Телевидение по расчету или цифровой мезальянс

3 Лютого 2009
16581
3 Лютого 2009
12:34

Телевидение по расчету или цифровой мезальянс

16581
Может ли человек надеть сразу сто костюмов? А съесть сразу сто обедов? И действительно ли ему нужно иметь в доме сто каналов телевидения? А если не сто, то сколько чего действительно необходимо? Боюсь, что сегодня никто не сможет внятно ответить на этот вопрос.
Телевидение по расчету или цифровой мезальянс
Еще пятнадцать лет назад телевидением называлось то, что вещал метровый или дециметровый передатчик, и в программу передач равномерно входили новости, спортивные трансляции и фильмы – художественные или документальные. Все было просто и понятно: по утрам была «Утренняя почта», по вечерам – «Спокойной ночи, малыши» и программа «Время».
 
И вот это самое время, которое не стоит на месте, принесло в мир новые цифровые технологии. Благодаря им количество и разнообразие видеопродукта возросло невероятно, ибо то, что раньше могли делать только специалисты, теперь могут делать все охотники самовыразиться. И, как следствие, появились так называемые «нишевые» каналы – от новостных и спортивных, рассчитанных на широкую аудиторию, до совершенно узконаправленных – про котировки акций или рыбалку с охотой.
 
Нет такого количества эфирных частот, чтобы передать все эти каналы, зато появились альтернативные: кабельные, спутниковые и IPTV - технологии, чтобы эти каналы паковать покомпактнее и доставлять до приемного устройства – ресивера. Потенциальный же охотник до видеоинформации про рыбалку готов купить за свои кровные деньги упомянутый ресивер, да еще и платить абонентскую плату за весь пакет каналов, 90 процентов которых он, как правило, не смотрит. Все эти современные и уже активно применяемые технологии - ЦИФРОВЫЕ, поэтому, когда в средствах массовой информации дружно заговорили о «переходе на цифру», создается впечатление, что не все авторы понимают, о чем вообще идет речь.
 
А речь вот о чем. Эфирный передатчик тоже может быть ЦИФРОВЫМ. Он более экономичный: в той же самой полосе может передать 4 или даже 6 сигналов. Но чтобы зритель их увидел, ему нужен ЦИФРОВОЙ ЭФИРНЫЙ приемник. Таким образом, процесс «цифрового перехода» - так как он видится сегодня - содержит две главные компоненты – перевооружение общегосударственной сети трансляции новыми передатчиками и смену парка приемников (или дооборудование существующих цифровыми приставками).
 
Немало дискуссий вызвал так называемый «общедоступный» или «социальный пакет» каналов, которые население получит «бесплатно». В конечном счете в него были включены: ВГТРК, 1 канал, Вести, Культура, НТВ, Спорт, 5-й общенациональный и Детский каналы. Пакет предполагают собирать на головных станциях Госпредприятия РТРС и передавать в отдаленные районы спутниками Госпредприятия «Космическая Связь».
 
Таким образом, эта так называемая «бесплатность» социального пакета весьма и весьма условная. Деньги на перевооружение радиотрансляционной сети, на поддержание ее функционирования и оплату доставки спутникового сигнала предполагается взять из того же самого бюджета государства, который ныне корректируется под новые реалии… А получат зрители практически все то же самое – неинтерактивное эфирное телевидение, забитое рекламой. Потому что деньги на производство программ традиционно придут все из тех же рекламных поступлений. А значит, будут включены в цену потребительских товаров – йогуртов и прокладок с крылышками. То есть зрители БУДУТ платить, но даже не узнают точную сумму этого счета. Потому что отдельные любители «масштабных» общегосударственных проектов не откажут себе в радости произвести и поставить сотни передатчиков и сотни тысяч, если не миллионы приставок-приемников к старым телевизорам, без стеснения отбросив необходимость задуматься о будущем развития данной технологии и нашего государства как такового.
 
А время задуматься уже пришло. И не только здесь, в России, но и во всем мире. По существу все так называемое «цивилизованное человечество» дружно провалилось в глубокую рецессию, сравнимую по масштабам с экономическим ледниковым периодом. Выбираться же из кризисной ситуации надо, пересматривая привычные схемы, в том числе, и в первую очередь, так называемый «цифровой переход». И не случайно в стране-пионере цифрового наземного вещания – Великобритании - этот переход отложен до 2012 года, и новый американский президент не случайно отменил до особого распоряжения их переход, уже назначенный в США на февраль 2009-го.
 
Некоторые, вероятно, скажут, а чего менять-то? Денег нет, так пусть уж все как есть… Но это потому, что они просто не знают, сколько «бесплатное» телевидение стоит карману налогоплательщиков даже и без перевооружения. Не подозревают, что теряют те, для кого платные интерактивные цифровые каналы по той или иной причине недоступны. Сохранять существующий порядок вещей все равно, что ездить на конной тяге. По существу же, переход не просто к цифровому телевидению, а к новой интерактивной медиасреде может послужить и скорейшему подъему экономики в масштабах страны, и эффективному решению многих насущных социальных задач.
 
Как ни странно, но базовые принципы единства и здоровья нации сформулированы были еще в античности: именно «хлеба и зрелищ» должны были дать приличные императоры своему народу. Правда, работать должны были рабы. Подкорректированный к современности, этот лозунг будет выглядеть следующим образом – «работа (для обеспечения хлеба насущного) и досуг (чтобы не отвлекались на общественнонеполезные деяния)». Все это достаточно просто осуществляется при развитии максимально интерактивной электронной медиасреды.
 
Ну что ж, пожалуй, пора произнести главное слово – интернет, вернее сказать - широкополосный доступ данных в каждый дом. И не только дом – сельский клуб, магазин, общественное здание. Причем прием такого потока может быть и эфирным, вернее сказать – мобильным. Это - как наши сто костюмов, или сто обедов: сегодня меню такое, завтра костюм этакий, а хлеб всегда стоит на столе. То есть поток данных формируется самим пользователем; кто-то смотрит фильм, а кто-то – спортивную трансляцию, а вот инфоканал идет всегда, передавая самые важные сообщения государства своим гражданам. Принимает и показывает это все ИНТЕРАКТИВНЫЙ приемник – нечто среднее между персональным компьютером и мобильным телефоном. Когда-то в каждой квартире была «радиоточка», она передавала первую программу радио. Теперь же в каждой квартире может быть «медиаточка», в которую подключается «медиатерминал».
 
Цифровой переход в данном контексте – не только смена сети передатчиков с аналоговых на цифровые, это – преобразование, сопоставимое по своему масштабу с процессом индустриализации: а точнее говоря – это массовая постиндустриализация общества. В нашей стране, где живет весьма образованное, во всяком случае, поголовно грамотное население, притом с огромным запасом коллективного сознания и трудолюбия, – вполне осуществимая затея. Во всяком случае, гораздо более простая, чем та же индустриализация. И, как ни парадоксально, менее ресурсоемкая, чем эфирный «цифровой переход», который сейчас у всех на слуху и активно обсуждается на страницах печати и в интернет-блогах!
 
Финальная картина этого дивного нового мира выглядит следующим образом.
У потребителя в доме – терминал. Это и телевизор, и радио, и телефон, и выход в интернет. Сигнал в него поступает по волокну – если оно проложено, а там где просторы Родины не окабелены - по принципу сотовой связи (например, мобильных сетей третьего поколения 3G). С терминала можно смотреть новости, кино или разговаривать с любимой бабушкой, а то и с двумя сразу (тот, кто вкусил Скайпа, знает, как это делается). Можно торчать в сети с далекими друзьями или выйти в свет, купив билеты в театр или на самолет; можно, в конце концов, уплатить квартплату и погасить кредит, можно заказать продукты и товары на дом. Экран у терминала может быть и не один, так что пока она смотрит сериал, он сможет без помех искать в сети давно забывшую его одноклассницу… или новую работу в соседнем городе.
 
Сигнал приходит из сервера. Там в большую банку цифрового архива налиты кинофильмы и новости, там реализует себя волшебство IP-телефонии, там живут электронные деньги. Там - вызов скорой помощи, милиции и слесаря из жэка – короткие электронные маршруты избавят от мучительного дозвона, оттуда придет оперативное оповещение МЧС, если вдруг случится нечто экстраординарное. Что касается оплаты доступа к основным сервисам, то уровень ее может быть вполне сопоставим с месячной телефонной платой: за такие деньги потребитель сможет обеспечить себя необходимой связью с внешним миром.
 
 А вот что касается загрузки развлекательного продукта, то тут уже может происходить дифференциация. Логично было бы стоимость фильма «Кубанские казаки» сделать символической, а трансляции спортивного мероприятия – адекватной запросу правообладателя. И сразу станет понятно, что люди хотят смотреть, читать, узнавать. За что они согласны платить, а за что – нет. И только тогда слово «рейтинг» приобретет свой настоящий смысл. Рекламодатели будут твердо знать, за что они платят, и что их сообщение дойдет до адресата. Умрут, наконец, нелепые «сетки вещания»: у производителя интересного контента будет шанс получить причитающиеся деньги, а шулеры от шоу-бизнеса останутся ни с чем.
 
И это все – не сказки. Сказки – причем страшные - рассказывают те, кому выгодно представлять нашу страну полной бедных, необучаемых и бестолковых людей, которые ничего больше не хотят, как плюхнуться дома на диван и смотреть убогую «палату №6» пополам с рекламой, и устроят страшный бунт, если их этого лишат. В реальности же, наиболее динамичное, активное и работоспособное население давно уже в интернете, в мобиле, в Скайпе. Рекламное наполнение сетевого медиа сегмента растет наиболее быстрыми темпами. Туда идет огромный поток талантливых журналистов, и медиапорталы начинают заменять газеты. Правообладатели контента ищут и находят пути взаимодействия с провайдерами, а вот осознание происходящего на уровне принятия государственных решений, похоже, запаздывает.
 
Тем временем, технически телекоммуникационные гиганты страны уже готовы – оптоволокна напроложено и сот понастроено достаточно, не хватает архитектора, который сложит кубики воедино. Стоимость терминала при его массовом производстве будет сопроставима со стоимостью пресловутой «цифровой эфирной приставки». У нас достаточно программистов, которые напишут приложения для самых «непродвинутых» пользователей (многие из них сейчас сидят у себя дома и пишут их для западных или восточных заказчиков).
Фактически у нас спокойно можно развернуть производство всех компонентов системы – ибо все это IT, то есть попросту говоря – компьютерные и мобильные технологии… А сколько рабочих мест можно создать!
 
Прекрасная мечта! Невероятно, найдется ли хоть один противник у такого цифрового перехода? Эй, вдумчивый читатель, угадай-ка, кто он - твой яростный радетель за наше главное достижение – бесплатное, бессмысленное и беспощадное телевидение?
  
 
Екатерина Петухова, «Полит.ру»
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Екатерина Петухова, «Полит.ру»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
16581
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду