Не надо изобретать украинский велосипед!

22 Березня 2009
21025
22 Березня 2009
20:07

Не надо изобретать украинский велосипед!

21025
На программе «Шустер live» собрались обсуждать Конституцию, но прежде пришлось разобраться с мордобитием на Майдане и выборами.
Не надо изобретать украинский велосипед!

Угроза свободе или провокация?

 

Начали с потасовки на Майдане. После свидетельств с места происшествия гости попытались объяснить, что же произошло на самом деле на главной площади страны. Юрий Мирошниченко во всем обвинил власть - президент и кабинет министров должны пойти и застрелиться. Николай Катеринчук переложил ответственность на плечи милиции или тех, кто сработал по указке милиции. Кирилла Куликова все это тоже возмутило, но он раскопал некое объединение «Щит», которое, возможно, и провернуло весь разгром. Первая волна выступавших дула в одну и ту же дуду: запугивание общества, позор, наезд на демократию.

 

Лишь Олег Зарубинский высказал мнение, что это была провокация в целях рекламы ребят из палаток. Нестор Шуфрич пошел дальше - рука президента. Этот наезд на хозяина так возмутил Вадима Карасева, что сомнения Шуфрича тут же отпали: да, это так, а приехали злодеи на автобусе советника президента Лидии Поречкиной.

 

Эти споры заставили Виталия Портникова прийти к выводу, что все уже тронулись умом: создается впечатление, что в нашей стране любую акцию можно трактовать шиворот-навыворот, то есть как провокацию с противоположной целью.

 

«Наивный» вопрос Шуфрича, почему же не вмешались правоохранительные органы, наткнулся на пояснения с Майдана: пять милиционеров стояли поодаль и все снимали на видеокамеры. Ребята с Майдана также пояснили, что выступают за «конституционный переворот», а вместо мирной акции в конце месяца теперь планируется День гнева!

Похоже, стоны с площади не произвели впечатления на гостей студии. Сергей Головатый усомнился в адекватности реакции побитых на площади - побитые так себя не ведут. Но тут на помощь явился Дмитрий Корчинский. Он сообщил, что вся затея стоила ему уже за 25 тыс. долларов, хотя жалобу в СБУ он не подписывал - западло! Организации «Геть усіх!» не существует, а на площади собрались представители нескольких образований.

 

Звонок Лидии Поречкиной призвал Шуфрича думать перед тем, как обвинять невинных людей, и не вести себя, как базарная баба. Тем не менее, она призналась, что в предприятии ее дочери имеются автобусы, но не с таким номером. Ага, значит, автобусы все-таки есть!

 

Давид Жвания предложил вообще прекратить дискуссию, а сперва посмотреть видеозапись, ведь Майдан со всех сторон «простреливается» видеокамерами.

Представитель МВД в Киеве Владимир Полищук, позвонив в студию по телефону, объяснил, что все на площади происходило очень быстро - 3-5 минут, а пятеро милиционеров с толпой из ста человек вряд ли могли бы справиться.

 

Тогда Владимир Яворивский задал сакраментальный вопрос: зачем? Зачем это нужно было Ющенко или Луценко? А ребята на Майдане сделали себе приличную рекламу.

Какая Украина - такой Валенса, изящно подвел итог Виталий Портников. Неправовое государство, что еще говорить! - отметил Александр Мороз.

 

Но гостям передачи говорить хотелось. Глава комиссии по защите общественной морали Василий Костицкий выразил удивление, почему же милиция не чесалась (не те пятеро, а киевская милиция), почему за целый день не прозвучало заявления министра Луценко? А откуда взялись и куда делись эти сто человек? Ведь действие происходило в самом центре города!

 

А Олег Зарубинский задал простой вопрос: кому это выгодно? И сам же ответил: тому, кому нужна дестабилизация в целях введения сильной власти - как еще президент сможет удержать оную в своих руках?

 

Выборы под оливье

 

К обсуждению Конституции перешли не с первого захода, но все же перешли. Правда, застряли на дате президентских выборов. Роман Зварич послал всех в Верховную Раду, которая решает этот вопрос. Но выборы должны состояться в последнюю неделю полномочий президента, то есть 17 января.

 

Важность вопроса подтверждается тем, что у БЮТ после Тернополя земля под ногами горит, а, по социологическим исследованиям, Янукович проигрывает во втором туре. Не важно кому, даже Яценюку.

 

Но все же, почему простой американец знает, когда ему выбирать президента, а простому украинцу не фасон? И Головатый пообещал, что все решит Верховный Суд, потому как, как пить дать, после назначения даты Радой начнутся несогласия и иски.

 

Но когда выбирать - это полдела, а вот где - это вопрос. Может, вообще все будет решаться в Раде. Тут всех попытался успокоить Катеринчук: смена строя с президентско-парламентского на парламентско-президентский - это полномочия народа, то есть сначала нужно провести референдум.

 

Главное, чтобы выборы не попали под оливье, уточнил Зарубинский, чтобы они не угодили на 31 декабря. Но Шуфрич предложил не тянуть - Рада способна перенести это знаменательное событие на осень.

 

Дискуссия снова приняла столь бойкий ритм, что Шустер позвал Жванию к телефону вместо микрофона. А «данные» назвал «партиями». Далее ведущий объяснил, что же такое выборы в Раду в два тура, когда победившая сила получает 226 голосов. Вернее пытался объяснить, поскольку его непрерывно перебивали, «превращая все в балаган». Карасев попытался сравнить Украину с Англией, но нарвался на реплику Шуфрича: «Но у них же королева, а не Ющенко!» Головатый принялся цитировать на английском, а Шустер обращать его внимание на слово seems, то бишь «кажется»! Портникову только оставалось предложить перейти на английский - толку было бы столько же.

