Никита Потураев: «Сказать, что мы сможем отказаться от российского телепродукта, – излишне оптимистически»
Наличие в украинском эфире российского телеконтента оказалось более глубокой проблемой, чем казалась поначалу, когда Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины призвал телеканалы на время отказаться от российских программ, особенно от приключенческих фильмов и сериалов, пропагандирующих российских правоохранителей и войска специального назначения. Некоторые прислушались к призыву и заявили, что убрали из эфира пропаганду российского спецназа. Но не всю. На «мужских» каналах НТН, ICTV, «2+2» в эфире остаются «Менты», «Братаны», «Солдаты» и разведчики...
Но пропаганда - это не только военно-ментовская тематика. «Безобидные» мелодрамы и «телемыло» явно мифологизируют советское прошлое или же современную Россию. Избавиться от российского продукта тем сложнее, что украинские продакшн-студии снимают свои фильмы/сериалы с ориентацией на российский рынок, а значит - о российских реалиях или о некой «общей» стране. Сегодня, например, только в программе канала «Украина» анонсируются пять сериалов российского или российско-украинского производства.
«Детектор медіа» продолжает публиковать мнения экспертов о том, что делать с засильем российского продукта на наших телеэкранах. Своими соображениями уже поделились телекритик, сценарист и писатель Андрей Кокотюха и телекритик, медиаэксперт Отар Довженко. Сегодня мы публикуем блиц-интервью медиаэксперта Никиты Потураева, бывшего члена Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания и экс-топ-менеджера медиахолдинга Виктора Пинчука, который объясняет, почему украинский телерынок сейчас не может отказаться от российского контента.
- Господин Потураев, исходит ли опасность от российского телепродукта в украинском эфире? Какая?
- На сегодняшний день российская продукция в эфире украинских каналов представляет угрозу национальной безопасности страны. Это не преувеличение, это констатация факта. К сожалению, на первом этапе обсуждений информационной войны в фокусе общественного, экспертного и государственного внимания были только новости. Но на самом деле эта война является опасной для Украины в том продукте, который транслируется ежедневно в огромном количестве эфирочасов в программах почти всех украинских каналов. На мой взгляд, основная опасность скрывается не столько в новостях, которые жители Украины могут разоблачить, сколько в российских сериалах.
Чтобы понять, что российская пропаганда в новостях лжет, не нужно много усилий. Конечно, рационально-логическое мышление в последние годы у многих украинских граждан сильно пострадало, но тем не менее для разоблачения российский новостей вполне достаточно жизненной практики зрителей. Эта практика сводится к тому, чтобы пойти в магазин, выйти на улицу, сходить с друзьями в кафе и увидеть, что всё то, что транслируют российские новости, не соответствует действительности.
С сериалами - по-другому. И проблема здесь не только в сериалах, которые определенным образом мифологизируют события Великой Отечественной войны и советский период, а в первую очередь в тех сериалах, которые мифологизируют современную Россию.
Когда российский зритель потребляет сериал отечественного производства, он прекрасно понимает, что та картина, которая эму показывается в телевизоре: неподкупные суды, честная милиция, профессиональная прокуратура, - это сказка. Жизненная практика российского зрителя говорит ему об обратном. В Украине другая ситуация. Украинцы, за исключением тех, кто ездит на заработки в РФ, не понимают, что происходит в РФ. Подавляющее большинство граждан Украины, тем более восточных областей, не имеют опыта проживания в России. Наши граждане-зрители воспринимают сериалы не как сказку, а как описание некой реальности. Эта мифологизированная реальность подкрепляется как через новости, так и через традиционные механизмы, которые используются спецслужбами, например, сарафанное радио. Наших людей тихонько переубеждают, что пенсии и зарплаты в России выше, люди богаче, социальные пакеты больше. Все эти факторы способствуют тому, что наш зритель воспринимает российские сериалы не как сказку, а как некую, возможно, приукрашенную, но реальность.
Так произошло в Крыму. Люди там хотели не в реальную Россию, а в мифологическую. Сами-то они в России не были. Еще до того, как аннексировали Крым, там были сделаны социологические замеры, которые показали, что подавляющие число крымчан никогда не были в России. Свое представление о жизни в России они сделали по рассказам курортников, которые туда приезжали. Понятно, что любой выезжающий за границу человек склонен замалчивать свои проблемы и преувеличивать достижения. Это нормальный элемент национальной гордости любого народа. Люди в Крыму, по сути, стремились в мифологическую Россию, которой на самом деле не существует. Но эта мифологическая Россия существует в пространстве сериалов, которые беспрерывно крутятся в эфире наших каналов. На самом деле информационная война разворачивается только в этой плоскости, а новости служат только способом косвенного подтверждения этих мифологических «истин».
- Как государство и сами телеканалы могут уменьшить количество российского продукта в украинском эфире? Возможно ли полностью отказаться от российских сериалов?
- На этот вопрос нет однозначного ответа. Украинское производство не способно удовлетворить запросы украинских телевизионных телеканалов. У нас нет таких мощностей. По моим оценкам, в наши лучшие времена, до кризиса 2008-2009 годов, продукция, которую производила первая шестерка каналов, заполняла эфир на 50-60%, остальное - за счет покупного продукта.
Сказать, что мы сможем отказаться от российского телепродукта, - излишне оптимистически. Не можем. Непонятно, чем замещать этот продукт. Заменить его западными продуктами невозможно, цены на них слишком высокие. Уже в 2004-м было совершенно очевидно, что цены на американские пакеты очень высокие, а сегодня - тем более. Эфир не заполнишь только кинофильмами, американскими и европейскими сериалами.
- А восточноевропейский продукт?
- В 2002-2003 году канал ICTV проводил эксперименты, пытаясь ставить в эфир польские сериалы. Этот же эксперимент показал, что нашей аудиторией не воспринимается восточноевропейская телепродукция.
- Как вы считаете, можно ли запретить российские сериалы на законодательном уровне?
- Самым неразумным будет попытка воздействовать на ситуацию административным запретом. Запретить - это означает по большей части выключить каналы. Это вызовет недовольство. Зрители уже привыкли к сериалу, смотрят его, ждут следующих серий. Что мы сможем предложить им взамен?
- Большинство украинских продакшнов сотрудничают с россиянами, делают продукты для российского телевидения, работают над общими проектами. Что будет с таким копродакшном? Стоит ли прекращать сотрудничество?
- Вообще не представляю, как можно отказаться от российско-украинского копродакшна. По моим оценкам, 80% всего продукта производится с прицелом на рынок РФ, и это оптимистическая цифра. Продакшны работают исключительно на рынок РФ и Украины. Даже контракты составляются таким образом, что русский сопроизводитель получает права дистрибуции этих продуктов. Основные деньги зарабатывались именно так. Украинский рынок не дает никакого экономического результата в этом смысле. Заработок на рекламе не покрывает затрат на производство.
- Насколько возможен вариант развития собственного производства?
- А за счет чего его развивать? На рекламе невозможно отбить деньги, которые окупят телевизионное производство, я уже молчу про заработок. Поэтому вариант «развивать собственное производство» очень абстрактен. Ну да, надо развивать, а за счет чего?! Ответ на этот вопрос лежит в макроэкономике Украины. Только рост внутреннего рынка, только экономическая свобода, только рост экономики и, собственно, рост рекламного рынка. Будет расти внутренней рынок - будет расти потребность в рекламе. Только это позволит нам повысить объёмы собственного производства и постепенно замещать российскую продукцию и копродакшн.
Этот процесс длительный, сложный, очень непростой. Успех в этом деле зависит от экономической политики правительства, потому что рекламный рынок не вырастет на пустом месте. Только таким образом наше телевидение сможет постоянно замещать эти враждебные к Украине продукты, но если этого не делать, у нас будут продолжаться проблемы, которые имеем сегодня.
Фото - most-dnepr.info