Предчувствие гражданской…

12 Квітня 2007
4582
12 Квітня 2007
15:21

Предчувствие гражданской…

4582
или О (без)ответственности журналистов. «ТК» продолжает дискуссию о стандартах журналистской профессии.
Предчувствие гражданской…

«Детектор медіа» продолжает дискуссию о журналистской профессии, возвращаясь к вечной дилемме – между профессиональными обязанностями и гражданским долгом журналиста. Между борьбой за рейтинг (популярность) и гражданской ответственностью. В какой мере они могут сочетаться?

 

Впрочем, разнообразные диагнозы ставились нашей журналистике уже не раз – как коллегами, так и представителями других профессий. Не пора ли приступить к поискам средств для исцеления? Как достичь оптимального баланса между интересами издания (телеканала, радиостанции…) и ответственностью перед обществом? Как сделать так, чтобы выполнение социальной миссии не причиняло вреда «читабельности» и «смотрибельности»? Приглашаем наших читателей вступать в дискуссию и высказывать свои взгляды на возможные решения этой проблемы.

 

Если крепнет в нашей стае
климат страха и агрессии,
сразу глупость возрастает
в гомерической прогрессии

(Игорь Губерман)

 

Неоднократно доводилось быть свидетелем, как на многочисленных журналистских тусовках те или иные, маститые или начинающие, «цветные» или «бесцветные» журналисты похвалялись даром собственного предвидения и прогнозирования событий. «А я первым написал…», «А я еще в самом начале утверждал…», «А в моей статье еще задолго до…». И под восторженно ободряющие возгласы коллег произносился очередной тост с пожеланиями, чтобы и впредь, и снова… И в душе каждого, причастного к великому искусству/ремеслу журналистики, зарождалось/укреплялось маленькое/большое чувство гордости за ту самую, четвертую, власть, которая внесла такой скромный/весомый/огромный вклад во всеобщее дело. И это правда.

 

Листая страницы газет апреля 2007 года, подспудно ловишь себя на мысли, что и на сей раз после того, как политики разрулят созданную самими же ситуацию, будет нечто похожее. От анонсов и заголовков, мнений и прогнозов не просто рябит в глазах. «Размах их спектра» достиг таких масштабов, что обязательно кто-то окажется суперпровидцем.

 

Однако страшно, даже невозможно представить, чтобы спустя какое-то время кто-то смог бы похвастать: «А в нашей газете первой написали, что Украину ждут 10 дней крови!», «А я первый сказал, что раскол страны неизбежен!», «А мы первыми напророчили, что политиков будут расстреливать прямо на площадях!».

 

Не хочется называть своими именами предсказателей такого пошиба. Ужасно то, что они есть. И кто изо дня в день, а кто – из недели в неделю с завидным упорством сеют черные зерна вражды и ненависти в и без того накаленной атмосфере кризиса. Даже политики – всех масштабов и мастей – не позволяют себе спекулировать на этой теме. Наверное, более-менее реально оценивают опасность игры с огнем.

 

И дело не только, и даже не столько в том, что прямых призывов к реализации самых ужасных сценариев вроде как никто и не допускает, а в том, что сознание и подсознание общества, общественное мнение митингующих, переговаривающихся и – чего греха таить – принимающих решения исподволь – шаг за шагом – начинает свыкаться со страшными словами, терминами, да и с самой возможностью радикального развития событий. Снижается высота того психологического барьера, который в новейшей украинской истории пока никто не рискнул преодолеть.

 

Не может, не имеет п-р-а-в-а журналист пользоваться языком экстремистов и террористов как своим собственным!

 

Никогда, ни в одном издании – утверждаю! – не увидят свет заголовки «Дочь имярек – проститутка!» или «Имярек – вор, идиот и кретин!», где имярек – фамилия издателя/учредителя/спонсора. И это правильно! Ибо нельзя гадить там, где живешь. Табу.

 

Однако гадить своей стране, своему народу, ее (стране) и его (народу) здоровью, благополучию и процветанию – это, оказывается, совсем не табу. Это – рейтинги/тиражи/прибыльность издания. Это – «правдорубство» и «свободолюбие». Это – выполнение пожеланий/указаний/установок влиятельных лиц, то бишь все тех же имяреков. Это – все, что угодно. Но не табу.

 

Ценой «невинной» шалости несмышленых ребятишек, играющихся спичками возле бочки пороха, есть жизнь и здоровье их самих, и, возможно, их непутевых родителей.

 

Ценой «невинной» шалости средств м-а-с-с-о-в-о-й информации, играющихся слововыподвертами в угоду… да неважно, кому и/или чему! – жизнь и здоровье сограждан, общества, государства – чье угодно, но только, как им кажется, не их самих. Значит, можно играть?

 

Журналисты часто жалуются на власть – и ущемляет то, чего нельзя щемить, и не пущаеть туда, куда обязана пущать, и не слышит то, чего должна слышать… Причем жалуются, в том числе, и самой власти. Ибо именно она, власть, обязана обеспечивать им, журналистам, условия. И должна их, журналистов, слушать. Потому как они, журналисты, тоже власть. Четвертая. Потому первые три о-б-я-з-а-н-ы ее уважать, всячески ей помогать и ее поддерживать.

 

А вот когда первые власти – их ветви и ответвления – не могут найти между собой согласия и взаимопонимания? Как прийти им на помощь? Содействовать поиску точек соприкосновения в тишине переговорных кабинетов? Или зажигать провокационными лозунгами неуправляемую толпу? Помогать искать достойные выходы из создавшихся тупиков? Или стращать кровавыми передовицами и непроверенными слухами миролюбиво настроенные майданы? В чем состоят они – о-б-я-з-а-н-н-о-с-т-и четвертой власти на изломах истории?

 

Бессмысленно призывать властные органы (при)останавливать выпуск СМИ-провокаторов. Ибо это есть их (органов) прямой обязанностью. И если они (органы) ее (обязанность) не выполняют, значит, кому-нибудь это нужно. И это правда.

 

Бессмысленно призывать журналистов быть политкорректными. Ибо такие призывы есть ничем иным, как попранием свободы слова. А она, та самая свобода, за которую боролись и борются все и вся, в Украине таки есть. И это тоже правда.

 

Бессмысленно призывать главных редакторов вводить (само)цензуру. Ибо если в их светлые головы доселе не пришло осознание ее необходимости в столь непростое для страны время, то насильно ее ведь не внедришь. И это также правда.

 

Бессмысленно призывать соотечественников не читать провокативные материалы. Ибо для того газеты и издаются, чтобы их читали. А бойкот всегда только поднимал рейтинги «обиженных». И это правда.

 

В истории украинской журналистики известны случаи сплочения ее разношерстных рядов. Такое происходит, как правило, когда возникает угроза свободе слова. Случаев единения журналистов на основе выполнения о-б-я-з-а-н-н-о-с-т-е-й  просто человека и гражданина – доселе неизвестно. Увы, этому не учат ни на факультетах журналистики, ни на мастер-классах. Это до невероятности сложно – поступиться собственной профессиональной выгодой и рейтингами,  которые так просто ощутить/потрогать/пересчитать, во имя неосязаемого благополучия страны.

 

А может, все-таки, пришло время?

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
4582
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду