Так есть ли цензура в «Сегодня»? Две версии изнутри

13 Грудня 2011
34021
13 Грудня 2011
16:16

Так есть ли цензура в «Сегодня»? Две версии изнутри

34021
Источник в «Сегодня» рассказал о редакционном «цензоре» Михаиле Батиге и схемах вмешательства в редакционную политику (ВИДЕО). Батиг функции цензора отрицает
Так есть ли цензура в «Сегодня»? Две версии изнутри

Газета «Сегодня», объявив 8 декабря предзабастовку, обвинила генерального директора «Сегодня Мультимедиа» Алену Громницкую в попытках внедрить цензуру и коррупционные схемы публикации заказных материалов.

 

По данным источников в редакции, политика генерального директора была согласована с наблюдательным советом.

 

На пресс-конференции 13 декабря сотрудники «Сегодня» озвучили некоторые примеры давления на редакцию. Например, лоббирование в газете интересов мэра Одессы Алексея Костусева и народного депутата («БЮТ-Батькивщина») Натальи Королевской.

 

К сожалению, публично сотрудники «Сегодня» говорят не о всех случаях цензуры. Зато на условиях анонимности движению «Стоп цензуре!» они подробно рассказали, по какой схеме осуществляется вмешательство в редакционную политику. В частности, о деятельности редакционного «цензора» Михаила Батига и «дружбе» Алены Громницкой с региональными политиками.

 

Сам господин Батиг фукнции цензора отрицает, а госпожа Громницкая ситуацию в «Сегодня» не комментирует.

 

«Детектор медіа» надеется получить комментарий наблюдательного совета «Сегодня Мультимедиа» по поводу обнародованных фактов.

 

По словам источника «Стоп цензуре!» в газете «Сегодня», старт нынешним проблемам был положен в апреле этого года, когда газета опубликовала аэросъемку с вертолета усадьбы президента Виктора Януковича в «Межигорье». Тогда «возникла сильная напряженность у акционеров, видимо, с президентом Виктором Федоровичем, а главному редактору первый раз было сказано, что вопрос рассматривается очень серьезно и возможно увольнение», - говорит источник. Решение «полетать» над «Межигорьем» принимал лично главный редактор Игорь Гужва, хотя оно и было согласовано с генеральным директором Гильермо Шмиттом, который выделил средства из бюджета на аренду вертолета.

 

Как считают сотрудники «Сегодня», тогда их главного редактора Игоря Гужву вместе с командой решили заменить другими людьми. И первым шагом якобы стало назначение Алены Громницкой в июле этого года генеральным директором и шеф-редактором.

 

Еще до прихода госпожи Громницкой, в мае 2011 года, в газете появился человек, которого редакция называет цензором, - Михаил Батиг, бывший генеральный директор информационного агентства УНИАН.

 

По словам источника, Михаил Батиг является связующим звеном между «Сегодня» и Администрацией президента. Он сидит в редакции, но о какой-либо его официальной должности в «Сегодня» коллективу ничего не известно. По словам источников, руководству газеты объяснили, что господина Батига привела Екатерина Лапшина (глава набсовета «Сегодня Мультимедиа»), и ему якобы было дано указание не контактировать с журналистами.

 

Впервые о существовании «цензора» редакция узнала, когда господин Батиг вызвал к себе бывшего главного редактора сайта «Сегодня» Михаила Ганницкого и сказал ему, что с сайта нужно снять фотографию, которая не понравилась Анне Герман. Но обычно Михаил Батиг контактирует непосредственно с генеральным директором (ныне - с Аленой Громницкой, ранее - с предыдущим гендиректором Гильермо Шмиттом). «Журналистам его указания могут доходить только через главного редактора. То есть главному редактору их передает Гильермо Шмитт или Алена Громницкая, а он их должен выполнять», - говорит источник. При этом Михаил Батиг якобы имеет возможность через систему управления выпуском газеты видеть материалы до публикации.

 

 

 

 

Источник называет несколько примеров вмешательства господина Батига в редакционную политику. Например, из-за июльского репортажа Дмитрия Короткова из Польши, где он описывал, как польская пресса была занята визитом американского президента Барака Обамы, поэтому практически не заметила Виктора Януковича. На тот момент это было даже выгодно президенту на фоне негативного отношения к нему в связи с арестом Юлии Тимошенко. Но, по словам Михаила Батига, переданным редакции Гильермо Шмиттом, это было воспринято как оскорбление президента.

 

Тогда главный редактор отказался что-либо менять или снимать публикацию с сайта. «Гильермо это, видимо, передал Батигу. Батиг говорит: я с вами согласен, что это нормальная публикация, но мне приказали свыше. То есть, он, видимо, отсылает публикации наверх и там еще что-то с ними делают. Единственная фамилия, которая прозвучала, - это Анна Герман. Эту публикацию мы отстояли», - говорит источник.

 

В другом случае, говорит сотрудник «Сегодня», из газеты потребовали снять публикацию о том, как в одной из воинских частей на биллборде голову Виктора Ющенко заклеили головой Виктора Януковича. На замечание о том, что это невинная шутка, о которой написали все, главному редактору сказали: это приказ.

 

Описанные случаи происходили еще до прихода Алены Громницкой. После ее назначения, как свидетельствует источник, цензура в редакции не исчезла, а наоборот - усилилась. «Перемены начались буквально на четвертый-пятый день. Газета должна сдаваться в типографию в 18:30. В 19:00 поступил звонок от Громницкой: "Я остановила печать газеты", - рассказывает источник. - Это был номер на 23 июля. Там была статья по поводу того, что тратятся деньги на дачи Януковича в Крыму. Она (Громницкая. - ТК) потребовала убрать некоторые акценты и заменить везде "дачи Януковича" на "объекты ДУСи". Редактор сказал, что акценты убирать не будет, а "дачи Януковича" на "объекты ДУСи", в принципе, можно заменить. Но только в киевском номере. Громницкая ответила, что в таком случае номер не пойдет и чтобы Януковича там вообще не было».

 

Сотрудник «Сегодня» утверждает, что Алена Громницкая ездила в регионы к Геннадию Кернесу, Михаилу Цымбалюку, Алексею Костусеву и обещала с ними «дружить». «Официально это подавалось так, что мы должны тесно взаимодействовать с администрациями, мы сейчас мало с ними взаимодействуем, не получаем эксклюзива. И еще одно официальное послание: что они нам потом будут давать какую-то рекламу», - рассказывает сотрудник «Сегодня».

 

При этом, по его словам, реклама практически не появлялась, но скандалы из-за публикаций об Алексее Костусеве возникали постоянно. Дошло даже до требования Алены Громницкой уволить журналиста Олега Константинова из Одессы. Но главред выступил против увольнений.

 

Алена Громницкая якобы сразу после своего прихода задала редакции вопрос, мол, как у вас в газете дела с заказухой. На что ей ответили, что джинсы нет. И вскоре вышел бесплатный харьковский спецвыпуск «Сегодня» ко дню города, в котором на второй полосе безо всяких плашек о рекламе был опубликован рассказ Геннадия Кернеса о личных достижениях. А перед этим, сообщает сотрудник «Сегодня», господин Кернес отказал редакции в интервью, пояснив это тем, что уже договорился с госпожой Громницкой о формате.

 

Тем временем материалы, которые в газете выходили под рубрикой «реклама», начали появляться и на сайте «Сегодня», но без соответствующих пометок. Например, выступление Дмитрия Фирташа на съезде работодателей в газете вышло под плашкой «Официально», а на сайте - без плашки и в полном объеме.

 

«Директор по новым медиа Артем Лозинский подошел к своим сотрудникам и спросил, проходила ли эта публикация через рекламный отдел. Они сказали: нет. Эта публикация была размещена по прямому указанию директора по развитию Дмитрия Белянского, доверенного лица Громницкой. Он сейчас исполняющий обязанности редактора сайта. После этого вопроса Лозинскому, который уже написал заявление и должен был уволиться через две недели, сказали в течение двух часов покинуть помещение», - говорит источник.

 

«Потом появилась тема Натальи Королевской. Главному редактору было сказано через Алену Громницкую, что о Королевской либо хорошо, либо ничего, - рассказывает сотрудник «Сегодня». - Схема классическая везде. С этим мы дружим, поэтому о нем либо хорошо, либо ничего. На каком основании дружим, где контракты?».

 

 

Михаил Батиг: «Мне смешно слышать обвинения в насаждении цензуры от человека, который внедрил практику переписывания журналистских материалов. У нас журналисты иногда не узнавали свой текст после редактирования Гужвы»

 

Редакции объявили, что политика генерального директора согласована с наблюдательным советом, поэтому ею нужно руководствоваться. Но сотрудники «Сегодня» расценивают то, что происходит с газетой, однозначно: как цензуру. «Они хотят нас превратить в то же, во что превратили телеканалы», - считают они.

 

«Детектор медіа» обратилась за комментариями к Алене Громницкой и Михаилу Батигу - людям, которых сотрудники «Сегодня» обвиняют в цензуре. Госпожа Громницкая конфликт в редакции не комментирует. А Михаил Батиг подробно рассказал о том, чем он занимается в «Сегодня», отрицая функции цензора.

 

- Михаил, действительно ли вы выполняете функции цензора и имеете ли вы какое-то отношение к газете «Сегодня» непосредственно?

- Я являюсь советником генерального директора газеты «Сегодня». Но функции цензуры в моих обязанностях отсутствуют.

 

- А в чем тогда заключаются ваши обязанности?

- Я работаю в газете «Сегодня» с весны. Два года работал с Гильермо Шмиттом и консультировал его по вопросам развития, по вопросам контента, по вопросам связи с журналистскими организациями, в частности с Комиссией журналисткой этики, Союзом журналистов.

 

- Скажите, вы когда-нибудь принимали решение снимать материал в газете «Сегодня»?

- У меня нет таких полномочий. Я думаю, что Игорь Анатолиевич (Гужва. - ТК) решил, наверное, что я кандидат на его должность, и поэтому он решил так.

 

- Но источник «Стоп цензуре!» утверждает, что вы вызывали к себе журналистов и главного редактора сайта «Сегодня» и приказали убрать...

- У меня нет таких полномочий - отдавать приказы и снимать материалы. Если я вижу в газете глупость какую-то, то я могу об этом сказать Гужве, Шмитту, той же Громницкой,  если написано одно, а в действительности оно является другим. Когда в текстовке написано, что Виталий Кличко справа, а он на самом деле слева. Но назвать это цензурой! У меня нет полномочий. Такие полномочия имеет Гужва. Если он согласен с этим предложением, он его реализует, если не согласен, он оставляет так, как считает нужным. Это касается и текста, и фотографий.

 

Я ни разу не принимал решения, мол, «снимите материал с номера, он не может быть опубликован». Иногда, когда это, в частности, происходит и у меня на глазах, я могу сказать. Например, есть материал из Львова, интервью с новым губернатором, а в качестве иллюстрации используется фотография предыдущего губернатора - глупость, конечно, правда? Но может, просто человек не знает, как выглядят старый и новый губернаторы в лицо. И если я говорю, что это фотография предыдущего губернатора Горбаля, то ее могут убрать.

 

У меня не было ни разу конфликтных ситуаций. Да, я высказывал несколько раз критические замечания по содержанию газеты. Когда, например, идет материал о том, что на встречу к Луценко пришли и жена, и любовница, понимаете? Я считал, что слово «любовница» в этом контексте неуместно, в конце концов, надо взять это слово в кавычки, так и было сделано. Все поняли, что слово «любовница» надо взять в кавычки, потому что речь шла о психически больной женщине, которая пришла в суд и всем рассказывала, что она - любовница бывшего министра.

 

- Но источник в «Сегодня» утверждает, что вы, например, сказали снять фотографию по просьбе Анны Герман.

- Мне смешно слышать обвинения в насаждении цензуры от человека, который внедрил практику переписывания журналистских материалов. У нас журналисты иногда не узнавали свой текст после редактирования Гужвы. Газета «Сегодня» задумывалась как желтое издание. Так вот, Гужва - последний форпост этой желтой газеты. А я приверженец ответственной журналистики: ответственной перед читателем, перед судом и т. д. Я никогда ничего не цензурировал, вся моя биография об этом свидетельствует. Повторяю: я никогда не говорил что-то снять или поставить, у меня нет таких полномочий. Я мог указать на какие-то глупости, например, что фотография не соответствует тексту или заголовок не соответствует.

