«Тайна гибели «Ромео»: о фильме Леонида Канфера без эмоций

«Тайна гибели «Ромео»: о фильме Леонида Канфера без эмоций

11 Січня 2021
6516
11 Січня 2021
12:00

«Тайна гибели «Ромео»: о фильме Леонида Канфера без эмоций

Дмитро Золотухін
Медіаексперт, виконавчий директор громадської організації «Інститут постінформаційного суспільства»
6516
Документальный фильм Леонида Канфера сделан профессионально и очень качественно. Но с нарративом, который он предлагает, я согласиться не могу.
«Тайна гибели «Ромео»: о фильме Леонида Канфера без эмоций
«Тайна гибели «Ромео»: о фильме Леонида Канфера без эмоций

«Центр документального кино» Леонида Канфера целый год снимал документальный фильм о расследовании катастрофы украинского боинга авиакомпании МАУ в Тегеране «Тайна гибели «Ромео». На ютубе фильм вышел 8 января 2021 года. До официальной публикации прошло несколько закрытых показов, один из которых посетил Алексей Носов — партнер, принадлежащей Маси Найему, юридической компании «Миллер». Он поделился своими выводами о фильме на фейсбуке. «Самолёт сбили умышленно. С целью деэскалации конфликта на Ближнем Востоке», — пишет Алексей Носов.

С моей точки зрения, такой вывод является не только преждевременным, но и опасным, поэтому я решил поделиться своими мыслями о расследованиях катастрофы, в продолжении анализа, который опубликовал год назад.

В самом начале фильма Леонид Канфер задает вопросы, на которые нужно получить ответ. Был ли сбит самолет случайно или преднамеренно? И, если преднамеренно, то кто является виновником этого преступления? Иранская сторона не способствует в получении ответов. Я попытаюсь безэмоционально проанализировать факты, на которые обратил внимание и Леонид Канфер.

Что такое NOTAM? И почему его не было?

Иран планировал ракетные атаки против военных баз США, размещенных в Ираке, и не выпустил никаких предупреждений для обеспечения безопасности полетов. Эти предупреждения называются NOTAM (NOtice To AirMen) — извещение летному составу, которое рассылается средствами связи и сообщает о любых явлениях или условиях, могущих повлиять на аэронавигацию.

Такие извещения осуществляются официальными органами, которые отвечают за безопасность полетов в каждой стране. Информация о возможных помехах в процессе аэронавигации может прийти в такие официальные органы от министерства обороны этой страны. Так, например, Российская Федерация периодически, в нарушение международных норм, закрывает аэронавигацию над Крымом и частью акватории Черного моря в связи с какими-нибудь стрельбами и учебными пусками крылатых ракет.

Конечно, такое сообщение о боевом ракетном ударе неизбежно раскроет секретные данные о времени и направлении удара. Поэтому при таких действиях закрывается вообще все воздушное пространство страны. Однако не в случае катастрофы в небе над Тегераном.

Ведь, насколько нам известно (и об этом было упомянуто в фильме Леонида Канфера), иракская и американская сторона были осведомлены о точном времени и целях пусков ракет по военным базам США в Ираке. Именно поэтому в своем обращении к нации Дональд Трамп сказал, что США не потеряли ни одного военнослужащего, так как они были заранее эвакуированы из мест, которые были потенциальными целями ударов «Корпуса Стражей Исламской Революции» (КСИР).

Историк Леонид Млечин комментирует в фильме операцию американских вооруженных сил по ликвидации Касема Сулеймани, командующего спецподразделением «Аль-Кудс» в составе КСИР, которое проводило спецоперации за пределами Ирана.

По его словам, по прилету в аэропорт Багдада на частном самолете сирийской авиакомпании Сулеймани сел в автомобиль. В это время американский беспилотник в небе над аэропортом Багдада уже был готов к удару. Сулеймани включил мобильник и, таким образом подтвердив своё местоположение, дал возможность руководителям американской операции «нажать на курок». Беспилотник выпустил ракету и Сулеймани был убит. Кроме него погибло пять граждан Ирака и четыре гражданина Ирана, все военные.

Авторы фильма объясняют мотивы, побудившие Дональда Трампа пойти на публичную ликвидацию «террориста», среди которых упоминают и месть за нападение на посольство США в Багдаде 31 декабря 2019 года, в котором Дональд Трамп обвинил иранскую сторону и организацию «Катаиб Хизбалла».

Однако причиной протестов, вылившихся в нападение на посольство, стали ракетные удары по базам «Катаиб Хизбалла» в Ираке и Сирии после того, как 27 декабря 2019 года боевики этой организации атаковали американскую военную базу в Ираке, в результате которой погиб один американский гражданский подрядчик, а несколько военнослужащих США получили ранения. По имеющимся данным, «Катаиб Хизбалла» действовала при поддержке КСИР.

