Руководство «Дела»: «У нас больше инструментов коммуникации с аудиторией, чем у конкурентов»
4 февраля вышел первый номер обновленной газеты «Дело», ставшей еженедельником. Как и о чем теперь будет писать издание, «Детектор медіа» расспросила его главного редактора Светлану Панюшкину и председателя комитета участников издательства «Экономика» Станислава Шума.
- Почему первый номер вышел не 28 января, как анонсировали некоторые СМИ со ссылкой на собственные источники в издательстве?
Светлана Панюшкина: У нас и не было в планах выпускаться 28 января. Это была «внутренняя» дата, к которой нужно было подготовить пилотный выпуск газеты в новом формате. Затем этот выпуск тестировался в фокус-группах. Ожидалось, что, в зависимости от результатов тестов, мы либо дальше меняли бы концепцию и тестировали ее, либо начали бы выходить регулярно.
- Расскажите, пожалуйста, о новой концепции издания.
Светлана Панюшкина: Газета «Дело» будет выходить на 16 полосах по пятницам. В течение недели мы будем смотреть, какие новости на нашем портале больше всего читают, и, отталкиваясь от посещаемости, выбирать темы для газеты. При этом печатные статьи не будут простым продолжением новости на сайте. Информация будет подаваться по-другому. Так, акцент будет смещён на практическую составляющую, а также прогнозы и аналитику. К примеру, для пилотного номера мы сделали «карту» Налогового кодекса: с помощью инфографики расписали наиболее важные положения, касающиеся налога на прибыль. Такой себе концентрат, выжимка для людей, у которых нет времени разбирать документ самостоятельно.
Появилась «Тема номера». Она будет в каждом выпуске. Также появилось «Автодело», «Афиша» на последней странице, а прежние основные разделы остались. Начинается номер с новостных полос. Будет меньше текста, больше инфографики. Полоса спорта, к примеру, в пилотном номере заверстана вообще без текста.
При этом мы не перестали быть ежедневкой. Мы продолжаем быть ею в онлайне. Теперь всё будет подаваться еще оперативнее, чем могла дать ежедневная газета. Тексты сдаются и на утро, и к вечеру, и в течение дня. К тому времени, когда выйдут конкуренты, у нас все новости уже давно будут на сайте. И это наше большое конкурентное преимущество.
- Не будет ли теперь «Дело» пересекаться с «Инвестгазетой»?
Станислав Шум: Нет, не будет. «Инвестгазета» - другой продукт, она иначе позиционируется. Как журнал для топ-менеджеров компаний, для людей, которые принимают решения. «Дело» нацелено на более широкую аудиторию. И оно будет нести более практическую информацию, которую человеку важно будет купить и иметь под рукой некоторое время, потому что она нужна ему в работе.
Светлана Панюшкина: ...Помимо того, что при выборе тем мы будем опираться на посещаемость и комментируемость новостей на сайте, у нас есть специальные опросники. В этот раз мы увидели, что больше всего вопросов люди задают по налогу на прибыль. Взяли эту тему и разложили ее по полочкам. То есть благодаря мощному сайту у нас больше инструментов коммуникации и понимания запросов нашей аудитории, чем у конкурентов. В газету идет только то, в чем мы уверены: на это есть спрос.
- Если бы «Детектор медіа» работала по такому принципу, наш журнал состоял бы из некрологов и новостей о Кривошапко :). Кроме того, данные по посещаемости могут немного искажаться, если новость подхватывает какой-нибудь «Укрнет». Все-таки воля редактора наверняка преобладает над статистикой?
Станислав Шум: Мы считаем нашу статистику объективной. Знаете, какой источник трафика у нас на втором месте? Фейсбук. А фейсбук нельзя «накрутить».
- Я имела в виду, что в интернете люди падки на более попсовые темы. Поисковики и агрегаторы заводят на сайт людей, которые могут и не являться целевой аудиторией. И которые не будут покупать газету.
Светлана Панюшкина: У нас множество инструментов, которые дают четкую целостную картину. Как мы уже говорили, есть наши собственные опросы, онлайн-консультации на сайте. Есть комментарии, по которым тоже понятно, насколько тема задела читателей. В течение дня я постоянно заглядываю в Google Analitics, где можно понять, откуда пришли люди, надолго ли они задержались на сайте, какова глубина просмотра и т. д.
- Так может, вам нужно было пойти еще дальше и начать делать газету ситуативно, нерегулярно - как только появляется специфический запрос? :) Вас же все равно нет в подписке.
