Неубедительный оптимизм и откровенное злорадство от команды проекта «Прорвемся!»
С 3 сентября на телеканале ICTV каждый понедельник зрителям предлагают «прорваться» — победить житейские трудности оптимизмом, находчивостью и смекалкой — с помощью авторской программы Сергея Смальчука. Рабочее название проекта звучало как «Выход есть!», но в эфир он вышел под названием «Прорвемся!».
Это реакция на то, что на украинском телевидении, да и не только там, не хватает позитива, оптимизма и чего-то воодушевляющего. Выпускающий редактор новостной программы «Факты» Сергей Смальчук вместе с российским коллегой Евгением Лесным (который переехал в Украину, будучи категорически не согласным с политикой Кремля в отношении нашей страны) решили помочь избавиться от упадничества в эфире новым телепроектом, в котором рассказывают о необычных решениях проблем обычных украинцев. Отличный подход, учитывая, что новостные программы украинских телеканалов преимущественно предлагают зрителям концепцию мира «ужас, ужас, ужас».
Выпуск проекта «Прорвемся!» условно делится на три смысловых блока, в основе каждого из которых лежит некая социальная или личная проблема: повышение цен на коммунальные услуги, ужасное состояние дорог, угасание страсти или распад брака... А в каждом таком блоке — две-три истории конкретных героев, которые каждый по-своему справляется с трудностями: переходят на самодельные солнечные батареи, придумывают аппарат, превращающий перегной в источник энергии, призывают к ответу ремонтников дорог с помощью фотосессий на фоне дорожных ям, спасают брак в интимном отеле. А ведущий подытоживает каждый из блоков обещанием, что с такой смекалкой и изобретательностью мы, украинцы, обязательно прорвемся.
Но телезритель вряд ли воспринимает увиденное как «переможеньку». Когда мужичок разгребает гору навоза под язвительные комментарии диктора за кадром в сюжете под названием «гімняна економія» — не похоже, что кто-то прорвался. Когда герои закладывают кирпичами с разрушенных строек ямы на дорогах — это не выглядит оптимистично.
А иногда в подлинность «прорыва» слабо верится по другим причинам. В сюжете второго выпуска программы рассказывают о Руслане Лыжичко, которая превратила свой дом в энергоэффективное сооружение, отказавшись от тех источников энергии, которые предлагает государство. «Это такой развод всех нас — вы просто не представляете! — говорит певица. — Нас наламывают каждый день, крадут нашу же энергию». Далее в кадре — футуристический дом Лыжичко, облепленный со всех сторон солнечными батареями, какими-то антеннами и специальными устройствами. Идея понятна: энергоэффективность и альтернативные источники энергии — это хорошо, а газ, нефть и высокие тарифы по коммуналке — плохо. Но герои других сюжетов решали проблему подручными средствами (например, один из них обогревает дом конвектором из пивных банок). А здесь же — дорогие технологии, явно недоступные «простым смертным». При этом авторы программы не уточняют, сколько коммунальных платежей стоит все это оборудование.
Зато в том же выпуске показали музыкального продюсера Владимира Бебешко, который спасается от высоких тарифов своеобразным дауншифтингом — живет на даче, рубит там дрова, моется в летнем душе, в котором вода в железном баке просто нагревается на солнце. Но и это на «прорыв» не тянет. Положа руку на сердце, не слишком хочется возвращаться в эпоху господства «Очумелых ручек», с их вилками из старых зонтов и декоративными вазочками из пластиковых бутылок.
Нарратив программы получается таким: все дорожает, все усугубляется, спасти всех нас может только смекалка и находчивость, поднимайте архивы, вспоминайте, как из подручных средств обустраивали быт в 90-е. Посмотрев выпуск программы, так и хочется постирать целлофановый пакет и припрятать пару порванных капроновых колгот — а вдруг они пригодятся.
Но будто специально для того, чтобы все-таки укрепить оптимизм рядовых украинцев, в каждом выпуске третьим блоком идет особая рубрика под названием «Антипрорыв. Из-за поребрика». Уже из названия понятно, что там речь идет об ужасах, кошмарах и маразмах жизни в стране-агрессоре. В сочетании с предыдущими сюжетами каждого блока получается примерно так: «У нас, конечно, все далеко не радужно, и коммуналка дорожает нещадно, но вы посмотрите, как жутко за поребриком!».
В этой части выпуска бывает сложно уследить за тем, какая именно социальная проблема лежит в основе довольно большого сюжета. Кажется, что авторам программы «Прорвемся!» так нравится подтрунивать над злыднями россиян, что им не важно, над чем конкретно они издеваются. От уринотерапии плавно переходят к вопросам импортозамещения и обратно, потом срываются в подколки в сторону Дмитрия Медведева и его довольно давнего заявления по поводу замены кофе «американо» на кофе «руссиано», потом снова возвращаются к уринотерапии. Кадры и язвительные комментарии быстро сменяют друг друга, смысл происходящего ускользает, но мысль о том, что в России все ужасно и отвратительно, остается. Как бы мы ни относились к стране-агрессору, скатываться до их уровня телевизионной подачи информации о заграничных делах и преподносить чужую действительность нарочито карикатурно — не лучшая идея.
С другой стороны, украинские телезрители уже давно полюбили меткие колкости от Майкла Щура — так что манера подачи материала может быть многим знакома и приятна. Однако проект «#@)₴?$0» не ставит себе задачу разбудить оптимизм, там сатира используется с другой целью. Также в новом проекте ICTV прослеживается влияние многолетней новостийной работы его создателей. Только похоже, что Сергей Смальчук новостийный сюжет от неновостийного отличает количеством «литературщины» и стеба. В «Прорвемся!» слишком много игры слов, подколок и каламбуров, которые приукрашивают повторы мысли и мешают улавливать смысл. Впрочем, этот недостаток могут устранить редакторы.
В целом, создатели проекта «Прорвемся!» абсолютно правы: нам иногда очень не хватает радости, оптимизма и веры в то, что все еще обязательно будет хорошо. Но пока что убедить в этом во всяком случае меня как зрителя им не удалось.