Борис Ложкин: «Доходы телевидения в прошлом году составили $400 миллионов»

7 Квітня 2012
29230
7 Квітня 2012
21:08

Борис Ложкин: «Доходы телевидения в прошлом году составили $400 миллионов»

29230
Владелец медиагруппы UMH Борис Ложкин стал гостем программы «Вечер с Николаем Княжицким» (ТВі). Он поделился размышлениями о том, почему украинское ТВ не приносит прибыли, а также рассказал о своих бизнес-партнерах в медиа.
Борис Ложкин: «Доходы телевидения в прошлом году составили $400 миллионов»
Княжицкий: Большинство украинских телеканалов убыточны, хотя якобы 50% рекламы припадает как раз на ТВ.  А пресса в свою очередь может быть прибыльной. Почему так? Какая доля рекламы припадает  на прессу?
Ложкин: Около 20%. Мне кажется, главная проблема заключается в том, что собственники каналов за редким исключением, не рассматривают телевидение как бизнес. Они рассматривают его как некий довесок к другим собственным бизнесам, обеспечивающий, по их мнению, какие-то решения в рамках основных бизнесов. Когда менеджменту не ставится задача выхода на прибыльность, так он на нее и не выйдет никогда.

У нас же парадоксальная ситуация  - по нашим оценкам, доходы телевидения в прошлом году составили $400 миллионов, а расходы – миллионов $800. В то же время во всех окружающих нас странах, разве что за исключением Белоруссии  - в России, Польши, Турции, телевидение является бизнесом прибыльным. Там есть публичные компании, которые котируются кто-где: в Нью-Йорке, Варшаве, на турецкой бирже, и показывают очень хорошие результаты. И только Украина – единственная страна, наверное, во всей Восточной Европе, где все или почте все каналы убыточны. Если бы изменить парадигму в голове у собственников, то можно сделать телевидение прибыльным бизнесом: то ли убедить их, то ли показать им, что можно и реализовывать цели, и зарабатывать в это же время деньги.
 
С Порошенко мы работаем лет пять вместе по целому ряду проектов, и я должен сказать, что он редкое исключение из мира крупного бизнеса - человек, который относится к медиа, как к бизнесу. Например, когда мы год назад совместно купили журнал «Корреспондент», ни разу не было со стороны господина Порошенко каких-либо просьб, чтобы что-то поставить или что-то снять. Он может высказать свое мнение, но только после того, как журнал уже вышел.
 
- А от других людей просьбы были?
-  Вы знаете, такие просьбы регулярно появляются не только по отношению к «Корреспонденту». Я в этом смысле всегда стараюсь адресовать тех, кто просит, к главному редактору. А в «Корреспонденте» – Виталий Сыч, очень вменяемый разумный человек. Если он видит, что эта просьба касается объективных причин, второй точки зрения, то он всегда идет на встречу. А если  «снимите-поставьте» - по субъективным причинам или за деньги, то, конечно, такого быть не может.
 
-  Какая прибыль вашего холдинга?
- EBITDA за 2010 год примерно $18 миллионов. EBITDA – это прибыль до налогообложения, выплаты процентов по кредитам, амортизации и так далее.  За этот год у нас еще нет аудита, я не могу называть точные цифры, но это будет большая цифра.
 
 -Что происходит с украинским медиарынком после кризиса?
- Украинский медиарынок унизительно мал по сравнению и с польским, и с российским. Мы примерно в 10 раз меньше российского и примерно так же меньше польского. На мой взгляд, это явно необъективно. По соотношению покупательной способности населения и количества людей, живущих в стране, мы должны отличаться раз в 5-6 от российского рынка. Почему это происходит? По моему мнению, Украина повторяет российские тренды с опозданием лет на 5–6. Лет 5 или 6 назад российские олигархи перестали относиться к медиа как к средству для решения своих бизнес- и политических задач. и стали заниматься медиа как бизнесом. В результате чего все крупные российские медиагруппы сегодня стали прибыльными предприятиями. Вторая составляющая – общеэкономическая. Уровень покупательной способности в России существенно выше. В Польше вообще особая ситуация. В 2009 году во время кризиса, когда у нас ВВП упал почти на 15%, у них ВВП чуть-чуть даже вырос. Например, у крупнейшего польского интернет-портала Onet.pl, EBITDA за прошлый год - порядка $60 миллионов. А у нас доход всего интернет-рынка Украины – меньше $40 миллионов за прошлый год. У Bigmir.net  за прошлый год примерно нулевой EBITDA.

Проблема интернет-проектов в том, что доля интернета в общем рекламном пироге Украины в прошлом году составляла менее 3 %. Она динамично растет, но с нулевой точки. В России, например, доля интернета в общем рекламном пироге – 11%, а в Польше еще больше. Я думаю, что технически мы Россию догоним очень быстро, буквально через 2-3 года, а потом еще с временным лагом будем догонять по рекламе. В сегодняшней российской точке мы окажемся лет через 5-6. Мы сейчас стараемся консолидировать интернет-рынок и договариваемся с крупными игроками, в том числе - о повышении цены, чтобы увеличить долю интернета быстрее. Я надеюсь, что нам это удастся.
 
-Раньше у вас были более развлекательные издания, потом появился «Фокус», «Корреспондент», сайт «Корреспондент». Сейчас вы начали политизироваться. С чем это связано?
- «Корреспондент», «Фокус», « Форбс» и « Деньги» – это наш деловой блок. Мы туда пошли, потому что это один из наиболее емких рекламных рынков. И все проекты, которые я перечислил, являются либо прибыльными, либо немножко прибыльными. Наш деловой блок мы рассматриваем, как один из приоритетов для развития всей группы, включая электронные СМИ.
 
- Вы планируете заниматься телевидением?
- Вы знаете, у нас канал есть, кулинарный - МЕНЮ-ТВ. Это самый популярный канал у женщин среди нишевых каналов. А в будущем, я не исключаю, что мы пойдем и в деловое и общественно-политическое телевидение. Но скорее всего, это не будет телевидение традиционное, в том понимании, в которым есть сейчас. Это будет некий симбиоз интернет-сайта и телеканала.
 
- Вы чувствуете цензуру?
- Нет.
 
- Кто ваши бизнес-партнеры?
- Боголюбов партнер по «Комсомольской правде» и «Авторадио», с  Суркисом у нас газета «Команда». Мы объединили порталы i.ua, bigmir.net и tochka.net в единую компанию United Online Ventures, и там партнер - господин Ахметов.  Это все происходит ситуативно. С 1999 года нашим партнером был «Приват», это позже Боголюбов выкупил долю. Тогда в Украину приехали москвичи, новые владельцы «Комсомольской правды» - компания «ПрофМедиа», принадлежащая Потанину. Они хотели продать свои 50% украинской «Комсомольской правде», где на вторые 50% изначально их партнером был «ПриватБанк». Мы дали лучшие условия с точки зрения цены, плюс они посчитали, что мы - более профессиональный издатель для этого проекта. Это мы к ним пришли, а не они к нам. Объединение порталов  с Ахметовым  – это веление времени, потому что сейчас сложилась беспрецедентная ситуация на интернет-рынке Украины. Такого количества порталов нет ни в одной восточноевропейской стране, как и телеканалов. И, посмотрев на ситуацию, мы встретились с управляющими медиаактивами СКМ и решили, что нужно что-то делать, потому что на этом рынке не сможет зарабатывать никто. В результате, пришли к этому объединению. Это получается не спонтанно, а по велению бизнеса.

- Почему все ваши медиа русскоязычны? Это рынок так построен, что украиноязычную прессу невыгодно продавать?
- Да. Мы пытались давным-давно выпускать во Львове «Теленеделю» на украинском. К сожалению, она не пошла. Возможно, мы не чувствуем специфики западно-украинского читателя и слушателя, может, не до конца понимаем. Или, например, Джед Санден, у которого мы купили «Корреспондент», издавал журнал «Новинар». Он потратил очень много денег, понес огромные убытки, и в результате его закрыл. Как-то не шла туда реклама, и читателя было недостаточно. Если бы был интересный проект, то мы бы с удовольствием сделали его на украинском. Но и рекламодатели больше требуют города востока, севера, центра и юга, потому что они более густонаселенные. Их больше интересует та аудитория.
Вот такое резюме о медиаотрасли выдал Борис Ложкин. Так что украинским медиа догонять и догонять...
 
 
Фото - http://i.dengi.ua
 
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
29230
Читайте також
03.10.2008 14:43
Игорь Брюшко, «Деловая столица»
23 686
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду