Великого украинца назовут Савик
Вы видели, как проходят выставки кошек? Пока начесанные любимцы нежатся в клетках на подиуме, хозяева обмениваются опытом воспитания, содержания животного, борьбы с недугами, в числе которых блохи, газы и несварение желудка. Демонстрируют друг другу фотографии, сделанные мобильными телефонами, договариваются о вязке. Результат предрешен и, по сути дела, никому не интересен. В итоге на шею мяукающему существу вешают бумажную разноцветную ленту с блестящей фольгой и печатью фелинологической ассоциации. Кошак серьезен и радостен, не мигает от счастья. Хозяин почесывает его за ухом, вызывая урчание, иногда целует мокрый нос.
Но порой случается так, что внезапно, откуда-то из недр зала, появляется разъяренная бонна, неся в охапке огромный комок шерсти. И тогда, на потеху публике, начинается скандал. Жюри обвиняют во всех и всяческих. Через стол летают бумаги, в которых родословная, награды. Животные начинают волноваться, шипят и царапаются. То, что еще недавно было прекрасным развлечением, становится похоже на Верховную Раду. А зрители остаются в недоумении. Зачем они это делают?
Так и теперь – в очередные всплески маразма украинской политики, который с каждым днем крепчает, вмешался скандал вокруг странного многоходового шоу, посвященного не менее загадочной цели.
Сюжет телевизионного проекта глуп. Зрителям, большая часть которых (благодаря усилиям апологетов Болонского процесса) не только забыла, как расставлять знаки препинания, но и элементарные правила правописания, предложено выбрать себе самого великого соотечественника. Глупость в том, что претенденты изначально несопоставимы. Да и не у всех биография достаточно изучена.
Последний факт объясняется местом, где закуплен формат шоу, – Великобритания. Но там, в отличие от Украины, с родословной национальных героев все ясно. Там архивы не горели и не уничтожались. С нашими соотечественниками сложнее. Не все уроженцы Украины были украинцами. Не все территории, где они проживали, входили при их жизни в состав Украины. Наконец, Украина как часть политической карты мира возникла совсем недавно.
Участие в шоу никого ни к чему не обязывало. Сама программа являлась коммерческим проектом. То есть таким, который должен заработать денег (и заработал немало). Тем не менее его позиционировали чуть ли не как социальный проект, призванный объединить украинцев. Чего не получается у украинских политиков.
Если исходить из этих задач, то победа Ярослава Мудрого устраивала всех. Еще правильнее было бы устроить победу святого, равноапостольного крестителя Руси, Владимира Красно Солнышко. Еще правильнее, исходя из архетипов и национальных символов, было бы, чтобы чемпионкой стала святая княгиня Ольга. Но победил все-таки Ярослав Мудрый. И что? И ничего.
Ничего бы. Но с легкой руки руководителя телепроекта разразился скандал. По его мнению, победителем должен был стать Степан Бандера. Я спрашиваю: если бы победителем оказался бы лидер ОУН УПА, хорошо это было бы или плохо? Отвечу: хотя это и продемонстрировало бы претензии западных регионов и право-националистических кругов навязать всей Украине свою версию истории, но в принципе никаких последствий это не оказало бы ни на что.
Отечественная история крайне противоречива и непроста. Она до сих пор не написана. То есть на сегодняшний день не существует более-менее непредвзятого описания событий и их логичной интерпретации. Тем не менее украинцы сегодня вовлечены в очередной скандал о том, чего до конца не понимают. Ну и естественно, ввязываясь в драку, никто не думает о том, что исход был предрешен. И никакие голосования сделать Бандеру самым великим украинцем не могли.
Но важно ли это? Если судить с точки зрения государственной идеологии, то святые Владимир и Ольга сделали больше всех, определив ее на сотни лет вперед. Перейдя вместе с подданными под сень православного христианства. Если говорить о национальной идее, то больше Тараса Шевченко не было никого. Да. Его поэзия вдохновила целые поколения. И вдохновляет до сих пор. Но. Если речь идет о государстве, той Украине, в которой мы живем, с ее границами, политической системой, международным признанием, то…
Ее творцами являются те, кого проклинают все националисты. Ленин, Сталин и Хрущев. Ленин и его большевики дали Украине границы и политическую систему. Для тех, кто не понимает, объясню: границы – это то, за что народы сотни лет льют моря крови. Эти моря были здесь пролиты. Плата за государственность. Сталин отстоял Украину от немецкого завоевания, присоединил западные области, выселил оттуда конкурирующий этнос – поляков. Таким образом освободив эти территории для украинцев. Парадокс: против Сталина на этом этапе украинской истории и воевал Степан Бандера. И, как это бывает на войне, потерпел сокрушительное поражение. Погиб сам, а вместе с ним сгинули сотни тысяч украинцев, воевавших за Украину.
Новый парадокс истории: мы можем только догадываться, за какую именно Украину воевал Степан Бандера. И в каких границах она существовала бы. Но сегодня мы живем именно в той Украине, которую создал Сталин. Это не хорошо и не плохо. Это факт. А факты – это самая упрямая вещь. Таких фактов в отечественной истории много.
Понимали ли это создатели шоу «Великие украинцы»? Вряд ли. Они стремились лишь повысить рейтинги и заработать денег. И той, и другой цели они достигли. Но… В очередной раз рассорили украинцев. Еще один парадокс в том, что «лицом» этой махинации был иностранный журналист. Не украинский.
“Земля, как и вода, рождает газы, и это были пузыри земли”, – скажут когда-нибудь словами Шекспира о сегодняшних украинских политиканствующих дилетантах наши потомки. Мы же признаем: нашим сознанием правят странные персонажи, обладающие химерическими свойствами, болезненным разнообразием уродливых реликтовых форм.
В то время как экономика неуклонно скатывается в бездну кризиса, цены на продукты питания и топливо растут, доллар, на который работали 15 лет жители Украины, дешевеет на глазах, последние крохи собственности и основа государства – украинская земля – распродается, украинцы, с наслаждением наркоманов, приковывают свое внимание к экранам телевизоров. Отвлекаясь от ежедневных, гораздо более насущных и важных вещей. Опять парадокс: чрезмерное увлечение прошлым отнимает будущее.
Еще одно ведро холодной воды получило руководство Украины. Я имею в виду то, что 16 мая, политкомиссия Парламентской Ассамблеи Совета Европы отказалась признать, что от голода 1930-х годов пострадал исключительно украинский народ. Что ставит крест на затее Президента Ющенко добиться признания Голодомора геноцидом украинского народа. Очередная затея, не имеющая никакого отношения к политике и экономике, под угрозой краха.
Это плохо, что внимание украинцев пытаются отвлечь от экономики. Ибо экономика – основа гражданского мира. С исчезновением торгового пути «из варяг в греки» распалась и исчезла Киевская Русь. С ликвидацией зерновой монополии Речи Посполитой, снабжавшей хлебом Европу, пропала и польская, и едва родившаяся украинская государственность. Экономический кризис, неэффективность экономики погубили две великие империи – Российскую и Советскую. Что станется с Украиной в границах УССР, если ее отлучат от транспортных потоков, сольют ее дистрофичный рынок с развитым европейским, отключат от российских энергоносителей?
Послание Президента, впервые за четыре года обнародованное не в сессионном зале (не пустили Виктора Ющенко союзники…), а в газете, не дает ответов на эти вопросы. Политика Ющенко внутри страны потерпела крах. Скандал вокруг «великих украинцев» – лишь жалкое отражение той катастрофы положения внутри страны, которое мы наблюдаем. Подумайте: глава государства прилюдно просит СБУ разобраться в ситуации вокруг Фонда госимущества. При этом риторически спрашивая (кого?): «Я хотел бы спросить у вас прямо – в этой стране Конституция работает?» В ЭТОЙ стране – это Виктор Андреевич об Украине. И у кого ему об этом спрашивать, как не у себя – гаранта Основного Закона?
Слова Президента пугают. Еще больше, чем предупреждение «энергетического» российского Чубайса: «Когда я в обсуждении с украинскими коллегами задаю вопрос: в чем смысл, зачем?» Это он о том, что после оранжевой революции новая власть приняла опаснейшее для Украины решение – синхронизировать отечественные сети с европейской. До этого, после кризиса начала 90-х, мы имели «синхрон» с привычной для наших частот российской сетью. И снова политика приносит в жертву экономику. В случае синхронизации с Европой Украине придется полностью отрезать все электрические сети с Россией. Это в свою очередь потребует колоссальных затрат.
Кто и когда принял такое решение? Кто о нем знает? Кто знает, во что выльется чье-то политическое вредительство? Для справки скажу: это случилось 4 мая 2006 года. Впрочем, на фоне остального – это лишь один из примеров. Поистине «великие украинцы» закладывают сегодня основы будущего государства, в котором жить нашим потомкам. Каким будет это будущее, объяснять не надо. Можно попытаться спросить у господина Шустера, но, думаю, не стоит.
Нас обложили. Обложили, как волка. Обтянули флажками и в елках, на «номерах», поджидают стрелки. Ющенко целится в лоб из карабина, не прощая своего упавшего рейтинга и краха «оранжевой идеи». Тимошенко выцеливает из снайперской в сердце, не забыв своих президентских амбиций. Вражды с Ющенко, когда тот ежеминутно напоминает о перспективе увольнения. Янукович, знатный «медвежатник», наставил автомат в брюхо, защищая родных однопартийцев и их активы.
И мы мечемся в ловушке. Считаем минуты. Смотрим, как высыпается песок из огромных песочных часов, выполненных в виде Савика Шустера. Стратегический план власти и оппозиции, похоже, в том, чтобы разогреть «социальный котел». Довести температуру до взрыва. Сделать его направленным, отведя удар в сторону противника.
Вот почему лукавые телепрограммы с претензией на национальные проекты опаснее любого кризиса. Вот почему украинцы спорят о Ярославе Мудром и Бандере, а не о том, как заставить власть работать. Тряхнуть этой властью. Которая сегодня неподвижна, распухла, как выброшенный на берег кит.
Максим Равреба, «ИнтерМедиа консалтинг»