Долго ждавший у «телефона» Жвания, наконец-то получив слово, объяснил, что до президентских выборов никаких изменений в Конституцию внести не окажется возможным - все равно не договорятся. А если нарушим срок, то все развалится, ничего уже не соберем.

 

Весь этот бедлам смутил Василия Костицкого: он-то пришел в студию обсуждать Конституцию, даже проект принес, а пока разговор ограничивается лишь выборами.

И Шуфрич пошел дальше выборов. Сейчас уникальный момент: Ющенко уходит, и его уже не должна интересовать система власти. Поэтому надо вводить парламентскую форму правления и выборность на местах. Жвания признался, что тоже мечтает об этом, но не успеем до выборов, хоть ты тресни!

 

Что менять и кого выбирать?

 

Сергей Головатый начала свой спич с сакраментальной фразы: если права человека в стране не защищены, значит, в этой стране нет Конституции. А у нас царит хаос. Выяснять же, кто главнее - президент или парламент, - это провокация чистой воды, порождающая конфронтацию в обществе.

 

Шустер же послал Головатого к президенту, который сегодня вечером заявил, что изменения к Конституции должны быть утверждены референдумом. Эта идея не вызвала у Головатого сочувствия. Вон, в Азербайджане приняли 40 изменений к Конституции и вкатали Алиеву пожизненный срок. Аналогичные истории были в Белоруссии и в Казахстане. Не надо делать из простых людей экспертов. Это манипуляция чистой воды! Цените то, что у нас есть, - нашу Конституцию разрабатывали эксперты высочайшего уровня, и это подтвердила Венецианская комиссия. Надо просто исполнять ее. А политики должны бояться ее нарушить.

 

Идея точного исполнения Конституции вызвала поддержку Александра Мороза. Да и внесенные поправки не испортили ее, а лишь добавили ей антиавторитаризма. Не успели лишь усилить местное самоуправление, что и следует сделать сейчас.

А открытые партийные списки Мороз предлагал еще 2002 году. Никто не поддержал его инициативы. Двухпалатный парламент, по мнению Мороза, это ослабление парламентаризма. Украине нужен сильный закон, стабильный парламент и разумный президент.

 

Вот с последним звеном и состоит проблема, заметил Яворивский. Каждый президент тянет одеяло на себя. А не надо было давать ему министров, как и советовали венецианцы, воскликнул Головатый. Не надо выдумывать украинский велосипед, надо научиться на нем ездить. А то уже колеса красные...

 

Но Яворивский был настроен менять. Нам нужен сильный премьер, как Ангела Меркель (угадай, кто), справедливые суды и прочая-прочая. Спиридон Килинкаров сперва предложил консолидировать общество путем упразднения президентского поста. Зарубинский посоветовал делать то, что можно сделать, а именно добиться усиления власти на местах. Шуфрич снова напомнил об «уходящем президенте» (Карасев принял позу роденовского мыслителя) и предложил БЮТ идти на мировую, а также выбирать судей. Последний тезис завел Головатого: как же можно их выбирать? Это популизм в квадрате! А может, и футбольных судей будем выбирать? - поинтересовался Шустер.

 

Выйдя к микрофону, Степан Гавриш признался, что плохо понимает, какую политическую систему обсуждают в студии. И предложил больше доверять народу. На референдум - шагом марш! Тогда мы станем политической нацией.

Мороз же заметил, что в Украине никогда не было ни государства, ни демократии. А Яворивский напомнил уже самому Гавришу, как он осрамил на весь мир премьера... Но тут на экране возник «членовоз», подвозивший к студии Илью Резника...

 

Поверните, пожалуйста, вправо!

 

Зазвучало вступление на плохом французском языке, и безголосый поэт-песенник запел про просьбы прекрасной дамы в адрес князя - шофера такси - повернуть вправо: мол, дюже хочется осмотреть Нотр-Дам. «А когда в отель вернусь, ночью до смерти напьюсь!»

После этой клубнички участники еще немного поспорили, кто главней - парламент или народ. Резник в белом пиджаке глядел на последние всплески дискуссии, отвалившись в кресле, как его же князь-таксист, попавший на сбор племени в окрестностях Уагадугу.

 

В конце концов, грохнулся компьютер, и последнее голосование проходило рывками. Поддержка между парламентом и президентом разделилась ровно пополам, что привело в восторг Головатого: вот так и должно быть - баланс власти! Шустер еще успел зачем-то всунуть кадры из матча ПСЖ - «Марсель» и француза, болеющего за «Динамо», после чего Резник должен был окончательно потерять ориентацию в пространстве. А на самое сладкое солист израильской оперы Феликс Лившиц спел песню из репертуара Эдит Пиаф - La vie en rose, что означает «Жизнь в розовом цвете». Такая-то вот нас, видать, и ожидает...

 

Фото: ShowОбоз

 

Андрей Рушковский, ShowОбоз

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Андрей Рушковский, ShowОбоз
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
21025
Читайте також
11.04.2009 01:19
Маша Томак, Олена Олійник, «День»
26 071
03.04.2009 01:59
Маша Томак, «День»
39 999
03.04.2009 01:18
Ігор Лосєв, «День»
26 963
22.03.2009 20:24
Ігор Лосєв, «День»
29 972
05.03.2009 23:39
Маша Томак, «День»
36 293
25.02.2009 14:50
Костя Гнатенко
, для «Детектор медіа»
51 143
Коментарі
1
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Marta
5705 дн. тому
Да давно пора провести выборы и сменить уже эту бездарную власть, Ю. и Ю. достали людей.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду