«Жизнь на Марсе»: попадание в десятку
«ТК» предлагает своим читателям, измученным не по нашей вине возникшими проблемами с запуском новой версии сайта, бонус. С нынешнего дня на наших страницах появится новый интересный автор – Лилия Побережская, много лет живущая в Лондоне. Авторские колонки Лилии будут посвящены тенденциям в британском и не только телевидении, ярким событиям в мировом информационном пространстве, новым технологиям, самым интересным проектам, новым именам, возможно, зрительским реакциям жителей западных стран…
«ТК» надеется привлечь к сотрудничеству авторов, живущих и в других странах, – для расширения контекста наших публикаций об украинских медиа. Нам кажется это очень важным и интересным: помогать себе и читателям ощущать украинские СМИ частичкой мировых, преодолевая таким образом так часто присущий нам провинциализм, прежде всего – провинциализм мышления. Кстати, всем потенциальным авторам, читающим нас из-за рубежа, мы делаем предложение: если вам кажется, что вам есть чем поделиться с читателями «ТК», наблюдения за жизнью медиа страны вашего проживания ярки и системны – милости просим в наши авторы.
«Меня зовут Сэм Тайлер. Я попал в аварию и очнулся в 1973 году. Я сошел с ума, впал в кому или попал в прошлое?».
С этих слов на фоне пульсирующей музыки начиналась заставка художественного телесериала «Life on Mars» («Жизнь на Марсе») на канале Би-Би-Си 1. Сериал стал хитом двух прошедших телесезонов; есть подозрение, что его сиквел станет гвоздем сезона следующего, поэтому мне и захотелось о нем рассказать. Но сначала – небольшое отступление.
Би-Би-Си, в отличие от коммерческих каналов, должна производить программы, рассчитанные на взыскательные вкусы зрителей из категорий А и B (с высоким уровнем образования и дохода). Но с другой стороны, если Би-Би-Си не будет удовлетворять потребности зрителей из категорий C и D (с не такими высокими интеллектуальными запросами), которых в любой стране мира большинство, ей будет крайне трудно оправдать свое финансирование через абонентскую плату за владение телевизором, которая взимается как с гнилой интеллигенции, так и с рабочего класса.
Попытки Би-Би-Си угодить такой разномастной аудитории иногда напоминают упряжку с конем и трепетной ланью: критики и интеллигенция жалуются, что корпорация стала слишком потакать невзыскательным вкусам (‘dumbing down’), а зрители из категорий С и D нередко переключают телевизор на откровенно популисткие каналы с бесконечными риэлити-шоу.
Сериал «Жизнь на Марсе» – редкое попадание в десятку: он получил и высокие рейтинги среди всех категорий зрителей, и единодушный «одобрямс» зубастых британских телекритиков. Первая часть сериала получила несколько престижных международных премий, в том числе Emmy в номинации «лучший художественный телесеріал» (Best Drama Series). У второй части, которая транслировалась в первой половине этого года, в смысле премий все еще впереди.
Главный герой сериала – наш современник, из 21-го века. Молодой перспективный инспектор манчестерской полиции Сэм Тайлер (актер Джон Симм) ясноглаз, круглолиц, порядочен, политкорректен и чем-то напоминает положительного героя советских фильмов (по контрасту с Раскольниковым, которого Джон Симм недавно сыграл на британском телевидении).
Все начинается с того, что Сэма сбивает машина. Он теряет сознание и приходит в себя в своем же родном Манчестере, но в 1973 году. Конечно, прием путешествия во времени, не нов – его многократно использовали и в кино, и в литературе. Но сценаристы «Жизни на Марсе» нашли свежий поворот: они перенесли своего героя не на сто или двести лет назад, а в совсем не далекое прошлое. Несмотря на это, у Сэма Тайлера такое впечатление, что из века мобильных телефонов, интернета и политкорректности он попал на другую планету.
Это впечатление еще более усиливается, когда Сэм знакомится с «марсіанами» из своего отделения полиции - во главе со старшим инспектором Джином Хантом (его играет замечательный характерный актер Филипп Гленистер). И дело не только в том, что у сыщиков начала 70-х вместо компьютеров на каждом столе пара телефонов на всю команду. Инспектор Хант – типичный «мачо»: он не стесняется в выражениях, не церемонится с женщинам и разного рода меньшинствами и считает, что в деле борьбы с преступностью все средства хороши, включая применение силы и угроз для выбивания показаний из подозреваемых и свидетелей. В то же время пришелец из 21 века Сэм Тайлер твердо убежден в том, что закон можно охранять исключительно правовыми методами, иначе блюстители закона мало чем будут отличаться от его нарушителей. Хант и Тайлер – продукты разных времен, но по воле авторов сериала им приходится работать в одной упряжке: после неудачной попытки Сэма объяснить, что он забрел в отделение полиции из будущего, ему не остается ничего другого, кроме как расследовать преступления под началом инспектора Ханта.
