«Канал, вы что творите?»: Зрители шокированы выпуском «Говорит Украина» о черниговских подростках
Пару недель назад в Чернигове девушки-подростки на глазах улюлюкающей толпы сверстников избили четырнадцатилетнюю Полину, после чего та оказалась в больнице со множественными гематомами и сотрясением мозга. Видео избиения выложили в YouTube, и его герои сразу стали «знаменитыми» на всю страну, а сам инцидент стал одной из самых обсуждаемых тем в медиапространстве. Не смогли смолчать и создатели шоу «Говорить Україна». И нельзя не восхититься прыткостью создателей шоу на канале «Украина»: за довольно короткое время они сумели подготовить шоу на очень горячую тему. Пригласили в студию представителей всех сторон конфликта, узнали о еще нескольких жертвах подростков и также пригласили их в студию, в конце концов, добились того, чтобы одна из главных зачинщиц драки – девушка Маша – и ее мама согласились участвовать в проекте.
Материала получилось так много, что тему разбили на два полноценных выпуска: один из них был показан в понедельник, 10 апреля, второй – 11-го. Пожалуй, тут канал «Украина» собрал двойной куш зрительского смотрения, но, похоже, проиграл другую битву – морально-этического характера.
Зрительская и экспертная аудитория шоу «Говорит Украина» была подобрана, в общем-то, тщательно. В зале, кроме просто эмоциональных сторонних наблюдателей, находились еще и знакомые и друзья участников той драки. А в креслах экспертов – три психолога, адвокат, заслуженный учитель Украины Александр Норовлянский и даже ранее судимый актер Владимир Шиповалов. Создатели шоу приготовились обсуждать все аспекты случившегося: и возможное наказание для избивавших, и «моральный облик» девушки Жени - одной из участниц «черниговской банды», которая, как оказалось, до недавнего времени училась в пединституте. И, конечно, психологические проблемы тех, кто участвовал в драке – как пострадавших, так и нападавших.
Как вы понимаете, посадить в студии друг напротив друга родственников избитых девушек и родителей тех, которые избивали, – довольно рискованный, хоть и естественной для такого формата ход. Прибавьте к этому бурную реакцию зрителей, которых Алексею Суханову периодически приходилось просить о тишине в студии. Чем дальше – тем сложнее, особенно когда на диванчиках появились жертвы «черниговской банды»: Полина, Марина и Аня, и их родители. Напряжение нарастало, тем более, что в какой-то момент Шиповалов предложил поставить виновных на колени и заставить извиняться перед их жертвами. Студия отреагировала аплодисментами, несмотря на то, что публичное унижение никак не вяжется с идеей правового решения ситуации.
Кстати, по этому поводу у ведущего с экспертом даже возникла небольшая перепалка. Суханов утверждал, что во всех подобных случаях самое правильное решение – обращаться в правоохранительные органы. Шиповалов заявил, что правоохранители такими делами заниматься не желают, и что законным путем ничего не решается. Зал загудел: одобрительно, или возмущенно – не разобрать. Хорошо бы тут обсудить, как действуют в таких случаях правоохранители, и что делать пострадавшим – но с этого места шоу превратилось в некий «народный суд» телевизионного разлива.
Слова адвоката Ярослава Куца о том, что законодательство Украины предполагает смягчение наказания для виновных, если удается помирить участников процесса, Валентина Ефимова, один из психологов программы, восприняла как вызов. И тут же, в студии, решила «примирить» стороны. На глазах у изумленных телезрителей она подвела Машу к избитым ею Полине, Марине и Ане и заявила, что, если те Машу не простят, они ее фактически убьют.
«Девушки, она стала такой, потому что с ней сделали то, что потом она делала, – заявила Ефимова, выяснив у Маши, что ту год назад избили какие-то мальчики. – Она это делала не конкретно по отношению к Полине и каждой конкретной девочке. Она стала бить всех подряд, потому что та боль, которую нанесли ей, не нашла выхода. Если каждая из вас не простит ее, ее ждет пять лет тюрьмы. А это – покалеченная жизнь навсегда. Считайте, вы ее похоронили. Вот она стоит перед вами. Вы готовы убить ее сейчас? Вы, не простив ее, фактически убиваете».
Интересно, что буквально за пять эфирных минут до этого другой психолог – Олеся Бивалькевич – обращаясь все к той же Маше, подчеркнула, что жестоко избитые ею девочки имеют полное право ее не прощать. А тут вдруг вот такое «примирение».
На официальном сайте программы моментально разгорелась настоящая битва телезрителей. Многие посчитали этот эпизод программы неприемлемым: психолог явно оказывала давление на и без того пострадавших подростков. Возмущенные комментаторы пишут «Канал, что вы творите?». Другие же зрители увидели в этом действе «акт примирения».
В дискуссии в какой-то момент появились так же призывы пожаловаться на телеканал «Украина» и поведение психолога Валентины Ефимовой в эфире. Предложившему обратиться с жалобой тут же в комментариях любезно предоставили телефоны Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины. Впрочем, уважаемый орган не является регуляторным, и толку от этих жалоб – как от писем в лото «Забава». Подобные жалобы, если и пишутся, то в Нацсовет по вопросам ТВ и РВ. И пока неизвестно, облекли ли свое возмущение зрители в письменную форму, однако ясно, что создатели программы получили не только хорошее смотрение, но и недовольство аудитории.
И в этом смысле аналогичный проект «Касается каждого» на канале «Интер» оказался более корректным. Выпуск о черниговском инциденте вышел того же 10-го апреля. В студии не было ни родителей виновниц, ни, собственно, участников банды, ни их друзей и близких – все они, видимо, дали согласие на участие в проекте канала «Украина». Пришли Полина, ее мама, парень Полины Максим, ранее тоже пострадавший от избиения, и ее подруга Карина, которая, как указывалось в программе, «чуть не пострадала от черниговской банды». Мама нападавшей Маши связалась со студией по телефону.
С точки зрения любого поклонника формата ток-шоу, выпуск «Касается каждого», пожалуй, был очень даже скучным: ни слез, ни криков, ни шокирующих открытий об участниках инцидента. Но зато создатели программы на «Интере» смогли остаться в рамках ток-шоу – просто поговорить о проблеме, не вмешиваясь в досудебное разбирательство.
Это, пожалуй, может послужить отдельной темой для разговора: ведь медийщикам, работающим над проектами такого направления, может, следует вместе с врачами принимать клятвы о принципе «не навреди».
Фото: youtube.com