Телемагазин политического тщеславия

27 Липня 2012
13167
27 Липня 2012
15:07

Телемагазин политического тщеславия

13167
Наши политические ток-шоу – зародыши гражданского общества. В перспективе. А пока они лишь элементы сетки вещания и не слишком эффективный инструмент манипуляций
Телемагазин политического тщеславия

«Детектор медіа» продолжает подводить итоги сезона политических ток-шоу и прогнозировать сезон будущий, начало которого ознаменуется избирательной кампанией. Свое мнение по этому поводу высказал публицист и постоянный автор нашего издания Валерий Зайцев.

 

Для политиков, представляющих как власть, так и оппозицию, участие в ток-шоу - это, прежде всего, возможность личного пиара, а также (во вторую очередь) донесения до максимально большой аудитории своих позиций. В третью - аргументация этих позиций. Нельзя забывать также еще об одной категории участников - деятелей, ни к власти, ни к оппозиции не принадлежащих, или даже вообще еще не обретших статус «политиков». Для них участие в шоу дает шанс такой статус обрести, с тем чтобы стать хотя бы оппозицией.

 

И власть, и оппозиция всегда считают, что именно их в любом ток-шоу «зажимают», подставляют, используют в каких-то (своекорыстных или ещё того хуже) целях ведущие или владельцы каналов. Эти опасения отчасти справедливы. Наконец, по крайней мере, теоретически, власти признают возможности таких шоу, как «демо-версий» для зарубежья, призванных свидетельствовать свободу слова и прочее. Впрочем, совершенно очевидно, что теоретическое признание важности этого аспекта не означает ни глубинного понимания, ни толкового использования.

 

Для собственников телеканалов подобные акции - прежде всего элемент престижа, дающий, помимо прочего, иллюзию влиятельности и влияния, а также каких-то дополнительных возможностей при общении как с властью, так и с оппозицией. Среди них, не в последнюю очередь, возможность заработать на джинсе.

 

Для зрителей - шоу. «Мыло» с настоящими... ну, или «почти настоящими» персонажами. Подчеркиваю - в первую очередь именно персонажами, а вовсе не героями. Что в определенной мере влияет на политическую эффективность таких программ.

 

Для гражданского общества - испытательный и, так сказать, адаптационный тренажер. И демократии, и тому, чтобы быть (а не только называть себя) гражданским обществом, надо учиться. Политические ток-шоу - один из таких испытательных/ учебных полигонов. Есть и опасность - имитация может подменить собой реальность (что отчасти происходит в блогосфере). Гражданское общество не является владельцем ни одного канала и его интересы многими декларируются, но, естественно, никем не учитываются.

 

Несомненно, определенное влияние политических ток-шоу на события в стране есть. В конце концов, голосуют за или против тех, кого знают, а знают больше всего тех, кого видят в телеящике. Месседжи на таких акциях, несомненно, передаются. Но стоит учитывать, что месседжи, передаваемые на публике, обычно предназначены именно публике.

 

В любом ток-шоу и в любой программе все участники, в том числе эксперты и журналисты, выражают собственную точку зрения. Разумеется, определяемую самыми разными факторами и стимулами. Я лично знаю экспертов, чрезвычайно искренне отстаивающих те или иные позиции, сильно отличающиеся в зависимости от места работы и других обстоятельств. Вероятно, коллегам тоже известно немало таких случаев.

 

Тем не менее, принципиальное значение должна иметь внятность позиции и убедительность аргументов. Разумеется, зритель может (в идеале - должен) принимать во внимание и репутацию журналистов и экспертов, чаще всего давно и хорошо ему известных - как минимум, визуально.

 

К сожалению, ни первое, ни второе, ни третье заметной роли не играет. Прошу прощения за самоцитирование: «Никто и никогда не был подвергнут остракизму по причине профнепригодности или несостоятельности. Еще изредка (потому что моветонно, ибо никто уже не "без греха") кого-то могут попрекнуть - что же это вы, батенька (матушка), так непоследовательны! - и почти всегда будет иметься в виду политическое ренегатство, но практически никогда - элементарная некомпетентность».

 

Координировать (точнее - пытаться координировать) редакционную политику ток-шоу во время предвыборной кампании политики, разумеется, будут. Займутся этим все те, кто добьется соответствующих полномочий от «верхней» власти, иначе говоря - все, кому ни лень. Это создаст широкое поле маневрирования даже для тех каналов, собственники которых хотят (или вынуждены) с «верхней» властью считаться. Реально же определять политику ток-шоу будут ведущие и менеджеры нижнего и среднего уровня, уполномоченные собственниками. В общем-то, так и происходило всегда. Даже в судьбоносные для власти периоды избирательных кампаний.

 

Строго говоря, в России есть политические ток-шоу, позиционируемые как прямоэфирные. Та же программа Познера, к примеру, или «Поединок» Владимира Соловьева и так далее. Хотя, учитывая наличие часовых поясов, такая прямоэфирность в любом случае условна - достаточно вспомнить «вырезки» из московской версии познеровского интервью с Тиной Канделаки.

 

Несомненно, онлайновые программы имеют один огромный плюс: непосредственные реакции участников, зачастую выдающих в пылу полемики многое из того, что, может быть, вовсе и не собирались озвучивать, и, соответственно, полнее и откровеннее раскрывающихся перед зрителем. Правда, опытные полемисты (а тасуется в основном одна и та же «колода») вполне способны имитировать и искренность, и эмоциональность, и спонтанность.

 

Принципиальная разница между ситуацией в украинских медиа и тех же российских - не в качестве программ и, тем более, не в характере их трансляции (прямой или в записи). Главное отличие - в разряженности нашего медиапространства, отсутствии напряжения информационного поля. А вне этого поля любые политические проекты (даже если бы они были самыми честными и самыми качественными) остаются лишь тематическими шоу, мало чем по характеру воздействия отличающимися от «плачущих» программ или «мыльных» сериалов. Иначе говоря, они НЕ вырабатывают у политиков навыки ответственной дискуссии, а у зрителей - практику критического мышления. Таким образом, наши политические ток-шоу, являясь в туманной перспективе зародышами гражданского общества, пока остаются лишь элементами сетки вещания, максимум - не слишком эффективным инструментом манипуляций. Причем манипуляций, главным образом, не зрителями/ избирателями, а участниками программ и, в еще меньшей мере, группами истеблишмента.

 

В период избирательных кампаний, когда резко возрастает спрос зрительской аудитории, политические ток-шоу привлекают больше внимания. Однако именно сейчас, когда власть и оппозиция избрали основным полем битвы языковую проблему и конкретно законопроект «Об основах государственной языковой политики», никакой пользы от публичных дискуссий не предвидится. Позиции сторон хорошо известны, так что вся полемика неизбежно превратится в телемагазин, торгующий одним товаром - водой из решета.

 

Фото - ukranews.com

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
13167
Читайте також
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду