Цифра идет…
В связи с объявленным Нацсоветом по вопросам ТВ и РВ в конце прошлого года конкурсом в городе Киеве на каналы экспериментального цифрового вещания «ТК» предлагает вниманию читателей текст, который, по нашему мнению, задает достаточное количество внятных вопросов для широкой дискуссии по данной проблеме. Надеемся на заинтересованные отклики специалистов.
Может быть, это преувеличение, но как-то уж очень незаметно развиваются события вокруг конкурса, объявленного Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания на «получение лицензий на телевизионное вещание … для создания экспериментальной многоканальной эфирной телесети для распространения телепрограмм в стандарте DVB-T». Скорее всего, предвыборные политические приключения традиционно привлекают все внимание не только топ-менеджеров ведущих телекомпаний, но и всех специалистов, способных разобраться в проблеме. А кажущаяся обычность очередного конкурса весьма обманчива: это необычный конкурс, именно сейчас могут быть заложены и закладываются уже не столько решения, сколько противоречия и проблемы.
Несколько слов о цифровом эфирном вещании. Цифровые технологии рано или поздно завоёвывают очередные области телекоммуникаций. То, что уже давно произошло в спутниковом вещании, в мобильной телефонии и происходит в кабельных телевизионных сетях, начинает происходить и в области эфирного телевидения. Началось все давно, в конце 90-х, в развитых странах - в США, Великобритании, Швеции, Голландии, Германии и т. д. Там подсчитали и поняли, что частоты, так необходимые для нужд связи, теле- и радиовещания, передачи данных, используются нерационально. И что технический прогресс и цифровые технологии дают возможность увеличить и количество услуг, предоставляемых с использованием того же диапазона частот, и качественно их изменить, предоставлять новые услуги. Это и послужило толчком к решению изменить традиционную для нас всех систему эфирного телерадиовещания.
При этом все прекрасно понимали, что сам переход – вещь очень непростая и дорогостоящая, затрагивающая интересы всех участников игры: телекомпаний, операторов связи, телезрителей. Но впереди предвиделись новые возможности, дополнительные деньги для государства за будущие лицензии на высвободившиеся частоты, рост занятости в IT-отрасли, одним словом, прогресс. Одни страны решились на переход сразу и идут по этой дороге годами, делая заметные успехи и исправляя ошибки, другие – после некоторого ожидания и прикидок, третьи ждут до сих пор. Но позиция Еврокомиссии заключается в том, что хорошо бы выключить аналоговое эфирное вещание в странах Евросоюза в 2010 году, а уж в 2012 - так это сделать просто необходимо. Это, как часто бывает в Евросоюзе, рекомендации, но расчеты показывают, что чем раньше преобразования начинаются и чем в более сжатые сроки осуществляются, тем быстрее ощущаются его положительные результаты.
Не будем останавливаться на подробностях и особенностях перехода в отдельных странах. Выделим основное. Первое. Не существует универсальной модели, каждая страна решает задачу самым выгодным для неё способом. Второе. Каждая модель перехода имеет подобные или одинаковые элементы, это, скорее всего, определяется самой технологией. Третье. Все страны, рано или поздно, сделают это. И последнее. Украине не удастся этого избежать, никакие утверждения, что это дорого или не нужно потребителю, не остановят процесс в Европе, а его прямое для нас следствие – незащищенность в ближайшем будущем уже используемых в Украине для аналогового телевидения частот, необходимость снижения мощности вещания на отдельных частотах и т. д.
При переходе к цифровому эфирному телевидению в европейских странах не просто изменяется технология доставки сигнала вещателя к зрителю с аналоговой на цифровую. Создается новая платформа, новая среда для медиа, которой могут воспользоваться как старые эфирные вещатели, так и новые претенденты. В Европе говорят о свободе выбора вещателя, который может решить, распространять ему свои программы то ли с помощью наземной цифровой платформы, то ли спутниковой, то ли кабельной. В Европе пытаются решить комплекс проблем, связанных с новым лицензированием для цифрового вещания, с обеспечением доступности для всех граждан программ общественного телевидения, с государственными субсидиями для приобретения цифровых приемных устройств для малоимущих и т. д. По сравнению с этими проблемами такие вопросы, как сроки перехода на цифровое вещание, дата полного прекращения аналогового эфирного вещания или алгоритм перехода в отдельных районах страны кажутся уже и не такими сложными. В любом случае, правила игры там определены. И определены на уровне законов, программ, регулирующих актов. Без этого ничего не начинается. Как известно, в некоторых странах законы не только пишутся, но и достаточно скрупулезно выполняются. Отсюда и результаты.
Что же ждет украинский эфир? Что уже произошло?
Вы обратили внимание на слова «эфирная телесеть» в условиях конкурса Нацсовета? Победители конкурса получат право на цифровое вещание в Киеве на определенных частотах. А как им быть дальше? Телекомпании, осуществляющие аналоговое распространение своих программ по всей стране, должны получать цифровые частоты в каждом городе дополнительно? И мы получим несколько отдельных телесетей? Но структура будущей цифровой сети отличается от существующей аналоговой, она имеет другие мощности передатчиков, другие зоны покрытия. Кто знает правила игры? Это сегодня главный вопрос. Как всегда, мы услышали уже об эксперименте, о некой Программе, которая должна быть создана, и пр. Но процесс начался. Без четкой системы он превратится в традиционное национальное развлечение без правил. Кто-то выиграет. Для того, чтобы при этом все, как всегда, не проиграли, необходимы те самые правила, а также прозрачность, понятность и предсказуемость процесса.
Между тем еще одним свидетельством того, что системный подход не создан, является заявление министра транспорта и связи г-на В. Бондаря от 31 января 2006 года. В нем четко прослеживается негативное отношение к происходящему. А ведь без заинтересованного участия его Министерства в этом процессе никакую программу реализовать невозможно. Между тем уже только одно положение его заявления вызывает большое беспокойство и сомнение: какая-либо Государственная программа, Концепция, План развития национального телеинформационного пространства будут готовиться долго и непрозрачно.
А вопросов существует огромное количество. Вот только некоторые из них, для разминки. Например, западный опыт показывает, что общественное телевидение получает право на 1-2 мультиплекса, что даёт возможность общественным вещателям распространять в эфире 4-8 своих программ. Это дополнительный стимул для их развития, для создания новых тематических программ. А что предлагается будущему украинскому общественному телевидению?
Или представим, например, что в Украине создана полноценная цифровая многоканальная сеть с покрытием до 90% территории страны. С емкостью в 12 телепрограмм. А кто из существующих национальных и региональных каналов с помощью этой сети будет распространять свои программы и почему именно они? Ведь претендентов пока больше. А если мультиплексы будут отличаться по покрытию территории, кто и когда решит, на какой из них попадет «1+1», а на какой - ТРК «Украина»?
А можно или нельзя предоставлять зрителям платные услуги с помощью этой сети? Когда и кто это решит?
А как осуществлять переход от аналогового к цифровому вещанию? Для этого ведь на какой-то срок всем существующим вещателям надо распространять свой телевизионный сигнал как в «цифре», так и в «аналоге» (т. н. «симулкаст»). Это самый напряженный момент, который требует использования всего частотного ресурса, в т. ч. дополнительных «временных» частот. И это в Украине, где запаса частот уже давно нет. И в Киеве после конкурса частот не останется…
А изменять условия действующих лицензий на аналоговое вещание в процессе перехода Нацсовет собирается через суд? Будет чем заниматься…
Судя по новопринятому «Закону о Телевидении и радиовещании», большинство этих вопросов будет находиться в компетенции Нацсовета. В последнее время его деятельность стала более прозрачной и незаангажированной. Но в данном конкретном случае хотелось бы прозрачности с самого начала.
Если процесс будет развиваться таким образом, что следующий шаг будет непредсказуем, цифровое эфирное телевещание станет явлением маргинальным и ничего, кроме стагнации и вреда, не принесет всей отрасли. А Украина впоследствие вынуждена будет начинать все сначала – чтобы и в этом доганять Европу, вместо того, чтобы уже сейчас попытаться идти с ней в ногу.
Каковы же конструктивные предложения?
Для начала необходимо участие всех заинтересованных сторон в процессе установления правил игры. Это должны быть телекомпании-вещатели, представители рекламных агентств, операторов телекоммуникаций, операторов кабельных сетей, профильных комитетов Верховной Рады, правительства, Нацсовета, Национальной комиссии по вопросам регулирования связи, других регулирующих органов. В противном случае, отрасль будет поставлена перед фактом, что какие-то правила, непублично взращенные, уже существуют, изменить их будет очень сложно, а по ним всем потом придется играть.
При создании правил можно найти компромисс. Если правил нет или они появляются в результате подковёрных действий – будет, как всегда.
Про конкурс Нацради з питань телебачення і радіомовлення на отримання ліцензії на телерадіомовлення з використанням вільних каналів та частот читайте тут