Взаимодействие между героями из разных времен становится источником самых разнообразных комических и драматических коллизий и заставляет зрителей задуматься о том, насколько их общество изменилось за последние тридцать лет. Трение между Сэмом и его крутым, но, тем не менее, симпатичным боссом подчас настолько велико, что искры летят, но авторы избегают заштампованного противопоставления по типу «злой-добрый следователь»: Тайлер – дитя своего времени, Хант – своего, и у каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. Сэм Тайлер вооружен последними достижениями криминалистики и, как гость из будущего, «задним умом крепок», в то время как Хант обладает сильной интуицией и гораздо лучше Сэма понимает психологию своих «братьев по времени». Но с даром предвидения у Джина Ханта явные проблемы: в характерной для себя манере выражаться он утверждает, к большому удовольствию телезрителей, что «пока у меня есть дырка в ж..е, женщине в этой стране премьер-министром не бывать!».
Зрительскую популярность «Жизни на Марсе» можно объяснить не только оригинальной концепцией, остроумным сценарием и прекрасным актерским ансамблем, но и тем, что сериал сделан на стыке нескольких жанров: комедии, драмы, детектива и фантастики. Героям фильма не один раз приходится делать сложный моральный выбор; во время своего путешествия в прошлое Сэм Тайлер встречает свою помолодевшую на 30 лет мать и и узнает шокирующую правду об отце. Но как только чувства начинают зашкаливать, авторы фильма призывают на помощь иронию и юмор – испытанное английское средство по борьбе с очень непопулярной в этой стране сентиментальностью.
Зрители, которым перевалило за 40, получили огромное удовольствие от ретро-элемента «Жизни на Марсе»: в фильме достоверно воссозданы бытовые детали того времени, от марок машин до джинсов-клеш и усов с пышными бакенбардами. Приступы сладкой ностальгии вызвал и саундтрэк фильма: в нем часто звучит песня Дэвида Боуи 1971 года «Жизнь на Марсе», которая, собственно, и дала телесериалу название с ироническим подтекстом.
Не последним фактором успеха стал сложный, лихо закрученный сюжет: помимо того, что в каждом эпизоде сериала расследуется отдельное преступление, зрители ждут разгадки главной тайны: что же происходит на самом деле с Сэмом, и вернется ли он в 21 век? На протяжении всех 16 серий Сэм периодически слышит знакомые и незнакомые голоса из его «первуй» жизни – по телефону, по радио и даже по телевизору. Желание узнать, чем все это кончится, было настолько велико, что последнюю серию «Жизни на Марсе» 10 апреля 2007 года смотрели 28% всей телевизионной аудитории этого дня – при том, что по другому наземному каналу - ITV1 - в это же время транслировался матч Кубка европейских чемпионов.
Не буду выдавать концовку «Жизни на Марсе»: вдруг его покажут по украинским каналам. Скажу лишь, что в сиквеле сериала под названием Ashes to Ashes («Прах к праху», тоже песня Дэвида Боуи), который Би-Би-Си покажет в январе 2008 года, место Сэма Тайлера займет другой невольный путешественник во времени, а точнее путешественница – старший инспектор Скотланд-Ярда и представительница слабого, с точки зрения Джина Ханта, пола. В печать просочились сведения, что действие сиквела будет происходить в 1981 году в Лондоне, и что по сценарию Джин Хант начнет испытывать к коллеге из будущего не вполне уставные чувства. Кстати, вопреки прогнозам самоуверенного манчестерского детектива, премьер-министром Великобритании к тому времени станет женщина...
Справка «ТК»
Лилия Побережская родилась в 1955 году в Киеве. Закончила романо-германский факультет КГУ. В до-британской жизни – преподаватель английского на 2-х киевских курсах иностранных языков. С 1992 года проживает в Лондоне, но по работе часто бывает в Украине. 10 лет работала продюсером и старшим продюсером Marshall Plan of the Mind Всемирной службы Би-Би-Си. Сейчас работает медиаконсультантом в фирме Media Players International. Много ездит по свету. Хобби: политика, классическая музыка, Гарри Поттер.