. Фонд кинематографистов получает полтора процента со всей телевизионной рекламы и билетов, проданных в кинотеатрах. Этого недостаточно, чтобы полностью обеспечить финансирование всех фильмов, но какая-то основа у нас есть. Остальную сумму получаем от продюсеров, поэтому, случаи, когда на стоящую ленту нет денег - единичны. Мне кажется, Украине имеет смысл следовать этому примеру Польши.
- Каким вы видите украинский кинематограф?
- Мне трудно его охарактеризовать - мое представление об украинском кино достаточно туманно. Кроме нескольких фестивальных картин, представленных на мировых кинофорумах, вспоминается фильм Ильенко, картина со Ступкой о Мазепе. Именно такие фильмы у меня всегда ассоциируются с Украиной. Если говорить о молодых, то интересный режиссер может получиться из Тараса Томенко, который посещал мои мастер-классы.
- Вы уже видели совсем новую картину «Тарас Бульба» при участии Богдана Ступки?
- Очень жду выхода этого фильма в прокат, как и мои соотечественники. Польская пресса много пишет о нем, и в обществе он вызывает огромный интерес.
- Какую положительную черту актуального кино вы могли бы назвать?
- Демократизация кинематографа обеспечила равные условия и для развлекательного жанра, и для интеллектуального кино. Современная киноиндустрия - это супермаркет, где есть продукты ежедневного потребления, а есть деликатесы для гурманов.
Фото: «Известия в Украине»
Юлия Соловьева, «Известия в Украине»