Кроме того, Трамп утверждал, что существует достоверная развединформация о том, что Сулеймани якобы готовит нападения на еще четыре американские посольства в регионе, однако даже госсекретарь по вопросам обороны США Марк Эспер в эфире телеканала CNN уклонился от прямого требования подтвердить, что такие разведданные реально существовали. По его словам, такая информация могла быть предоставлена другими членами сектора нацбезопасности и обороны США. Но главное, что Трамп в них верит, сказал Эспер.

По словам Леонида Млечина, Сулеймани «финансировал, готовил, снабжал оружием и давал указания военизированным формированиям на территории других государств воевать против собственных правительств».

В целом, это то же самое, что делают Дмитрий «Вагнер» Уткин и Евгений Пригожин, управляющие ЧВК «Вагнера», которые убили сотни украинцев. Означает ли это, что Украина, теоретически, может нанести точечный ракетный удар по Домодедово или Шереметьево, либо, например, по Минскому международному аэропорту, чтобы отомстить этим людям за гибель украинских граждан? Риторический вопрос.

Фильм Леонида Канфера выдвигает предположение о том, что КСИР — это настолько сильная организация, что обладает собственными силами противовоздушной обороны (ПВО), которые могут быть вообще никак не связаны с официальными органами государства Иран и не подчиняться официальному министерству обороны.

Эту версию подтверждает в фильме и журналист Юрий Бутусов, который говорит, что координация в сфере обеспечения безопасности воздушного пространства между КСИР и официальными органами Ирана отсутствует.

Однако ещё 7 января 2020 года иранское информационное агентство Fars процитировало слова секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани о том, что Иран подготовил «13 вариантов мести США за убийство генерала иранского спецподразделения "Аль-Кудс" КСИР Касема Сулеймани». А парламент Ирана единогласно поддержал законопроект о признании «Пентагона» террористической организацией.

Тем не менее, закадровый голос в фильме Леонида Канфера говорит о том, что «регулярная армия Ирана была не в курсе ракетного удара» по американским базам.

По сообщению иранского телеканала Press TV, в 01:30 ночи по тегеранскому времени с 7 на 8 января 2020 года, в рамках операции «Мученик Сулеймани» иранские вооруженные силы выпустили около 10 ракет класса земля — земля по базе Эйн-аль-Асад на Западе Ирака и базе в Эрбиль, где расположен военный контингент армии США. Второй волной удара было выпущено около 5 ракет по базе США Кемп-Кук. На самом деле разные источники говорят о разном количестве выпущенных ракет и о разных целях. Так что вся эта информация требует перепроверки.

После ракетного удара американская Федеральная авиационная администрация (FAA) издала свой международный NOTAM о запрете американским авиакомпаниям летать над регионом. Об этом запрете тут же написали открытые сервисы, такие как Flightradar.

Мне удалось найти текст этого NOTAM, на котором стоит время публикации — 00:07 8 января 2020 года. По международным правилам все уведомления NOTAM выходят по времени UTC. То есть, в Тегеране в этот момент было 03:37 утра 8 января.

Украинский рейс PS752, тот самый «Ромео» (из-за бортового номера — UR-PSR «Papa Sierra Romeo»), взлетел в 6:12 по местному времени. То есть, на три часа позже запрета.

Каким был мотив преступления?

По словам создателей фильма, «сохранить лицо и избежать новых атак США Тегерану поможет удивительным образом украинский самолет». Такой вывод авторы делают на основе слов разных экспертов о том, что Иран бы ни в коем случае не пошел на прямую конфронтацию с США, а пуск ракет по военным базам был лишь красивым театральным представлением для внутренней аудитории.

Причем осуществлена атака была таким образом, чтобы не навредить ни одному американцу. Ведь информация о целях и времени удара заранее была передана через иракскую сторону. В футболе такое называется «договорной матч вничью». А на языке политтехнологов — «маленькая победоносная война».

Александр Рувин, директор Киевского НИИ судебных экспертиз, и Андрей Василенко, вице-президент МАУ по управлению качеством и безопасностью полетов, которые комментировали катастрофу для документального фильма, говорят, что тегеранские власти любыми способами скрывали как информацию о самом происшествии, так и улики.

Например, Василенко говорит о том, что среди обломков самолета не было нижних деталей обшивки фюзеляжа, куда, по всей вероятности, могла направить ракету головка наведения. А Рувин говорит о том, что его внимание привлекло отсутствие сидений, в мягкой обивке которых часто застревают части поражающих элементов боеголовки ракеты.

Российский военный обозреватель Павел Фельгенгауэр (биолог по первому образованию), который писал для российских «Московского комсомольца» и «Новой газеты», говорит, что размещение системы ПВО вблизи гражданского аэропорта — это «тотальное безумие».

Кроме того, что комментарии дипломированного биолога странно выглядят в документальном фильме о ракетной атаке по самолету, можно поспорить и с логикой Фельгенгауэра. Ведь Сулеймани был убит ракетной атакой дрона именно в международном гражданском аэропорту. И вот это я бы и сам назвал «тотальным безумием». Ведь именно гражданский объект стал целью американской атаки. А вот действия тех, кто ставил зенитно-ракетный комплекс «ТОР-М1», сбивший украинский боинг в Тегеране, после атаки в багдадском аэропорту — выглядят логично и целенаправленно. В том числе в случае, если они изначально планировали стрелять по гражданскому самолету.

Далее заместитель министра иностранных дел Украины Евгений Енин говорит о том, что иранская сторона просто не прилетела на первый раунд переговоров по расследованию катастрофы и возмещению ущерба, уже после того, как Иран официально признал ответственность за катастрофу.

8 января 2021 года Евгений Енин написал у себя на фейсбуке, что уже есть финальный отчет о техническом расследовании, уголовное расследование почти завершено, а сумма компенсации родственникам жертв оглашена. Однако ни украинская, ни канадская сторона, которые так и не были допущены к расследованию, не удовлетворены положением дел.

Заместитель генерального прокурора Гюндуз Мамедов, комментируя вопросы авторов фильма, сообщил, что генпрокуратура обладает некими материалами, которые опровергают то, что говорит иранская сторона. То есть фактически он обвинил иранцев во лжи.

Военный летчик-инструктор в отставке Валерий Брагинец и другие эксперты фильма Леонида Канфера убеждают зрителя в том, что люди, которые сидели за пультом ракетной установки «ТОР-М1», могли отличить пассажирский боинг от боевой цели противника. Брагинец выразил стопроцентную уверенность, что операторы «ТОР-М1» точно знали, что стреляли по пассажирскому самолету.

Кто и как отдал команду на запуск ракет по боингу?

Авторы фильма предполагают, украинский боинг задержали на взлетной полосе на 17 минут именно потому, что гражданские диспетчеры ожидали разрешения на взлет от своих военных коллег. На основании этого делается вывод о том, что представители КСИР точно знали, что в данный конкретный момент с аэродрома в Тегеране взлетает пассажирский украинский борт.

Однако эта аргументация не сходится с уже сделанным предположением о том, что силы КСИР (в том числе, возможно, ПВО) никак не координируют свои действия с официальными вооруженными силами Ирана. Даже если официальные представители армии Ирана и получали от диспетчеров тегеранского аэропорта некую информацию, то как она могла попасть в КСИР, если авторы устами Юрия Бутусова предполагают, что КСИР осуществляет свои операции без взаимодействия с официальными органами? Что-то не сходится…

В дополнение ко всему авторы фильма зачем-то сравнивают размеры пассажирского боинга с размерами американских ракет «Томагавк». Видимо, таким образом авторы хотели показать, что операторы ЗРК «ТОР-М1» не могли не видеть, что на радаре гражданский самолет.

«Томагавки» — это крылатые ракеты морского базирования. Их носителями преимущественно являются надводные и подводные корабли. Ближайшие водоемы, где могут теоретически оказаться «Томагавки», — это Каспийское море, которое находится преимущественно под контролем России и куда морские суда США никогда не попадали. А также Персидский залив, в котором такого надводного и подводного добра действительно «навалом», но находится оно на удалении приблизительно 1‒1,5 тысячи километров от Тегерана.

А вот до американской базы ударных беспилотников в Али Аль-Салеме (Кувейт) — всего 700 километров. И размеры некоторых ударных беспилотников вполне сравнимы с размерами гражданских бортов. Таким образом, мне кажется, авторы фильма не всегда задавали экспертам вопросы, обоснованные логикой.

Что стало со второй ракетой?

11 января 2020 года, после того, как сразу несколько стран, но не Украина, заявили, что причиной катастрофы стала ракетная атака, КСИР взял на себя ответственность за случившееся. Иранская сторона подтвердила, что по боингу были выпущены две ракеты из ЗРК «ТОР-М1».

За день до этого, 10 января 2020 года, в медиа появилась информация о тактико-технических возможностях ЗРК «ТОР-М1». Так, например, экс-заместитель министра обороны Украины, командующий войск ПВО ВС Украины в 1996‒2000 годах Алексей Стеценко, в комментарии «Укринформу» сообщил, что во время запуска может быть запущено сразу две ракеты с промежутком 2‒4 секунды.

Таким образом, можно выдвинуть три версии:

  1. Вторая ракета могла быть запущена по той же цели, не дожидаясь попадания первой, то есть автоматически. И промазать.
  2. Вторая ракета могла сознательно быть запущена после того, как стало понятно, что первая не попала, и попасть в цель.
  3. Вторая ракета могла быть запущена после того, как попадание было подтверждено, чтобы гарантированно уничтожить самолет.

Так или иначе, а судьба второй ракеты частично может быть объяснением появления и распространения в сети фотографий, на которых якобы была изображена боевая часть ракеты «ТОР-М1». Это может означать, что одна из ракет не попала в самолет и разрушилась либо самоликвидировалась.

Эти фотографии стали настоящим взрывом в медиа в первые сутки после катастрофы. Совершенно бессмысленно утверждать, что боеголовка ракеты могла быть найдена и сфотографирована на земле после того, как она попала в самолет и уничтожила его.

 

И тем не менее, ответов на вопросы — откуда взялись фотографии, которые облетели весь мир — так и не нашлось. Большая часть медиа, разместивших фотографии, ссылаются на твиттер-аккаунт ирано-американского активиста Ашкана Мохамеда, который живет в Сан-Хосе (Калифорния). О своей жизни в Калифорнии он рассказывает на своей фейсбук-странице и на своем сайте.

Иными словами, либо он скачал фотографии из какого-то другого источника, либо кто-то их ему переслал, так как сам он сделать и выложить их не мог. И в том, и в другом случае их происхождение может иметь, в первую очередь, манипулятивный характер. И, на мой взгляд, этот вопрос должен быть одним из самых главных в расследовании, но он, к большому сожалению, в документальном фильме вообще не поднимается.

Что не так с главным месседжем фильма?

Политический обозреватель Илья Куса предлагает авторам и зрителям фильма свою версию о мотивах преступления. По его словам, самолет был сбит с целью «деэскалации» военно-политической напряженности с США. Якобы трагедия с самолетом была предназначена для того, чтобы все немного забыли о том, что на носу полномасштабная ирано-американская война.

По моему глубокому убеждению, такое утверждение является не только абсолютно несостоятельным, но и, более того, чрезвычайно вредным для установления истины в этом деле. Ведь таким образом продвигается нарратив о том, что 176 человек и украинский самолет были принесены в жертву, чтобы не началась война, — по сути, как бы чудовищно это ни звучало, миру предлагается версия о том, что случилось «меньшее зло». Это все равно, что утверждать, что Кремль сбил MH17, чтобы отвлечь всех от аннексии Крыма и обстрелов ВСУ с помощью РСЗО с российской территории.

Даже если на секунду представить, что Иран хотел сбить самолет, чтобы отвлечь всех другим преступлением, то, как бы там ни было, это некое политическое действие. А любое политическое действие должно сопровождаться некими заявлениями и фактами, которые должны отражаться в медиа.

Однако ничего подобного с иранской стороны не последовало. Они, как и прежде, декларируют «джихад» по отношению к Вашингтону. Вместо этого, чрезвычайно активная медийно-политическая деятельность была развернута российской стороной.

В утро трагедии, 8 января 2020 года, практически с первых часов я неотрывно читал сотни сообщений в десятках российских телеграмм-каналов и других источников, многие из которых, предположительно, контролируются российскими спецслужбами (в том числе ГРУ МО РФ).

Когда украинское посольство в Тегеране предпочло согласиться с официальной версией иранских властей о технических неисправностях, российские пропагандистские источники уже стали раскручивать версию поражения самолета ракетой ЗРК. При этом было много аргументов о том, что это якобы Вашингтон уничтожил самолет для создания «сакральной жертвы» с целью продолжить конфликт.

К сожалению, я не читаю на фарси и не очень разбираюсь в ситуации на Востоке. Однако мне абсолютно понятно, что спецслужбы Кремля сделали максимум для того, чтобы сразу убедить всех, что боинг был сбит. А также в том, что за крушением самолета должны последовать какие-то санкции, а еще лучше — продолжение конфликта.

Таким образом, я считаю, катастрофа была умышленной. Она могла быть организована не для деэскалации, а, наоборот, для того, чтобы не дать конфликту угаснуть, после того как Дональд Трамп обратился к нации с победной речью об окончании своей «маленькой победоносной войны».

Документальный фильм Леонида Канфера, безусловно, сделан профессионально и очень качественно. Но с нарративом, который он предлагает, я согласиться не могу. Мне могут предъявить желание везде «видеть уши российских спецслужб». Однако правда и то, что объективной информации о реальном уровне сотрудничества между ГРУ России и КСИР нет не только в открытых источниках, но и, скорее всего, к сожалению, у украинских спецслужб.

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
6516
Читайте також
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду