Шоу «Подиум» на Новом канале: конфета вкусная — обертка некрасивая
Под конец февраля на Новом канале состоялась премьера шоу «Подиум», производства компании Friends production по американскому формату Project Runway. Новый проект, в котором показаны состязания начинающих дизайнеров, разместился в сетке канала в вечернем прайме по средам. Однако спустя четыре выпуска «Подиум» решили перенести — на утро субботы. Исполняющий обязанности генерального директора Нового канала Алексей Гладушевский объяснил такое решение тем, что у нового проекта были не слишком высокие показатели смотрения и он явно не мог конкурировать с сериальными линейками других каналов, а вот утром в выходной день его обязательно посмотрят телезрители. Гладушевский объясняет неудачу «Подиума» в прайме тем, что проект, конечно, сделан качественно, но его тема якобы слишком узкая для широкой аудитории. И вот тут, кажется, гендиректор Нового немного ошибается или чуточку лукавит.
Насчет узости темы проекта, которая мешает шоу выбиться в лидеры. Не узкая ли тема кулинарии, с которой проект «МастерШеф» на СТБ уже который год не отпускает интерес зрителей? Не узкая ли тема хореографии, с которой все на том же канале воспитали целое поколение телезрителей, отличающих на глаз контемпорари от модерна? Не узкая ли, в конце концов, тема моделинга, с которой сам Алексей Гладушевский, будучи руководителем одного из ТО Нового канала, влюбил телезрителей в проект «Супер-модель по-украински» (а потом в похожий проект «Топ-модель по-украински»)? Все это, безусловно, узкие темы, которыми телевизионщикам удалось заразить украинских телезрителей. Если посмотреть еще шире, то основой для шоу в мировом ТВ становятся порою такие, мягко говоря, странные темы, что диву даешься: вязание (Норвегия), отращивание бороды (США), кошки, ищущие хозяев (США), жизнь людей в условиях свиной фермы (Германия), люди, поедающие всякую гадость (Аргентина), и очень разные вариации реалити о порнобизнесе и проституции в нескольких странах мира. С легкой подачи телевизионщиков зрители внезапно могут полюбить очень неожиданные для широкой аудитории вещи: от физики после сериала «Теория большого взрыва» — до скандинавских средневековых саг после сериала «Викинги». Очевидно, что секрет заключается именно в том, что еще, кроме темы, есть в проекте.
Насчет качества сделанного проекта «Подиум». В этом вопросе Алексей Гладушевский и прав, и не прав одновременно. Итак, речь идет о реалити, в котором дизайнеры сражаются за первое место, проходя от выпуска к выпуску самые разнообразные задания: от пошива собственных оригинальных вещей из одежды, пошитой конкурентом, — до скоростного пошива костюмов для лошадей, коз и уток. Примечательно, что в отличие от оригинального формата, в котором долго и подробно показывается, как дизайнеры работают над одной моделью на протяжении выпуска, в украинском «Подиуме» на каждую серию приходится по три конкурса. При этом точечно внутри дизайнерской темы развивается и тема взаимоотношений участников: их любовей, конфликтов, соперничества, личностного роста и так далее.
Все это говорит о том, что создатели украинского варианта проекта очень постарались максимально адаптировать фэшн-историю под украинского зрителя, предполагая, что для него рассматривание дизайнерских эскизов и подробное обсуждение кроя, строчки и фасона может оказаться скучноватым, слишком мудреным и неинтересным. Такие опасения телевизионщиков можно понять, ведь уровень модной индустрии и вообще культуры моды в нашей стране пока что далек от заграничного, да и вообще всерьез об украинских дизайнерах мир заговорил не так давно. Но получилось так, что украинский «Подиум» многое потерял в вопросах профессионального «зерна» формата. Но зато в нем появились акценты на внутренней драматургии проекта. Компания Friends Production, ранее успешно создавшая несколько сезонов реалити «Від пацанки до панянки», проекта «Барышня-крестьянка» и «Пацанки. Нове життя», кажется, «надела все лучшее сразу»: то есть, и в шоу про дизайнеров одежды не упустила козырнуть умением ярко и подробно подавать интриги, сплетни и конфликты, которые иногда мешают участникам заниматься непосредственно тем, зачем они пришли на проект. Это, с одной стороны, может быть более привычно и интересно для зрителей Нового канала, но, с другой стороны, несколько «умельчает» тему моды.
Одно дело, когда дизайнерам предлагают пошить платья для «красной дорожки» или создать мужской образ для первого свидания, и совсем другое дело, когда участникам предстоит пошить школьную форму, форму стюардов и стюардесс, костюм для Оли Поляковой, наряд из зонтов, наряд из парашюта, новые выпускные платья из старых выпускных платьев, платья из стройматериалов, наряды для домашних животных… Вот на этой интриге — как каждый из дизайнеров справится с очередными нестандартными условиями и что в итоге будет представлено на финальном подиуме — часто держится интерес для зрителей. Кроме того, поскольку в проекте потихоньку раскрываются и характеры участников, попутно возникают другие «цепляющие» вопросы. Как девушка, яростно борющаяся со стереотипами о женственности и не принимающая культ сексуальности в одежде, пошьет вечернее платье. Как участница, которую сто раз обвинили в инфантильности, сможет создать образ для мачо из леопардовой ткани. Как парень, который уже несколько недель кряду существует на проекте в жестком конфликте с соперниками, сможет поучаствовать в выполнении коллективного задания. Сценаристам и этого показалось мало, поэтому в качестве затравки к каждому из конкурсов они предлагают дизайнерские гладиаторские бои за материал для работы: участникам приходится то бегать за тканями наперегонки по полю, то нырять в бассейн, то прыгать с парашютом, иногда даже драться.
Все это действительно может быть интересно для украинского телезрителя, любящего всевозможные реалити, в которых участников ставят в нестандартные ситуации, испытывают на прочность, сталкивают лбами и даже немного унижают. Но есть одно «но». Во всем этом разнообразии драматургических изощрений часто теряется основная тема, а значит, проект моментально теряет свою уникальность. Как и сами конкурсы для участников-дизайнеров: они в украинской версии достаточно изощренные, зрелищные, иногда даже обескураживающие, но в большей степени нацеленные на некоторое эпатирование зрителей, чем на демонстрацию тонкостей пошива одежды.
Еще один важный аспект — визуальный. Все-таки «картинка» в кадре шоу про моду имеет значение, как ни в каком другом формате. И вот здесь у создателей украинского «Подума» явно что-то пошло не так. Сразу стоит оговориться, что проект точно не был сделан в режиме острой экономии: в съемках задействованы самолеты, вертолеты, приглашенные именитые фотографы. Значит, шоу не копеечное. Но почему-то декорации, построение кадра и разные мелкие технические детали как будто пытаются доказать обратное. Очень скупо, визуально «мелко» и, что уж там говорить, безвкусно выглядит основная локация проекта — главный подиум, на котором решается судьба участников в каждом выпуске. При чем замысел был явно неплох: белый подиум в обрамлении белой выгородки с белыми же манекенами… Но в кадре — это блеклый островок в пучинах «черного кабинета» съемочного павильона. На крупных планах и вовсе теряются все детали декорации и создается впечатление съемки на фоне белого полотна. Очень странно и искренне обидно, что архитектуру локации не попытались спасти хотя бы художники по свету. За экспертами, сидящими на стульчиках, по кадру возникла черная бездна, за самим подиумом — пустота.
Вот, для сравнения, как решали пространство главного подиума в оригинальном американском проекте и в российской его версии:
американская версия
российская версия
украинская версия
Такая же проблема возникла у создателей украинского «Подиума» и в оформлении интервью участников и экспертов. В основе, вроде бы, одна и та же идея: в кадре вместе с говорящим размещены два обнаженных манекена, что довольно символично. Но разница в исполнении существенная: в версии Нового канала куда-то девался фон, объем, глубина.
американская версия
украинская версия
Все это, конечно, мелочи и детали: ну в самом деле, какая для телезрителей разница, был ли выставлен в кадре контровой свет, или не был — главное, чтобы история развивалась, и, как в анекдоте, конкурсы интересные… Но в результате все эти детали действительно играют роль — из них складывается общий вид и лицо проекта, в котором речь идет о моде, о красоте, о стиле. Все это, на самом деле, не умаляет важности и сути «Подиума», но значительно подрывает его авторитет: как маникюрша с коряво накрашенными ногтями, стоматолог с черными кривыми зубами или фитнес-тренер с ярко выраженным целлюлитом. То есть на этот раз создатели проекта немного не угадали с приоритетностью элементов шоу: если в «Пацанках», какой бы ни была картинка, все держалось на драматургии, в «Подиуме», что бы ни происходило в кадре, это должно быть красиво и с шиком — уж такой это проект.
Вернемся к исходной реплике и. о. гендиректора Нового канала Алексея Гладушевского и отметим, что проект «Подиум» действительно был сделан хорошо… Но это «хорошо» находится в системе координат ставших фирменными для Friends Production реалити. А в системе координат проектов про моду до этого показателя «Подиум» немного не дотягивает. И остается только надеяться, что некоторые стратегические просчеты в создании и размещении «Подиума» в эфире не прикроют перспективы этого формата на украинском ТВ. Ведь, если кое-что подправить, «Подиум» может стать тем самым праймовым шоу Нового канала, которое не придется оправдывать узостью темы и узколобостью зрителей.
Фото: скріншоти