 

- То есть никакого политического подтекста в ваших рекомендациях нет?

- Политического контекста нет никакого, есть контекст исправить глупость, очевидную вещь, которую кто-то пропустил. Такое случалось, но не постоянно, а несколько раз за все время моей работы. Поэтому назвать это цензурой... Ну, извините меня, пусть он называет это цензурой, а мне кажется, что я подправлял проколы и ошибки журналиста и его начальника.

 

- Вы и сейчас находитесь в должности советника при господине Шмитте (член наблюдательного совета «Сегодня Мультимедиа»)?

- Да. Важнее для Гильермо было внедрить цивилизованные правила использования и публикации рекламы на страницах украинских газет. Он мониторил (и я выполнял эти указания) ряд изданий по поводу джинсы и по поводу использования непрямых рекламных рубрик для печатания рекламных материалов. Гильермо пытался в этом плане выработать цивилизованные и удобные для журналиста и рекламодателя правила: что есть рекламный материал и каковы должны быть его атрибуты. Если сказано в законе, что должна быть рубрика «Реклама», то должна быть рубрика «Реклама». Мы пытались установить контакты с Союзом журналистов, с законодателем, с Андреем Шевченко планировалось встреча, но, к сожалению, Гильермо ушел со своей должности.

 

- По словам источника «Стоп цензуре!», вы появились в «Сегодня» по указанию Екатерины Лапшиной. Прокомментируйте, пожалуйста, и это тоже. Каким образом вы попали на эту должность? Кто вас пригласил? Подписали ли вы контракт?

- Меня на работу приглашал Гильермо (Шмитт), мы встречались с ним, беседовали несколько часов. Его интересовали мои мировоззренческие взгляды, мой опыт. Я 10 лет работал руководителем УНИАНа, перед этим 9 лет редактировал газету, это был очень интересный период, конец 80-х годов. Поэтому мне кажется, что вот эти факторы были определяющими. Да, мне пришлось встречаться с Екатериной (Лапшиной), но я так понимаю, что это обязательная процедура, надо ознакомиться с высшими руководителями медиахолдинга. Но мне кажется, решение о моей работе принимала не Екатерина, а Гильермо Шмитт.

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
34021
Читайте також
18.01.2012 10:26
Юлия Рябчун, Валерий Калныш, «Коммерсантъ. Украина»
31 209
12.12.2011 12:07
Юлия Рябчун, «Коммерсантъ Украина»
26 390
12.12.2011 08:26
Христина Коновалова, для «Детектор медіа»
31 811
11.12.2011 13:24
Александр Сибирцев для «Украинская правда»
31 556
Коментарі
4
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Dali
4756 дн. тому
2HAVANA Бугага, вот особенно Соня Кошкина без манипуляций и вранья что-то будет делать. Не смешите)
HAVANA
4757 дн. тому
Все понятно, Гужва лепит горбатого, а Бузина борец за свободу слова - небось Лубченка подсиживает "поглаживая" мустафу. Борцы за бабло коллектив стращают, что беда без Гужвы ждет их страшная и все на шантаж берут СКМ. Ох проверит Изосимова все платежечки хотя б за 3-4 года...и ждет борцов участь невезучих. Да десятки редакторов типа Калныша, Кошкиной, Рахманина Блинова и т.д. газету без манипуляций и вранья делать будутFF
сверяйте факты
4757 дн. тому
"Например, из-за июльского репортажа Дмитрия Короткова из Польши, где он описывал, как польская пресса была занята визитом американского президента Барака Обамы, поэтому практически не заметила Виктора Януковича. На тот момент это было даже выгодно президенту на фоне негативного отношения к нему в связи с арестом Юлии Тимошенко" Тимошенко арестовали 5 августа, очень интересное пишете
BenHur
4757 дн. тому
ГЫ ТЕКСТ ТИПА - ДЕВКИ СПОРИЛИ НА ДАЧЕ У КОГО ...... ЛОХМАЧЕ ..... ОКАЗАЛОСЬ ШО ЛОХМАЧЕ У САМОГО..АХМЕТЫЧА :))
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду