«Не хочу быть политиком — жизнь заставила». Ток-шоу последней недели марта
Кого мониторили: «Головна тема» на канале «Украина», «Право на владу» на «1+1», «Украинский формат» на NewsOne, «Свобода слова» на ICTV.
Период мониторинга: 25–31 марта 2018 года.
«Головна тема», канал «Украина», 25 марта 2018 года: новая школа, учеба и издевательства
Тема: Под «новой школой» имели в виду и новое место учёбы для ребёнка, и обновление школьного образования в результате реформы.
Гости: Михаил Ромась, замглавы Свободного профсоюза образования и науки Украины; Оксана Макаренко, советник министра образования и науки Украины; Алеся Бывалькевич, психотерапевт.
О чем говорили. Тематика сюжетов разделила программу на несколько смысловых направлений. Во-первых, с помощью истории девятилетней Маши авторы программы показали глубину неадекватности обучения в обычных школах, а также затронули тему травли. Здесь традиционно было много драматизма («вместо семейного ужина — куча учебников, а вместо сна — школьные задачи», «Что происходит за закрытыми дверьми класса») и недостаточно полноты и сбалансированности. Например, проанализировали неудачный учебник по математике. Во-вторых, авторы показали, как работает школа нового типа, в которой детей учат по принципам вовлечения и игр, а не насилия.
Авторы исследовали уровень знаний десяти детей, половина которых учится в обычной школе, а вторая — в новой. Оказалось, что лучше образованы ученики новой школы, однако подобные исследования противоречат стандартам, а об основанной на науке методике, которая бы позволила считать происходящее не совсем профанацией, речь даже не шла.
Говорили и об отношениях учителя с учеником, а также о том, можно ли принуждать детей к учёбе и подталкивать к достижениям. Прозвучала жуткая история старшеклассника Максима, не выдержавшего давления учительницы биологии и попытавшегося покончить с собой. Впрочем, история эта не дала ответа на вопрос, какие модели отношений учителя с учеником конструктивны, какие главные проблемы существуют в этой сфере, что делать в случае, если отношения не складываются, детям, родителям, учителям и надзирающим органам.
Последняя подтема программы — поборы, благотворительные взносы и подарки учителям. Здесь зрителям рассказали историю коррупции отдельного учителя, которая, опять же, не дала понимания того, что могут сделать дети, родители и правоохранители, чтоб одолеть поборы.
Отмечу, что вопросы ведущей стали менее запрограммированными и более привязанными к содержанию реплик участников шоу. Впрочем, остаётся самый серьёзный вопрос к этой программе: корректность использования детей в качестве главных героев. Что будет с Машей, над которой, как она утверждает, издеваются в школе не только одноклассники, но и учительница (кстати, в сюжете о Маше так и не появившаяся)? Сможет ли Максим, пытавшийся убить себя, спокойно жить в своём небольшом городке? Несмотря на разрешение родителей или опекунов, решение рассказать даже о том, как трудно даётся несовершеннолетним учёба, очень ответственно.
«Свобода слова», ICTV, 26 марта 2018 года: и снова о Савченко
Тема: Как снятие депутатской неприкосновенности с Надежды Савченко повлияет на украинскую политику и национальную безопасность? Стоят ли за Савченко российские спецслужбы? Другие ток-шоу говорили на эту тему неделю назад, зато в студии ICTV впервые появился один из главных героев истории — Генпрокурор Юрий Луценко.
Гости: Юрий Луценко, генеральный прокурор Украины; Сергей Власенко, народный депутат, фракция «Батьківщина»; Антон Геращенко, народный депутат, фракция «Народный фронт»; Дмитрий Добродомов, народный депутат, внефракционный, лидер партии «Народный контроль»; Сергей Рудык, народный депутат, фракция БПП.
О чем говорили. Луценко держался уверенно. Упрекнул остальные ток-шоу в том, что приглашали Савченко в эфир и давали возможность озвучивать свою версию происходящего. Впрочем, Савченко была героиней ток-шоу ещё до снятия неприкосновенности и ареста; другой вопрос — что позволяли ей и себе ведущие программы. Кстати, ведущий «Свободы слова» Вадим Карпьяк практически не перебивал затяжное выступление Луценко ни комментариями, ни вопросами. При этом Луценко, по-видимому, забыв о презумпции невиновности, говорил о Савченко как о преступнице, вина которой доказана.
Примечательно, что если ещё пару месяцев назад в ток-шоу часто упоминали Рината Ахметова, теперь его вытеснил Виктор Медведчук. Говорил о Медведчуке и Луценко, допустив связь лидера «Украинского выбора» с Рубаном и Савченко.
Соратник Тимошенко Сергей Власенко, в свою очередь, сосредоточился на том, от чего нас якобы отвлекают делом Савченко. Его ответ: «От провальной политики, которую проводит действующая власть». Достаточных обоснований этого тезиса Власенко не привёл. Ну, по крайней мере, последовательный: говорит то же самое на каждом эфире, куда его приглашают.
Лозунгами оперировал и Дмитрий Добродомов, например, рассказывая, что «чесно кажучи, сліпий може не помітити про те, наскільки багато людей прихильно поставились так до ідей Надії Савченко. І в цьому винна якраз влада, а не опозиція, тому що її бездіяльність, її тотальна корупція, її цинічна брехня призвела до цього. Тобто олігархи в нас далі разом з ними багатіють, бідні — бідніють». Ему, в отличие от Луценко, ведущий задал вопрос: откуда данные о такой поддержке идей Савченко? Оказалось, это была субъективная оценка народного депутата.
Но самыми некомпетентными оказались комментарии депутата от Блока Петра Порошенко Сергея Рудыка. Ничего по сути сказать он не смог, разве что спорил с другими спикерами. Зачем его пригласили в студию, непонятно — возможно, для баланса сил. С Рудыком ведущий был также строг.
«Украинский формат», NewsOne, 28 марта 2018 года: выборы приближаются
Тема: Готовы ли вы довериться новым лицам в политике? Несложно догадаться, что к «новым лицам» относится владелец канала Евгений Мураев, глава политсовета партии «За жизнь», присутствовавший в студии. В дополнение к уже не впервые поднятой в «Украинском формате» теме «новых лиц» обсудили зависимость Украины от западных партнёров, а также хорошо ли для страны, когда министры — иностранцы (спойлер: плохо).
Гости: Юрий Чижмарь, народный депутат, Радикальная партия Олега Ляшко; Сергей Рудык, народный депутат, Блок Петра Порошенко; Андрей Ильенко, народный депутат, ВО «Свобода»; Валентин Наливайченко, лидер «Справедливости», экс-глава СБУ; Вадим Новинский, народный депутат, «Оппозиционный блок»; Дмитрий Добродомов, народный депутат, лидер партии «Народный контроль»; Сергей Шахов, народный депутат, партия «Наш край»; Виталий Скоцик, лидер Аграрной партии Украины; Евгений Мураев, народный депутат, глава политсовета партии «За жизнь»; Юрий Павленко, народный депутат, «Оппозиционный блок».
О чем говорили. В опросе зрителям предложили два варианта ответа на вопрос «готовы ли вы доверить судьбу страны новым лицам?»: «Да, потому что те, кто уже был у власти, разочаровали» и «Нет: новое не значит лучшее». Разумеется, подавляющее большинство проголосовало за первый вариант.
Начали с выдворения тринадцати российских дипломатов из Украины из-за отравления Скрипаля, однако быстро переключились на министров-неукраинцев и наконец пустили к микрофону «новые лица». «У наших тумб сегодня политики, которые представляют новые политсилы. Глава Аграрной партии, которая на последних региональных выборах вошла в тройку лидеров, уступив лишь “Батьківщини” и Блоку Петра Порошенко и глава политсовета партии “За життя”, которые, согласно социологии, уже год на третьем месте, но уже национального рейтинга поддержки избирателей. Обе партии с большой вероятностью будут представлены в следующем созыве Верховной Рады, соответственно, у лидеров этих партий должны быть формулы решения проблем, наиболее актуальных, которые сегодня беспокоят всю страну в целом и каждого украинца», — объявил ведущий, забыв упомянуть название «социологии», о которой шла речь.
Мураев солировал: «Вы видите, что противоречия с Конституцией: медицина становится платной, образование становиться более плохим, рабочие места сокращаются, энергоресурсы дорожают, уровень жизни падает, потому что еще раз говорю, целью является преследование своих интересов, а не нашей страны». Созвучными с апокалиптическими тезисами Мураева были и высказывания Вадима Новинского. Например, оба упоминали количество людей, эмигрировавших из Украины: Мураев назвал цифру девять миллионов, Новинский — от девяти до десяти. На самом деле подсчитать уехавших точно невозможно, но те, кто пытался, называют цифры от шести до восьми миллионов.
Спорным был и аргумент, что Украина «потеряла экспорта в Россию за последние четыре года около 40 миллиардов долларов». Манипулировал цифрами и Добродомов, заявивший, что средняя продолжительность жизни в Украине составляет 63-64 года. Эта цифра почти верна (на самом деле 65,2 года), но касается только мужского пола, тогда как средняя продолжительность жизни украинцев обоих полов — чуть больше семидесяти лет. Тем не менее, ведущие в манипуляции не вмешивались. Да и вообще они стали намного менее отстранёнными и явно симпатизировали «новым лицам» в студии.
Говорили в «Украинском формате» и о том, что прошло четыре года с момента подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Комментируя эффективность ассоциации, авторы программы озвучили два взаимоисключающих заявления: Петра Порошенко о том, что вступление Украины в ЕС — дело нескольких лет, и главы Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера о том, что ждать ещё минимум лет двадцать пять.
Просто «новых лиц» в парламенте создателям «Украинского формата» не хватает: они ещё и подталкивают их к альянсу. В частности, Виталия Скоцика спросили, будет ли Аграрная партия объединяться, ну, например, с партией «За жизнь». Неопределённый ответ ведущего Василия Голованова не удовлетворил: «Але не відповіли конкретно про Мураєва — так чи ні. Чи зможете ви об'єднуватися, чи є загальні платформи, спільні засади?». В итоге вопрос переадресовали самому Мураеву, который, впрочем, тоже на него не ответил, а ведущие не особо настаивали. А на вопрос о том, какое лицо следует считать «новым», пришедший в студию в середине программы Юрий Павленко ответил: «Те, кто способны формировать цель и достигать результата».
Оду Мураеву произнёс в эфире ток-шоу Сергей Шахов из партии «Наш край», упомянув хозяина канала в своём выступлении несколько раз и как молодого лидера, и как авторитетный источник информации: «Мураев сказал, что на местах есть лидеры, которые сегодня идут и воюют за свою родную землю». А сам хозяин в финале получил возможность сделать пафосное резюме: «Я не хочу быть политиком, меня жизнь заставила, я люблю созидать. Сейчас, приходя в Верховную Раду, я чувствую себя соучастником того беспредела, который происходит, потому что мы втроем, как представители партии, просто ничего не можем этому противопоставить буквально физически…».
«Право на владу», «1+1», 29 марта 2018 года: мы — коррупционеры
Тема: коррупция вообще, декларирование доходов общественными активистами в частности. Название программы красноречивое: «Тотальная коррупция. Мы — коррупционеры».
Гости: Виталий Шабунин, председатель правления Центра противодействия коррупции; Тарас Батенко, партия «Укроп»; Григорий Немыря, народный депутат, «Батьківщина»; Елена Сотник, народный депутат, объединение «Самопоміч»; Алексей Гончаренко, Блок Петра Порошенко (включением).
О чем говорили. Начали с того, как коррупция связана с трагедией в российском городе Кемерово. Потом спонтанно спросили зрителей, пытались ли они сопротивляться коррупции, и перешли к дискуссии с Виталием Шабуниным и обсуждению изменений в законодательстве, касающихся деклараций для активистов. А закончили скандалом по скайпу с Гончаренко.
В принципе, ведущим с таким подходом не стоит удивляться, что к ним отказывается приходить часть политиков. Это было реальное избиение онлайн представителя Блока Петра Порошенко: «Пане Олексій! Скажіть, будь ласка! От ви коли говорите — вам вірять! От ваше внутрішнє відчуття? На скільки відсотків вам довіряють?» или «Ну якби перед вами стояв вибір померти або дати хабар, що б ви вибрали?». Отвечать на эти вопросы Гончаренко не давали, а ведущие не скрывали предвзято негативного отношения к нему в частности и к гостям-политикам в целом. «Справа знаєте, в чому? Я скажу, в чому справа. Справа в тому, що дуже невелика кількість людей в Україні, очевидно, розбирається, якими законопроектами ви зараз займається. Решта людей, вони просто вже поставили на всіх вас хрест», — высказалась Наталья Мосейчук.
Сравнительно более конструктивной была часть дискуссии, посвящённая декларациям антикоррупционеров. Зато когда начали разбираться, кто руководит государством — американцы, европейцы или россияне, — остатки логики в программе были безнадёжно утрачены.
Иногда ведущие проявляли экстрасенсорные способности, например, Наталья Мосейчук убедительно сообщила, о чём говорят украинцы на кухнях: «Люди не думають такими категоріями, люди зараз ставлять питання, в тому числі і в нашому Фейсбуці, так, кого Тимошенко посадить, як стане президентом, ну, і десь там вона питає, чи зустрічалась вона з Коломойським, наприклад, людей більше нічого не цікавить, вони більше нічого не обговорюють на своїх кухнях, повірте».
Ну а главной загадкой стало появление в эфире представителя запорожского «Укропа» Ярослава Гришина. Ничего конкретного, кроме воспоминания о том, как в 2014 году в Австрии митинговали в поддержку украинцев, он не сказал. То ли резерв гостей, способных сделать осмысленный вклад в дискуссию, у «Права на владу» закончился (что немудрено с таким стилем общения ведущих с участниками программы), то ли действуют некие партийные квоты.