В крымских СМИ снова разыгрывается крымскотатарская карта
Как нашеукраинцы и бютовцы боролись за голоса крымскотатарских избирателей.
С приближением дня выборов, в Крыму ощутимее становится борьба за голоса крымскотатрских избирателей. Так ли важны для исхода выборов голоса150 тысяч крымских татар? Возможно, и нет. Острота в том, что за этот электорат борются две партии, которые еще вчера были союзниками и, судя по заявлениям своих лидеров, намереваются объединить усилия и в новом составе Верховной Рады. Речь идет о «Нашей Украине – Народной самообороне» и Блоке Юлии Тимошенко. Главный козырь политических агитаторов за НУНС – то, что в избирательном списки кандидатов в народные депутаты этого блока – председатель меджлиса Мустафа Джемилев (№27) и его первый заместитель Рефат Чубаров (№ 102). Интересно, что ранее оба баллотировались в списках РУХА ( № 7 и 14).
«Таким образом, как и в предыдущих составах парламента Украины, крымскотатарский народ сможет быть представлен двумя народными депутатами. Следовательно, и впредь сохранятся возможность влияния на уровне Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины на решение вопросов непосредственно связанных с восстановлением прав крымскотарского народа» (еженедельник «Полуостров» № 34 от 6 сентября с.г. Из обращения меджлиса крымскотатарского народа к соотечественникам в связи с проведением 30 сентября 2007 года досрочных выборов народных депутатов Украины).
Этот шаг лидеров меджлиса прокомментировал в прямом эфире телерадиокомпании «Черноморская» 19 сентября 2007 г. Надир Бекиров. Господин Бекиров до недавнего времени был членом меджлиса и руководителем его политико-правового отдела, депутатом Верховной Рады АРК 11 созыва; вышел из состава меджлиса в августе нынешнего года. Свой выход мотивировал несогласием с решением меджлиса поддержать «НУ – НС» и принятым текстом обращения. Надир Бекиров заявил, что истинным защитникам интересов крымских татар в Верховной Раде являются не «Наша Украина» и не депутаты от крымских татар, а БЮТ. В частности, депутаты от БЮТ из Крыма Андрей Сенченко и Людмила Денисова. Как пример, он привел тот факт, что бютовцы вопреки «Нашей Украине» голосовали против проекта коммуниста Леонида Грача об уголовной ответственности за самозахваты земли, и что именно благодаря фракции БЮТ была принята программа по обустройству депортированных до 2010 года.
В свою очередь, Андрей Сенченко (БЮТ) обвинил руководителей меджлиса в монополизации мнения крымскотатарского народа. В ответ на это Мустафа Джемилев (газета «Авдет» № 36, 10 сентября с.г.) заявил, что «никакого давления в самом деле не оказывается, мы наоборот разъясняем позиции БЮТа и Блока «Наша Украины – Народная самооборона», говорим о сотрудничестве этих политических сил в Верховной Раде нового созыва».
Джемилев также выразил недоумение по поводу того, что лидер крымских бютовцев публично выступил с подобным обвинением. Как заявил глава меджилиса, он не думал, что «Сенченко докатится до такого уровня».
Депутат Верховной Рады Крыма Шевкет Кайбулаев в своих высказываниях пошел еще дальше. Он призвал обратить особое внимание на слова Андрея Сенченко о монополизации права влияния на крымчан крымскотатарской национальности. При этом подчеркнул: «Мы постоянно слышим слова о лицах крымскотатарской национальности от шовинистов и татарофобов разных мастей, и говорят они это с целью унизить весь крымскотатарский народ. Весьма неожиданно слышать использование подобных приемов шовинистической риторики от представителя политической силы, которая на словах приобщает себя к нашему народу» (газета «Авдет» № 36, 10 сентября с.г.).
А как же заявление Мустафы Джемилева о сотрудничестве БЮТа и «НУ – НС» в будущем парламенте? Об этом весьма прозрачно высказался заместитель Джемилева, Рефат Чубаров в интервью еженедельнику «Голос Крыма»: «Действительно, избирательный блок «Наша Украина – Народная самооборона» и БЮТ продекларировали намерение объединить в составе Верховной Рады Украины свои усилия. Я также очень надеюсь на то, что нам вместе удастся создать парламентское большинство и сформировать правительство. Однако для дальнейшего объяснения своей позиции прибегну к цитате из выступления лидера БЮТ Юлии Тимошенко на митинге, проведенном 20 августа в Павлограде Днепропетровской области. На вопрос, верит ли она своим партнерам по «НУ – НС», Юлия Тимошенко ответила: «Я хочу верить в наших партнеров, но для большей уверенности, было бы хорошо если наша сила набрала 226 голосов и тогда была бы и демократическая коалиция, и поддержка президента. А не так, что нож в спину всадят, и потом говорят, что это дружба». Собственно, вот всем ответ, почему следует и нам, крымским татарам, не распылять голоса по разным партиям, пусть даже и союзническим, а сконцентрировать их в поддержку избирательного Блока «НУ – НС». Как говорится, чтобы и друзья были уверены в нашей монолитности, и считались с нами, и политические оппоненты успокоились в своих попытках расколоть наш народ» (еженедельник «Голос Крыма» № 36 от 31 августа с.г.)
И, наконец, высказывание Лентура Безазиева (руководитель организации «Крымские татары за союз с Россией», бывший председатель Госкомнатца АРК и бывший вице-премьер республики; сторонник Партии Регионов) на ГТРК «Крым», прозвучавшее в прямом эфире 24 сентября: «Меджлис – это, прежде всего, общественная организация, которая не отвечает всем интересам крымскотатарского народа. На мой взгляд, она отражает политические пристрастия 25-30 % крымских татар. То есть, это своего рода партия. К примеру, как утверждает в Крыму ПР, за нее готовы отдать голоса 30-32% избирателей, по планам БЮТ – 25-28% голосов. Но никто из этих политических партий не заявляет: мы говорим от имени всех избирателей. Меджлис же взял на себя функции говорить от имени всех крымскотатарских избирателей. И все ради того, чтобы два человека сохранили себя в качестве народных депутатов. Однако можно сделать марионетками одного – двух депутатов, но невозможно сделать марионетками целый народ».
На фоне продолжающейся дискуссии следует отметить, что упреки оппонентов в моральном давлении и монополизации меджлисом мнения всех крымских татар, пожалуй, не беспочвенны. Для подтверждения этих слов приведу главный лозунг меджлиса, озвученный его лидером Мустафой Джемилевым: «Предстоящие выборы – показатель политической силы и единства нашего народа». Также он заявил: «В интересах нашего народа очень важно, чтобы наши соотечественники не только приняли активное участие в выборах, но и в соответствии с призывом высшего представительного органа поддержали избирательный список Блока «Наша Украина – Народная самооборона»... Это будет показателем политической силы и единства нашего народа» (газета «Авдет» № 37, от 18 сентября с.г.).
По всей вероятности, эти слова лидера меджлиса являются скорее попыткой выдать желаемое за действительное, чем свидетельством монолитности политических предпочтений всего крымскотатарского народа. Между прочим, даже в нашей семье, состоящей из четырех человек, политические симпатии не однородны. Что уж говорить о «семье» из 150 тысяч?…
В завершение стоит отметить, что крымские СМИ в сложившейся ситуации выполняют роль рупора общественно-политических сил. Предоставляя слово лидерам противоборствующих сторон, они воздерживаются как от оценок и комментариев, так и от взвешенного анализа ситуации. Хотелось бы верить, что это не отсутствие позиции в важной общественно-политической дискуссии, а отсрочка: дабы не быть использованными в электоральных играх политических сил, СМИ предпочитают высказать собственное мнение при подведении итогов избирательной кампании.
Неля Сухачева, Крым, для «Детектор медіа»
На фото – Мустава Джемилев.
«Детектор медіа» продовжує моніторинговий проект, що проводиться за фінансової підтримки Посольства Сполучених Штатів Америки. У проекті передбачено обмін матеріалами і досвідом між «Детектор медіаю» та низкою громадських організацій і видань у кількох регіонах України (Львів, Донецьк, Сімферополь, Рівне, Кременчук (Полтавська область), Запоріжжя). Предметом моніторингу є стан регіонального медіаринку, становлення медіа як бізнесу, рівень свободи слова, правового захисту журналістів та професійних стандартів у період виборчої кампанії та у післявиборчий період.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