Опасные гастроли «Ревизора» на карантине
Нынешний карантин из-за пандемии коронавируса затронул всех. Люди теряют работу, бизнес, психическое равновесие и здравый смысл. Если в самом начале еще могло показаться, что для кого-то вся эта история пройдет по касательной, и какие-нибудь айтишники, копирайтеры и таксисты толком и не заметят перемен, а доставщики и вовсе озолотятся, то теперь совершенно ясно: нет, досталось всем. Вот и украинские телевизионщики столкнулись с проблемой, что реальность далека от давнего наивного пророчества, что «не будет ничего: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет – одно сплошное телевидение». Нет, телевидение тоже попало под удар. Производство нового контента во многих случаях стало физически невозможным, проекты заморозили, сотрудников телеканалов массово отправили в неоплачиваемые отпуска. Перспективы у каналов наметились довольно печальные: чем заполнять эфирные сетки после производственного простоя в несколько месяцев – задачка со звездочкой.
В связи с этим, сам факт того, что Новый канал запустил 16 апреля свежий, с поправкой на суровую реальность, сезон проекта «Ревизор. Карантин» – это хороший знак, обнадеживающий. Как минимум, его выход говорит нам о том, что адаптивные механизмы запустились не только у новостийщиков, но и у производителей развлекательного контента. А, значит, что бы ни сулил нам завтрашний день, мы научимся потихоньку выкручиваться.
Какие бы минусы мы не обнаружили в карантинном «Ревизоре», сразу подчеркнем, что самому факту его появления мы можем только порадоваться. Даже если прокрадется мысль: «А не решили ли создатели шоу инспекций просто хорошенько хайпануть на теме?». Пусть хайпуют – ради выживания. Главное, чтобы не в ущерб зрителям.
На вопросе пользы/вреда для зрителей стоит остановиться подробнее, поскольку в сложившейся ситуации тема информационной гигиены и контроля эмоций как никогда актуальна.
Авторы «Ревизора. Карантин» подтянули формат под запросы времени. Если раньше ведущая Юлия Панкова (как и все ведущие, которые были до нее) проверяла заведения на предмет качества обслуживания, порядка на кухнях, соблюдения общепринятых санитарных норм, то теперь ее внимание сконцентрировано на правилах безопасности во время карантина. И хоть она по-прежнему заглядывает в холодильники, ищет следы мышиного помета за кухонными шкафами и проверяет качество масла во фритюрнице, львиная доля эфирного времени все-таки посвящена тому, надеты ли на всех сотрудниках маски и респираторы, если да – то правильно ли надеты, измеряют ли на входе температуру, дезинфицируют ли помещение по графику и каким именно средством это делают. Именно этого и хотели поклонники программы, которые, если верить закадровому голосу, буквально засыпали редакцию просьбами проверить заведения и магазины – безопасно ли заказывать еду онлайн, нет ли риска подхватить коронавирус, отправляясь в супермаркет.
И тут мы сталкиваемся с первой проблемой. Дело в том, что информация насчет необходимых и целесообразных мер предосторожности на карантине уже успела обрасти мифами, легендами и ужастиками. Ели верить всему, что пишут в сети специалисты всех сортов и мастей, то можно легко поверить в то, что дезинфектором нужно чуть ли не горло полоскать после каждого вдоха. К сожалению, украинцы оказались на информационном секонд-хенде: масса разных сведений, пройдя через третьи руки, беспорядочно свалены в общую кучу – и попробуй найди что-то адекватное, если даже законодательные инициативы местных властей часто подвергаются жесткой критике со стороны специалистов-вирусологов. На что опираться в этой ситуации? Не очень понятно.
Было бы неплохо, если бы создатели проекта «Ревизор. Карантин» учли это и хотя бы в рамках программы обозначили ключевые принципы карантинных проверок. На что они ориентируются: на букву закона и официальные требования к владельцам бизнеса? Или же на собственное представление о необходимых мерах безопасности? Озвучивание необходимых, по мнению редакции программы, правил обслуживания людей были бы очень кстати. Но их нет. И зрителям довольно сложно понять, по каким правилам идет проверка.
Зато Юлия Панкова подробно рассказывает о том, что перед тем, как выехать на место инспекций, съемочная группа сдала тесты на коронавирус. Правда, как именно проверяли съемочную группу – экспресс-тестом, или же ПЦР-тестом, а, значит, насколько точным является результат этой проверки – зрителям не сообщили. Возможно, в целях экономии эфирного времени. Но зато показали, как операторы дезинфицируют съемочную технику и даже натягивают на камеры одноразовые халаты. Выглядит все это очень серьезно и эпично: явно авторы программы хотели внушить телезрителям, насколько они ответственны.
Но вот ученый-биофизик Семен Есилевский в материале для НВ высказался не в пользу любителей дезинфицировать дверные ручки и одежду до трусов. Такого мнения придерживаются и другие ученые, которые о коронавирусах знают явно не из видеообращений Виталия Кличко. В контексте экспертных мнений на тему мер предосторожности при пандемии начало программы «Ревизор. Карантин» выглядит как телевизионное позерство. И ладно бы просто выглядело, но динамично нарезая кадры со съемочной группой, поливающей технику дезинфектором, авторы проекта несколько повышают градус напряжения. Создается впечатление, что смелые и упорные телевизионщики, рискуя собственной жизнью, отправляются в тыл врага, и никто не знает, вернутся ли они целыми и невредимыми из этих опасных гастролей. С одной стороны, конечно, рискуют. Но, с другой стороны, ничуть не больше, чем, когда в нерабочее время выбираются все в тот же супермаркет за продуктами.
Во всем этом есть напускная показательность. Вот Юлия Панкова в кадре твердо заявляет, что съемочная группа придерживается необходимой дистанции в полтора-два метра, а вот она во время инспекции оказывается на узкой кухоньке пиццерии «Мамаміа!», почти вплотную прижатой к работнице, у которой, как выясняется чуть позже, сахарный диабет. И вот уже ведущая, вопреки своему заявлению, никак не соблюдает дистанцию с человеком, который находится в группе риска.
Конечно, быстро перестроится к новым условиям и новым требованиям времени не так просто. Так что, скорее всего, форматные недочеты, которые были в первом выпуске проекта «Ревизор. Карантин» – проблема временная. Но не заметить их очень сложно. Так из прошлой, докарантинной жизни, проекту достался тревожный голос за кадром. Время от времени он интригует зрителей: «Ревизора не пускают на кухню из-за правил безопасности или потому что на кухне есть, что скрывать?». Далее – тревожная музыка. А еще через две минуты выясняется, что на кухне все отлично, все меры безопасности соблюдены и данное заведение прошло проверку «Ревизора» на отлично. В обычных условиях это искусственно созданное напряжение играло на динамику выпуска, привлекало аудиторию. Но сейчас, когда большинство телезрителей испытывают повышенную тревожность, усиливать эти ощущения – даже немного безответственно со стороны телевизионщиков.
Конечно, в карантинном «Ревизоре» есть и масса положительных, более того, полезных для телезрителей моментов. Убедиться в том, что заведение, в котором ты на самоизоляции заказываешь еду, действительно соблюдает все меры предосторожности, – это очень важно. Не менее важна и эмоциональная составляющая. Стендапы Юлии Панковой о сохранении рабочих мест и о благодарности тем людям, которые работают в таких непростых условиях, – очень правильный и ободряющий ход. Трогательное вручение традиционной таблички, аплодисменты сотрудников, комплименты работникам проверенных заведений и магазинов – все это нужно зрителям, все это подбадривает, даже внушает надежду на то, что все не так плохо. Но стоило ли перед этим накалять атмосферу – остается открытым вопросом. Создателям проекта еще предстоит на него ответить, проверяя тем самым себя на ответственность и адекватность.
Фото: tv.ua