«Палату № 6» в Украине игнорируют
Людмила Горгеладзе:
Недавно Антон Пугач говорил в интервью «ТК» о том, какие неимоверные усилия он прилагает для развития кинематографии в части продвижения фильмов. А вот вам простой пример. Говорю: «Антон, возьмите для своих кинотеатров хороший фильм». Он отвечает, что это его абсолютно не касается, не интересует, этим занимаются другие люди, которые, если не отобрали «Палату №6», значит, и до свидания. Я, говорит, его рекомендую, а оно кассовым не будет. Но о какой кассовости мы говорим? Кино премировано на трех фестивалях, завозится на кинопленке, никаких претензий и требований от режиссера, хоть один сеанс поставьте, хоть полсеанса!
Я обратилась и в «Киноманию», и в «Синергию», у которой 12 кинотеатров. Везде мне отвечали: «Ну что вы, ну зачем нам это нужно?». В кинотеатре «Киев» мне ответили: «Зачем нам кино про сумасшедших?». О чем тогда можно говорить, если мне отвечают это люди, которые умеют формировать репертуар, и могут в нем находить что-то такое, что нужно зрителю, а не то, что нужно их хозяевам для денег.
Конечно, нельзя осуждать этих людей, потому что каждый директор кинотеатра думает или о возврате инвестиций, или просто о выживаемости своего объекта. Однако всеми забыта главная смысловая составляющая, которая когда-то была присуща кинотеатрам. Это - очаг культуры, а не объект развлечений, какими сегодня становятся большинство кинотеатров, построенные в развлекательных центрах. Зритель привыкает к тому, что в этих кинотеатрах он может найти широкую палитру развлечений, но, к сожалению, не широкую палитру фильмов.
Реальная палата №6 - это украинская таможня. Шахназаров присылает нам бесплатные копии, а я не могу их растаможить. Распространением подобных фильмов занимаются сегодня только подвижники. Мне сказали на таможне, что будущие доходы от кассовых сборов фильма изначально облагаются налогом в размере 20%.
Я убеждена, что «Палата №6» балансирует на грани авторского проекта не для всех и массового коммерческого проекта для всех. Я посмотрела эту картину месяца три тому назад, и скажу, что она потрясает. Прежде всего, игрой героев, новым и острым восприятием чеховского наследия. Правильно ли осуждать тех, кто посадил Рагина в сумасшедший дом? Там очень много слоев, и очень много вопросов, которые этот фильм, конечно, не раскрывает, а ставит. Мне, например, очень понравился молодой врач в исполнении артиста Стычкина - такой многомерный образ, проникаешься к нему симпатией. Но за этим стоит еще и информация самого режиссера о том, что должности главврачей в российских психбольницах очень дорого стоят, потому что эти врачи - единственные, кто может заверять у нотариусов отчуждение недвижимости в условиях закрытого психоневрологического учреждения. Какие преступления, злоупотребления за этим могут стоять, можно только догадываться, но вопросов очень много. Вот потому я готова всем чем можно помочь тому, чтобы максимальное количество зрителей посмотрело этот фильм.
Мы взяли на «Мосфильме» 15 копий картины и разослали их по городам Украины. Для Киева - 4 копии, остальные ушли в Одессу, Симферополь, Харьков, Кривой Рог. Картина будет идти с украинскими субтитрами, а стоит это 700 тысяч долларов - для пленки, и это сделал для нас «Мосфильм».
4-го сентября в Киев приехал Карен Шахназаров, чтобы лично представить свою картину украинскому зрителю. «ТК» удалось побеседовать с режиссером в течение 20-ти минут.
Карен Шахназаров:
Вы знаете, когда вообще говоришь о произведениях такого класса как «Палата №6», буквальные ответы на вопрос, о чем это произведение, совершенно не подходят. Можно сказать, о чем «Кавказская пленница», при всем уважении к Пушкину. В «Палате №6» так много тем, что можно только сказать - она о жизни.
Я для себя открыл в ней массу тем, более того, открываю даже сейчас, уже завершив картину.
Одна из важнейших - о вере и безверии. Может быть, это шлейф еще советского времени не изжит в нашем восприятии - тогда в этом произведении видели тему диссидента, интеллигентного человека, которого засадили в психушку. Там эта тема есть, но не это главное. Главное - драма человека, который потерял веру. И поняв, что потерял веру, он, в сущности, проиграл свою жизнь, и от этого он сходит с ума. Вот что это значит для меня.
Да, Рагин действительно сходит с ума. Я это вижу у Чехова. Причем, поработав в реальном психиатрическом учреждении, я понимаю, я знаю, что имел в виду Антон Павлович: сам факт схождения с ума происходит абсолютно незаметно. Люди, которые мало знают об этом, спрашивали: «А умалишенные вас понимали?». Конечно, понимали, они разговаривают так же, как и мы с вами. Сама шизофрения - это отдельный мир, ведь никто не знает, от чего именно она начинается. Да, они живут в ужасных условиях, и многи е - до самой смерти. У них нет ни документов, ничего вообще. С тех пор, как это описал Чехов, ничего не изменилось.
В этом - величие Чехова: каждый может увидеть в его произведениях что-то свое. Этим классика отличается от современной литературы - классика столь же глубока, как сама жизнь. Там бездна тем - и у Толстого, и у Достоевского. И, так же, как в жизни, там нет однозначных ответов. Безусловно, такие вещи тяжелы для экранизации. Для меня главной задачей было попытаться передать именно это ощущение безбрежности чеховских тем.
После «Палаты №6» я не могу сказать, что теперь вот уж точно возьмусь вплотную за экранизацию классики. Это - первая подобная работа. Может быть, такое со мной и случится, но не сейчас. Хотя я очень люблю классику, читать ее я очень люблю.
Действительно, после сорока в Чехове многое становится понятным. Он и в 20 лет понятен, но на другом уровне. В этом - сила Чехова. Я, например, очень многое для себя открыл недавно. Например, понял, что это писатель глубоко религиозен. Я всегда полагал, что он - полуатеист, а теперь пришел к выводу, что ошибался. Просто Достоевский по 100 страниц об этом писал, а Чехов не писал, но у него это присутствует в ткани произведения.
Я бы не говорил, что отсутствие массового интереса к таким темам - исключительно симптом России или Украины. Нельзя вообще из этого делать катастрофу. А что, «Палату №6» читали 100% населения? Дай Бог, чтобы 5%. Естественно, есть люди, которых интересует то, что называется проблема бытия, смысл жизни вообще. Но, на самом деле, их единицы, отсилы 10%. А есть масса людей, которых совершенно ничего не интересует, и я их не осуждаю, им это неинтересно, им это скучно. Но это происходит не потому, что общество плохое, или потому, что страна плохая - это происходит, потому что так устроен мир, и это происходит везде. И этому удивляться нечего. На самом деле, 5-10% - это люди, что называется, интересующиеся, а 90% ничем не интересуются, но фокус весь в том, что жизнь определяют именно эти 10%, а не 90%. Я даже удивлен, что в России 52 копии картины и здесь - 15 копий, я вообще думал, что 1 копия для Украины - это хорошо, 10 - это вообще потрясающе для такой картины.
Фото - aif.ru