Станислав Шум: Это слишком уж радикально. Принт изначально предполагает какую-то периодичность.
Хотел бы объяснить смысл всех последних преобразований. Мы иначе воспринимаем роль принта. Наличие или отсутствие печатной версии мы оцениваем с точки зрения прибыли или убытка. Посмотрите: все ежедневные деловые газеты не скрывают, что они убыточны. Сейчас газета играет имиджевую роль.
В онлайне растут доходы, растет и аудитория. Посещаемость портала «Дело» - около 1,5 млн человек в месяц. Ни одна печатная газета не даст такого охвата аудитории. Кроме того, газеты, в их нынешнем формате, неинтересны для читателей, потому что для аудитории интереснее то, что происходит сейчас, а не то, что происходило вчера-позавчера. Сейчас же деловые издания пока остаются источниками вчерашних новостей.
- Но неужели ваши доходы в интернете уже сопоставимы с доходом от принта?
Станислав Шум: Нет. Но и убытки тоже несопоставимы. Мы создаем перспективный бизнес, а не проект, который «проедает» деньги. У нас уже есть большая интернет-аудитория, наша задача - создать условия для ее успешной монетизации в будущем.
Кроме сайта мы развиваем бренд «Дело» и в других медиа. Сейчас для нас важно направление семинаров. Скоро планируем сделать интересные семинары по Налоговому кодексу. В марте проведем конференцию «Власть и бизнес» во Львове. Подобные мероприятия не требуют много ресурсов, но приносят пользу для аудитории и генерируют дополнительный доход для бренда.
- Почему вы решили отдать StarLight'у право продажи рекламы на сайте? Какую комиссию они берут? Слышала о чудовищной пропорции: 30/70...
Станислав Шум: Поверьте, они приносят нам больше денег, чем мы заработали бы сами. Пропорция не такая.
- Так почему бы им не попробовать прессу продавать? :) Синегрия была бы какая-то, пакетные продажи...
Станислав Шум: Думаю, им это не так интересно. Кроме того, рынок продаж рекламы в прессе давно сформировался, и сегодня я не вижу смысла создавать новое медиабаинговое агентство в прессе.
Говоря о монетизации, я имею в виду не только аудиторию, которая читает нас с экрана компьютера. У нас также есть определенные ожидания, связанные с новыми платформами.
- Но там абсолютно нет денег. Интернет-агентства утверждают, что не считают это направление перспективным, что не готовы там размещаться из-за слишком маленького размера аудитории.
Станислав Шум: Знаете, сколько в нашей стране планшетов iPad?
- В конце осени слышала версию, что 10-20 тыс. штук.
Станислав Шум: за последние 4 месяца на сайт Delo.ua зашли 10 тыс. уникальных посетителей из Украины. 10 тыс. высокообеспеченных людей, которые интересуются всем новым, - это очень хорошая аудитория, интересная в первую очередь рекламодателям. Мы найдем способ ее монетизировать.
- Светлана, вопрос к вам. Как можно было покинуть такое наверняка теплое место в DFJ и прийти сюда, чтобы стать, фактически, кризис-менеджером?
Светлана Панюшкина: Если бы я вышла не из журналистики, то, возможно, иначе отнеслась бы к предложению «Экономики». Но меня в свое время «сманили». У меня тогда не было желания бросить журналистику, я не искала работу. Хотя в фонде было очень интересно, я получила бесценный опыт. Управлять проектом - непростая задача, этому нужно учиться. Там из меня сделали управленца, которым я до того не была. Директор фонда Анатолий Заболотный - золотой человек и золотой руководитель.
Но я скучала по журналистике, сожалела, что не могу имплементировать на практике те знания, которые получила. За 3,5 года столько всего накопилось... Поэтому когда поступило предложение от «Дела», я его приняла. Здесь несравнимо больше драйва. В фонде я получала и накапливала, здесь - отдаю.
- Меняете ли механизм работы редакции? Нет ли проблем с поиском журналистов после того, как Forbes перекупил нескольких людей?
Светлана Панюшкина: В редакции 18 человек, еще двое должны прийти в течение февраля. Некоторые разделы пока недоукомплектованы: не так легко найти человека на финансовую тематику. В целом команда у «Дела» очень хорошая.
Стимулируем видеть и подавать информацию не только в виде текста. Сейчас закупаем нетбуки и смартфоны, чтобы можно было прямо с события делать новости. Те материалы, в которых будут фотографии и видео, будут оцениваться выше.
Фото Руслана Новосела