Что бывает, если курить, пить и колоться
Текст впервые опубликован в журнале «Детектор медіа», №12 (70), декабрь, 2009 г.
Особенно с детства. Ведь сегодня мы платим за те годы. Стране в 2000-м было девять лет, журналистике - тоже. Зато люди из советских медиа были, еще какие были люди! Кто знает, к примеру, чем обязан «1+1» «Киевнаучфильму», тот спорить не будет. Но все-таки слишком много журналистов девять лет назад были совершенными детьми (и Скрыпин, и Шевченко, и уж тем более Лещенко). И понимание, что надо в жизни делать, у нас было довольно детским.
Вот за эту наивность и платим сейчас ‑ во-первых. Верили ведь, что надо, чтобы медиа стали бизнесом, и тогда все исправится. Модным было мнение, что независимости у телеканалов и газет нет, потому что нет денег. Вот научатся все зарабатывать, и тогда наступит свобода.
Оказалось, финансовый успех - это возможность, а не гарантия. И что он может развить, а может и растлить. Вот это - во-вторых. Мы схватывали самые вредные привычки. Выбирали самые легкие пути. Мы не строили, а подстраивались. (Не все, слава Богу: были Мостовая с Рахманиным, был Гонгадзе, был Джед Санден, и Наталье Лигачевой тоже респект за поведение в те времена. Но, все-таки, слишком многие подстраивались.)
В конце 1990-х ‑ начале 2000-х в медиа пришли крупные бизнесмены. Собственно в этот приход они и стали полноценными олигархами. И вот тогда, мне кажется, произошло зарождение отвратительной традиции, когда редактор - это не самый уважаемый профессионал с огромным опытом, не гуру для молодых и вожак для старожилов, а подловатый и трусоватый, зато с большой зарплатой, слуга хозяина.
Потом пришел Виктор Медведчук. Огонь он носом не пускал, журналистов и их детей не ел - нигде это не доказано, но слушаться его стали быстро и слишком многие. (Не все, снова-таки: привет Скрыпину, Шевченко и многим другим патриархам профсоюза. Однако многие медийщики были послушны.) Что только они ни делали. По этому поводу всем рекомендую очень точное, как по мне, замечание сподвижника Медведчука Василя Базива в интервью УНИАН уже потом, после Оранжевой революции: «Ганьба «темникарям»-гнобителям! А як із рабами, яких гнобили? Чому раб тоді, а не тепер, на найбільш проституйованому каналі не сказав: «Досить, я не хочу бути рабом!»?.. Ні, стадо покірно брело на бойню».
Конечно, детство и юность не были только паскудными. Были замечательные статьи, программы, издания. Росли журналисты, которыми профессия может гордиться. Была и встреча с прекрасным. Никогда я не видел настолько воодушевленных, осознающих свою миссию, рискующих многим ради общественных интересов журналистов, как тогда - в дни журналистской революции в 2004-м. К этим людям и вместе с ними пришла свобода. Только оказалось, что, научившись ее завоевывать, нужно учиться ее отстаивать. И этим, как мне кажется, мы теперь и занимаемся. С переменным успехом. С одной стороны, расцвело выдающееся, как оказалось, творение Гонгадзе - «Украинская правда». Катит по рельсам созданный Санденом по правильным американским чертежам «Корреспондент». И тот самый Скрыпин вместе с отцами профсоюза и возмужавшим Лещенко продолжают работать.
А есть и другие. Которые говорят: «Я за зарплату». У которых те же самые гнилые объяснения: «Я это не изменю», «На мое место придет другой человек», «Я стараюсь это делать гуманно». Впрочем, последнее объяснение принадлежит не только журналистам, оправдывающим свое безволие. Эту фразу сказал командир айнзатцгруппы D, на которую возлагают ответственность за смерть 100 тысяч людей, в основном в Крыму. Он произнес эти слова во время Нюрнбергского процесса. Привожу их не для того, чтобы судить. Для того чтобы мы все, особенно начинающие, понимали, к чему приводит подобная логика.
Судить же - неэффективно. Да и каких других детей могла родить профессия, где редакторы перерождались в слуг, где команде одного подчинялись сотни, и которая только учится отстаивать свою свободу. К тому же у этой профессии, как и у любого человека, всегда есть возможность бросить сигарету, бутылку и шприц и... начать новую жизнь. Тем более что многие это сделали 10 лет назад. Загляните в УП, «Корреспондент» и другие успешные проекты начала 2000-х.
Егор Соболев, руководитель Бюро журналистских расследований «Свідомо»
Фото - www.liga.net