Валерий Вареница: «Украинский заказчик компенсирует уход денег западного рекламодателя не только в рейтингах, но и в деньгах»

Валерий Вареница: «Украинский заказчик компенсирует уход денег западного рекламодателя не только в рейтингах, но и в деньгах»

18 Березня 2015
10416
18 Березня 2015
11:32

Валерий Вареница: «Украинский заказчик компенсирует уход денег западного рекламодателя не только в рейтингах, но и в деньгах»

10416
Валерий Вареница: «Украинский заказчик компенсирует уход денег западного рекламодателя не только в рейтингах, но и в деньгах»
Валерий Вареница: «Украинский заказчик компенсирует уход денег западного рекламодателя не только в рейтингах, но и в деньгах»
МедиаБизнес пообщался с Валерием Вареницей, коммерческим директором сейлз-хауса 1+1,  об итогах зимы-2015 для рекламного рынка, поведении рекламодателей, влиянии «территориального фактора» и телевизионных измерениях в зоне АТО. Для рассуждений «все пропало» нет оснований, полагает он и рассказывает о предпосылках выхода на небольшой плюс в сравнении с прошлым годом.  Вареница не абсолютизирует фактор войны: «Не мы первые, не мы, к сожалению, последние. Израиль в таком положении 60 лет живет, Грузия, Молдова с Приднестровьем…» и подчеркивает, что определяющее влияние на рынок оказывает валютный курс,  ведь в топ-20 рекламодателей  в основном импортеры. А еще, по мнению спикера, необходимо навести порядок в телеизмерениях: недостоверные данные по Донбассу и Луганщине делают «корявой» всю панель.
 
-  Оцените развитие рекламного рынка по итогам первых двух месяцев года. Соответствие ожиданиям, поведение рекламодателей.  Рекламный рынок в Украине уже достиг дна? В дно еще могут постучать или уже путь только вверх?
- Есть две точки зрения:  что рынок в этом году просядет и – что будет небольшой рост в гривне. Мы придерживаемся второй. 
 
Январь – февраль этого года по уровню заполнения, по востребованности со стороны рынка рейтингов  (мы сейчас не говорим о цене, а именно об объеме) – повторил аналогичный период прошлого года. 
 
Хорошо это или плохо? Заметное падение в прошлом году началось в марте-апреле, - именно тогда были самые низкие продажи.  Поэтому, говоря, что рынок не будет стагнировать, мы отталкиваемся от того, что январь –февраль повторяет прошлый год.  В марте-апреле 2014 было  40%-тный уровень продаж, сейчас – ниже 60-65% его не будет, и соответственно, март-апрель 2015 пройдет с лучшей динамикой, чем прошлый год.  А то, что началось летом прошлого года, - это те же  условия, что и сейчас: нестабильный курс, военные действия... Рынок заказчика уже приспособился к  ситуации. Поэтому, если март-апрель мы пройдем с динамикой, превышающей прошлогоднюю, - а все предпосылки к этому есть, - то я думаю, рынок даст небольшой гривневый рост.

- А предпосылки какие?
- Резко сократили свою активность импортеры. Все те, у кого валютная составляющая в поставке продукции превалирует – Procter, Unilever, L’oreal, Nestle, Colgate, Jonson… Сокращали не только потому, что потребление падало, а потому что валюту невозможно было купить и завезти товар. 
 
 При этом,  украинские рекламодатели увеличили активность. С тартовали раньше обычного пивники:  они пытаются втиснуться в предсезон в ожидании вступления в силу с 1 июня нового закона об алкоголе. Поэтому говорить, что на рынке превалирует  тематика «ой, все пропало», - неправильно.  Все «локальщики» увеличили бюджеты. У нас нет ни одного рекламодателя украинского, который бы уменьшил свой бюджет по сравнению с прошлым годом.

- Это вы по своей группе наблюдаете?
- И по другой тоже. Мы ж получаем запросы от агентств…  Раньше в топ-10 рекламодателей у нас было 7 западных представителей, сейчас рекламодатель №1 в разрезе рейтингов – Фармак, а не Procter. Да, западные рекламодатели уменьшали активность, но Фармак же ее увеличил.  Так что «все пропало» не скажешь.  Жизнь есть. И мы смотрим со сдержанным реализмом на ситуацию. Оптимизма, конечно, пока нету – бурного роста не видим, но и  пессимизм для нас не наступил - падения ниже прошлогоднего мы тоже не видим.
 
- Мы говорим об отсутствии пессимизма по рейтингам. А по ценам?
- Вот мне одно агентство пишет на днях: «Не могли бы вы поделиться вашей оценкой дефляции и оценкой падения рынка на этот год  - наш клиент интересуется…».  Я отвечаю: «У нас нет дефляционных ожиданий». 
 
В  этом году мы подняли для всех рекламодателей среднем на 15-25% стоимость стандартного размещения. Потом, понимая, что такой груз неподъемен – разрешили оптимизировать цену  через бонусы – бесплатные выходы. И когда слышим «все пропало», говорим – берите больше бонусов, чем  мы  рекомендуем, и таким образом удешевляйте цену. Большая часть говорит: нет, мы лучше, то, что вы рекомендуете… Ну так тогда не говорите, что «все пропало».
 
Даже сейчас, при уровне заполнения в 65-70%, в прайм-тайме на 1+1 – заполнение 100%, сейчас невозможно поставить бонусы в праймовый слот. Да, пред-прайм не заполнен, утро недозаполнено, разное заполнение по разным каналам… Но в любом случае, ситуация не столь печальна, как могла бы показаться.
 
- Т.е., март-апрель станут индикаторами того, как этот год сложится? Тогда опишите возможные сценарии развития.
- Да. Динамика января-февраля остается та же, выходит,  что рынок достиг дна и стабилизировался. Если успешно преодолеем март-апрель, то приходим к ситуации лета –  работаем по сценарию второго полугодия 2014, и выходим на небольшой плюс, с учетом роста в феврале, марте, апреле.
 
Если повторить динамику марта-апреля прошлого года , когда было наибольшее дно– значит началась вторая волна паники и отката рекламодателей от эфира. и уже никто не может сказать, сколько продлится падение. 
 
 Но пока что мы видим, что уровень спроса и новых запросов – оптимистичен. Март уже идет лучше прошлогодних показателей. Но и на апрель – тоже надеемся,  не подведет.
 
- Что может  поспособствовать негативному сценарию?
- Один из ключевых западных рекламодателей сказал: «Если курс в рамках 30 грн за доллар – мы не будем размещать рекламу. Нам тогда не будет хватать даже на работу с торговыми представителями, а для нас это в приоритете.  Если курс в пределах 24-25 спокойно еще можем размещать рекламу..».  Т.е., они не говорят, что упал спрос или что спрос не соответствует их ожиданиям, а исключительно оценивают  валютный курс. Именно он заложен в головах финансового директора и маркетолога. Если Нацбанк снова качнет курс – будет новая волна отката западного рекламодателя. Если курс стабилен – это позитивный сигнал к их возврату.
 
- А каково сейчас поведение рекламодателей: они краткосрочно планируют? 
- Если в январь мы заходили с краткосрочными контрактами – на месяц,  квартал, то в февральских запросах – преобладали годовые. Когда клиенты берут годовые обязательства, мы даже в шоп-листе предоставили им возможность приостановки кампании. Делаем пит- стопы, чтобы они могли зайти поменять колеса. В любом случае, заказов на месяц  сейчас практически нет. Все уже привыкли:- было и хорошо, и плохо, но - не смертельно.
 
- При каких условиях вернуться западные рекламодатели? Достаточно ли стабилизации курса?
- Курс и покупательская способность.  Ведь и цены резко повысились. 
Но если вспомнить 1998, 2004, 2008, – международные рекламодатели, особенно американские, первыми останавливались в стрессовых для экономики ситуациях. И также быстро отходили от шока, возвращаясь в эфир. Украинские же рекламодатели, если уже уходят , то  могут не возвращаться и пару лет…  Западные быстрее реагируют на все.
 
- Можете оценить потери от ухода международных рекламодателей  в деньгах?
- Теряем, конечно, ведь те, о ком мы говорим – это рекламодатели из топ-20.  Но потери сложно оценить сейчас , потому что тотального ухода нет:  кто-то уходит на неделю, кто-то на две, кто-то просто меньше купит. Еще нет полной статистики. Но опять же, повторюсь: пока что украинский заказчик компенсирует уход денег западного рекламодателя. И не только в рейтингах, но и в деньгах.
 
- Насколько велико влияние на рынок сокращения территории? У рекламодателей сузился рынок покупателей, у телеканалов охват…
- Сокращение территории влияет на один показатель: стоимость  за 1000 контактов. И часто на переговорах слышим аргумент, что из-за сокращения территории у ТВ растет  PP,  и на каком-то этапе это приведет к меньшей востребованности в сравнении с другими медиа. Такие переговорщики угрожают: если вы не компенсируете уход  территории ценой, то часть бюджета переведем на другие медиа.  Но аргумент, что у ТВ стоимость  1000 контактов выросла и потому будет перераспределение рекламного пирога  в сторону нон-тв – не выдерживает критики. На это я отвечаю:  «Можно подумать, что на той территории есть украинское радио, или борды размещаются, или украинская пресса заходит!».
 
Также часто идет игра с понятиями про курс доллара и гривны. Рекламодатель в 2014 покупал рекламу в среднем по $200. Сейчас средний рекламодатель платит по $70 -80. Тогда покупали по $200 42 млн аудитории, сейчас по $80- 35 млн. Так что все равно дешевле.
 
Другое дело,  что идет дискуссия, что делать с измерениями в зоне АТО.
 
Один из доводов ряда участников ИТК – пересматривать принцип измерения в зоне АТО нельзя, потому что есть большое количество рекламодателей, заинтересованных получать данные из того региона. Выходит, что эти рекламодатели продолжают там свой бизнес:  не напрямую, так через дистрибьюторов.  В таком случае говорить, что территория сократилась , странно: зона АТО все равно в гривневой зоне, все равно там преимущественно украинские продукты.  Так что, судя по реакции рекламодателей, на которую нам указывают в ИТК, – сокращение территории не довод.
 
- А как физически проходят измерения в Донецкой и Луганской областях? Беженцы, военные действия, отключения каналов…
-Сам Nielsen признает, что у них уменьшилась возможность технического контроля происходящего там. Во-первых, это небезопасно – будем называть вещи своими именами. Во-вторых, кто сейчас может дать гарантии соцдема оставшейся территории? Кто может четко сказать, какое количество оттуда выехало и куда?  Теи 2 млн уехавших в другие города Украины, меняют и соцдем и этих городов.  Косвенно можно задать вопрос: правильно ли мы понимаем, что точность измерений даже на территории вне военных действий поменялась на 5%?. Если мы раньше говорили, что здесь проживает 100 бабушек и 100 дедушек, то сейчас, с учетом приехавших, это уже, например 102 бабушки и 105 дедушек . Даже эта территория искажена по соцдему, не говоря уже о зоне АТО.  В Дебальцево ж тоже наверное один или два пиплметра было…
 
Наша позиция: давайте называть вещи своими именами. Исследования на той территории есть, мы их признаем, но они не отображают реалии рынка. И если мы говорим, что панель нужно признать как единое целое, но признаем, что в АТО есть небольшие изъяны, то и вся панель тогда может вызывать вопросы.
 
- Ну можно же данные трактовать как рекомендательные…
- Мы сейчас так и ведем дискуссию. Чтобы была общенациональная панель, которая не вызывает вопросов. И часть панели, которую можно принимать к сведению.
 
Я же еще не упомянул о перебоях со связью: то один, то другой оператор там отключается, а передача ж данных идет через мобильные каналы.
В результате, происходят такие ситуации:  например, рекламодатель говорит мне, что у вас поменялась афинити по населенным пунктам 500 тыс+.  Сколько у нас таких? 9. На данный момент двух уже нет. И выборка уменьшилась и  не соответствует действительности  уже на 30%.
 
- А кто больше заинтересован в наведении порядка с исследованиями: телеканалы, получающие не совсем адекватные показатели, или рекламодатели, которые хотят соответствия целевой аудитории?
- Заинтересована должна быть вся отрасль:  нельзя делить на рекламодателей, агентства, телеканалы и  говорить, кому выгодно, а кому нет.
 
ИТК – определяющий орган, такие полномочия ему  предоставил рынок. И именно они должны навести порядок.  Если ИТК признает, что это рейтинг – и  мы признаем, что это рейтинг. Но нужно,  чтобы рейтинг был адекватным, и мы должны бороться за чистоту. 
 
- А рекламодатели не могут подтолкнуть к пересмотру?
- Откровенно говоря, рекламодателям все равно. Если им сказать, что этот рейтинг неправильный, но покупая его, они решают задачи с продажами – то они согласятся на неправильный. Или, если при  самом правильном рейтинге продажи упали –это их не обрадует. Положа руку на сердце, и чтобы никого из рекламодателей не обидеть, – им по барабану. Не они же платят напрямую за исследование, а мы. Так что чистота рейтингов – это должна быть забота телеканалов. 
 
- И на какой стадии сейчас этот вопрос? Вы обсуждали его с коллегами?
- В рамках ИТК идет дискуссия на уровне руководителей телегрупп, техкома, исследовательских департаментов телеканалов. Мы занимаем позицию, которую не все коллеги разделяют, а именно –что надо наводить порядок в зоне АТО и либо отключить – и кому интересно выдавать данные отдельно от основных. Коллеги говорят, что отключать нельзя, потому что это будет влиять на стоимость контактов, на ожидания клиентов. Хотя если проанализировать – при отключении зоны АТО выгода нам как телегруппе – одна сотая процента от нашей доли. Это не то, ради чего стоило бы бороться. Тут вопрос принципа: либо мы признаем, что панель корявая, либо миримся с ней.
 
- А есть западный опыт по измерениям в зонах  боевых действий?
- Думаю да: Ливия, Сирия... Нильсен говорит, что были прецеденты, и исследования замораживались. И в нашем случае они официально заявляют, что полученные в зоне АТО данные не соответствуют параметрам задачи.  
 
Но ИТК, как заказчик исследования, любое решение должно принимать консенсусом. А его пока нет.
 
- Но  «вопрос измерений» касается только «чистоты исследования», на бизнес-показатели  он не окажет сильного влияния? 
- Ни один из больших рекламодателей напрямую официально с теми территориями не ведет бизнес. Все позакрывали склады. Вы помните эти видео о разгромленном Метро или алкогольных складах… В  ситуации военных действий, вряд ли там кто-то покупает под воздействием рекламы, - к сожалению, покупают то, что есть на полках, что могут себе позволить, и в чем есть острая необходимость в конкретный момент.  Там, например,  стоит водка «Украинка» из Ивано-Франковска, другие украинские алкогольные бренды, и никого это не удивляет. Если она дешевле других – ее берут. Так что там не до воздействия рекламы.
 
«МедиаБизнес»
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
10416
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду