Гольф в сосновом бору
В большой карете, управляемой одетым с иголочки кучером, едет олигарх. Безлошадная повозка несется по устланной брусчаткой дороге. Олигарх едет в храм.
Православие. Иконопочитание. Коленопреклонение.
Сусальное золото, снятое оператором с нижней точки, отражает величие момента.
Нет, это не сюжет программы «Вести» с Дмитрием Медведевым, поздравляющим народ с яблочным, медовым или каким-либо другим сладким Спасом.
Это канал Discovery, серия «Самые богатые люди мира». В главной роли ‑ депутат и бывший разведчик Александр Лебедев, владелец акций Аэрофлота, Газпрома и еще небольшого финучреждения, прозванного банкирской братией «КГБ-банком».
Я застыл у телевизора с вилкой в руке. Лихорадочно пытаюсь сообразить, кто здесь Рабинович. Сусальное золото и лик новоиспеченного мецената в сочетании с лого любимого канала вызвали шок, сравнимый с наблюдением акта супружеской измены.
Да, из года в год в нашем эфире к одним и тем же мощам прикладываются все новые и новые постылые губы. А тут вдруг - буржуи! «И ты, Брут, продался большевикам!»
Но чем дальше я смотрю в экран, тем легче становится на душе. Такой миленький у них получается олигарх, такой хороший у него дом и так часто он приговаривает: «Не нужен мне такой большой. Я могу и в одной комнате жить!»
Рядом сосновый бор, в котором стоит его особняк, а уже в следующем кадре ‑ монах с большим крестом, деловито шагающий мимо лебедевского аспидно-черного мерседеса. Почитание традиций, поди...
И тут же, вслед за этим сюжетом, портрет британского миллионера. Новый герой ‑ Джереми Пакстон ‑ не носит официальных костюмов, обожает серфинг и зарабатывает на жизнь постройкой домов с системой солнечных батарей. Водителя у него нет, в командировки летает на собственном суперманевренном биплане. За штурвалом все тот же заморский гусь.
Сразу видно: вот он, Джереми Пакстон ‑ человек, который изменит мир.
И ты снова улыбаешься, на этот раз снисходительно, вспоминая предыдущего героя, твердившего: «Если бы не побывал в Лондоне в бытность мою секретным агентом ‑ не стал бы теперь тем, кто я есть».
Бедняга Лебедев... Понимал ли он, как смешон человек, играющий в гольф в сосновом бору?
Хорош и другой персонаж фильма ‑ наш бывший соотечественник Эд Шифрин, совладелец «Запорожстали», манерами и стилем одежды имитирующий даже не агента 007, а гангстера времен сухого закона.
Мода... Как же поздно доходят до нас новые тренды!
Почти сто лет назад другой британец, Редьярд Киплинг, писал: «Постараемся понять, что русский ‑ очаровательный человек, пока он остается в своей сорочке. Как представитель Востока он обаятелен. Но когда он настаивает на том, чтобы на него смотрели, как на представителя самого восточного из западных народов, а не как на представителя самого западного из восточных ‑ он становится этнической аномалией, с которой чрезвычайно трудно иметь дело».
И пусть с пеной у рта какой-нибудь евразиец или, чего доброго, украиноцентрист доказывает, что именно в российском сосновом бору или в поймах украинского Днепра зародилась европейская цивилизация.
Вырубая свой бор под поле для гольфа, увлекаясь бездарным перепевом наскоро написанной западными политтехнологами оперы буфф и от скуки забросив выращивание некогда лучших в Европе беконных поросят, мы напоминаем карикатурных майнридовских негров с картонными гильзами вместо сережек.
Размышляя над всем этим, я доедал изысканнейший завтрак ‑ спагетти карбонара собственного приготовления. Кроме сливочного масла, на моем столе сегодня нет ни одного продукта made in Ukraine.
Мы, крупнейшие экспортеры стали, женщин и других бесценных природных богатств, остаемся неспособными к малейшим инновациям. Мы создаем условия для дешевого импорта всего, кроме единственного по-настоящему ценного ‑ свежих и вкусных идей!
Алексей Бобровников, студия «07 продакшн»