Продажа слова – зарабатывать или содержаться?

6 Червня 2012
23164
6 Червня 2012
12:00

Продажа слова – зарабатывать или содержаться?

23164
Продажа слова – зарабатывать или содержаться?

Убыточность средства массовой информации и является тем инструментом, с помощью которого осуществляется мягкое, но постоянное давление на редактора и остальной коллектив. Приглашение к дискуссии накануне Всемирного газетного конгресса.

 

Не секрет, что в Украине медийный бизнес убыточен, а всемирный экономический кризис 2008 года лишь усугубил ситуацию. Собственники, которым ранее грезилась картина выхода, к примеру, еженедельного журнала на самоокупаемость за полтора года, уже успели осознать, что чуда не получается. В итоге разочарованные акционеры закрывали свои медиа - так канули в Лету журналы «Профиль» и Weekly.ua; а самоотверженные продолжили издавать тот же «Український тиждень», убеждая себя, что политическая оппозиционность журнала стоит экономических издержек.

 

Конечно, это не полная картина - известно, что несколько периодических изданий давно и последовательно выходят «в ноль» или даже приносят прибыль только за счет продажи и рекламы, но речь здесь идет преимущественно об изданиях UMH Бориса Ложкина. Среди других - самоокупаем (не без периодических проблем) еженедельник «Зеркало недели», говорят, что прибыльна газета «Сегодня». А есть на рынке и такие издания, которые вообще выходят в свет только тогда, когда немногочисленный редакционный коллектив «наскребет» на печать очередного номера у желающих заплатить за свое появление на страницах.

 

На чём зарабатывают массмедиа в Украине? Не «гранды» большого медиабизнеса в виде изданий Ложкина, не «гранды» большой политики в виде «Зеркала недели» Мостовых, не передовой укрепрайон СКМ, предполагающий бесконечные дотации в «Сегодня»... Обычные массмедиа? Да на том, что рекламируют - то ли косметику и автомобили, то ли глав райгосадминистраций, переживающих перед отчетом на более высоком уровне, или бизнесменов, вознамерившихся получить мандат на ближайших выборах. Информацию, которая и является во всём мире продуктом для продажи, причем во всём возможном изобилии - репортажей, очерков, фельетонов, авторских колонок, журналистских расследований - в Украине априори считают неспособной принести надлежащий доход. И печатают ее, так сказать, по остаточному принципу.

 

А что - по мнению издателей, читатель и так всё знает из новостей телевидения и интернет-СМИ, а вот подложить ему в журнале или газете, прямо или завуалировано, оплаченные месседжи определенной политсилы, а лучше двух или трех - вершина журналистского мастерства. И на оставшемся месте, конечно, можно напечатать что-то и просто так.

 

Почему такое стало возможным? Да потому что - и этот факт уже давно подметили отечественные медиаэксперты - собственник украинского массмедиа не развивает его и не зарабатывает с его помощью, а именно что «держит» издание. Это чисто украинское определение, точность которого мы уже даже не замечаем, рассказывая, что этот олигарх «держит» канал и две газеты, а журнал и сайт закрыл, а тот «держит» два сайта, газету и журнал... Это самое «держит» означает не только плановую убыточность медиа, изредка отрабатывающего свое существование «по свистку», но и, собственно, то, что имеющий деньги и работающих за них журналистов «держит» один и тот же уровень издания, удерживает свое СМИ от развития, конкурентной борьбы, вдохновенного поиска своей неповторимой ниши. Идет отрабатывание зарплаты, отписка знаков, теряется инициативность, взыскательность автора к качеству текста, пропадает заинтересованность в читателе как таковом - если количество читающих не влияет ни на зарплату, ни на премии, нет особого смысла бороться за их внимание.

 

К слову, мне известен факт существования маленького новостного аналитического агентства из нескольких сотрудников, талантливых и ранее достаточно широко известных журналистов, для... одного читателя. Вот приятно ему, чьи доходы давно в сотни раз превысили расходы, что он имеет абсолютный эксклюзив. И я не брошусь здесь обличать этого человека - по крайней мере, этих журналистов устраивает не только зарплата, но и интерес заказчика к их творчеству, его регулярная придирчивая оценка. Лучше уж так, чем у тех, кто «держит» свое издание, не читая его. И презирая журналистов в принципе. Опасаясь при этом тех, кто может «наговорить чего-то не того». Разумеется, такой собственник совершенно не умеет сделать свой медиабизнес таким же прибыльным, как свои строительные концерны, химические предприятия или агрофирмы. Он мало понимает в медийном бизнесе, и поэтому хочет потратить на него как можно меньше средств. Вот «чтоб было», и «чтоб не поистратиться». Но ни в коем случае не учиться правилам ведения медиабизнеса.

 

Тем не менее, рынок медиа в Украине все-таки есть, и конкуренция на нем обострилась. Если продажа (по максимально возможной с учетом уровня зарплат в стране цене) не покрывает всех затрат, а другие способы заработка на медиа смущают собственника, значит, ему нужны менеджеры-профессионалы, способные предложить нестандартные решения?! И да, и нет.

 

Всё не так просто, ведь, повторюсь, медиа в Украине олигархи заводят уже тогда, когда у них есть практически всё, вплоть до яхт и билета на космическое путешествие. И прибыльность этого не слишком затратного (по их масштабам) предприятия их не просто не очень интересует - прибыльным массмедиа сам олигарх окажется просто не нужен. Именно убыточность средства массовой информации и является тем инструментом, с помощью которого осуществляется мягкое, но постоянное давление на редактора и остальной коллектив.

 

«А зачем нам на обложке эта сытая и малоизвестная рожа с очередным призывом к борьбе с коррупцией?!» - «А чем, по-вашему, вы будете кормить свою семью?!» - вот пример типичного диалога издателя или его представителя с редактором издания. Но если такой диалог есть в принципе, уже неплохо. Большинство олигархов - владельцев медиа за последние годы - пожалуй, примерно со времен победы «свободы слова», главного и единственного результата правления президента Виктора Ющенко - практически полностью отдалились от тех медиа, которыми владели. И поэтому их попытки резко увеличить влияние - возможно, и не по своему желанию, а по требованию «сверху» - на редакционную политику практически за последние полтора года привели к конфликтам и уходу ряда менеджеров и редакторов из общенациональных изданий, а также к закрытию некоторых СМИ. При этом период, предварявший резкие движения, был достаточно показательным. Самоустранение олигарха от высказывания каких-либо пожеланий привело редакторов в своеобразный тупик - чтобы случайно никого не обидеть (а в новейшей украинской политике действительно совершенно невозможно разобраться, кто с кем именно и в какой момент дружит идеологически или имеет общие бизнес-интересы), приходилось избегать многих конфликтных тем, понижая резонансность издания.

 

Вот такая политика сглаживания у редакторов и была самой страшной цензурой, не заметной на первый взгляд, но сокращающей общую читательскую аудиторию в пользу более независимых медиа, прежде всего интернет-СМИ. Что мы имеем на сегодняшний день? По данным Министерства юстиции Украины, в стране официально зарегистрировано более 30 000 периодических изданий общенационального и местного распространения. Из них регулярно выходят более 4300 изданий, из которых 60% составляют газеты, а остальное - журналы. Среди газет большинство составляют местные издания, которых выходит более 1800 наименований, газет с общенациональной регистрацией издается около семисот. Журналы доминируют среди изданий общенациональной регистрации и распространения: из более чем 1700 изданий почти 1600 общенациональные. Количество ежедневных газет достигает только 1% от общего числа всех изданий, в то время как еженедельники составляют почти 85%. По данным Фонда государственного имущества Украины, 106 изданий находится в государственной собственности и 818 - в коммунальной. Такие издания получают прямое финансирование из бюджетов разных уровней, а также непрямые льготы на рынке прессы.

 

Мало это или много? По европейским меркам, маловато будет. Да и грустновато - воспитанные олигархической схемой медиабизнеса журналисты бесправны, ленивы и нелюбопытны. А убыточные СМИ, которые должны были давно вымереть сами, поддерживаются подачками олигархов и бродят жующими траву динозаврами по аллеям остального зоопарка, в клетках которого полный набор представителей животного мира, совершенно не рвущихся на свободу. Мои коллеги «первого независимого призыва» всё больше пишут остроумные блоги и записи в сетевых журналах, а зарабатывать уходят райтерами, аналитиками, сценаристами, а то и гораздо дальше от журналистики.

 

Как вырваться из замкнутого круга? Как вернуть на страницы отечественных печатных изданий яркие репортажи, проникновенные очерки, убийственные для власти фельетоны, по-настоящему актуальную публицистику, эксклюзивные темы, рожденные в ходе авторских расследований и исследований?! Уровень свободы прессы во всём мире определяется не только политическим климатом в ыгосударстве и не степенью лояльности медиа к власти или оппозиции, но и бизнес-успешностью издателей. Еще проще: медиаиндустрия должна развиваться как отрасль экономики.

 

Как достичь этого, каким путем пойдет развитие украинской журналистики и медиабизнеса - эта дискуссия необходима сейчас, чтобы не опозориться нам всем вместе в сентябре, во время 64-го Всемирного газетного конгресса / ХІХ Всемирного форума редакторов в Украине. Это мероприятие, сравнимое по значимости для медийного мира с Евро-2012 для украинских чиновников и футбольных болельщиков, традиционно посещают более 1000 медиауправленцев высшего звена, а также главные редакторы основных мировых СМИ. Конкретно этот факт обнадеживает. Ведь все-таки Украина выбрана местом проведения мероприятий WAN-IFRA 2012, главного ежегодного события в мире профессиональной журналистики, именно потому, что имеет шанс кардинально изменить свой рынок медиа. И есть надежда, что вследствие открытой дискуссии собственники украинских СМИ осознают, что медиа не инструмент для пропаганды, а исключительно бизнес, существующий прежде всего за счет доверия и оплаты гражданским обществом.

 

Главное - чтобы мы оказались в состоянии говорить с членами Всемирного газетного конгресса на одном языке - к этому пора готовиться уже сегодня. Давайте обсудим ситуацию на рынке медиа внутри цеха и сформулируем внутриколлегиальные требования к собственникам - тем, кто оплачивает наше существование. Пусть печатные и электронные СМИ в Украине из ярмарки тщеславия превратятся в прибыльный бизнес, к которому владельцы заводов и пароходов будут вынуждены относиться с не меньшим трепетом!

 

Иллюстрация - http://irisabout.livejournal.com/

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Мария Георгиева, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
23164
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду