Геннадий Сидоров. Формула абсолютного счастья

23 Червня 2011
29659

Геннадий Сидоров. Формула абсолютного счастья

29659
18 июня не стало режиссера и актера Геннадия Сидорова…
Геннадий Сидоров. Формула абсолютного счастья

Этот материал был написан (вернее, снят для телепрограммы «Эгоистка») 18 июня 2003 года, восемь лет назад, на кинофестивале «Кинотавр». Утром, после торжественной церемонии закрытия, банкета, короткой сочинской ночи, перед отъездом. Времени было мало: моя съемочная группа торопилась на поезд, герой интервью режиссер Гена Сидоров ─ на самолет. Но побеседовать хотелось непременно: я находилась под впечатлением от обаяния фильма Сидорова «Старухи» и самого автора.

 

Предыстория нашего знакомства такова. Картина «Старухи» была представлена в конкурсной программе «Кинотавра» как режиссерский дебют актера Геннадия Сидорова («Интердевочка», «С Днем Рожденья!», «С любовью. Лиля». ─ Авт.). Его премьеру запланировали на один из последних фестивальных дней, когда все уже немного устали от обилия информации. Тем более что конкурсная программа того года, если мне не изменяет память, была достаточно слабой ─ выходя из зала, мы традиционно шутили, что катарсиса не произошло.

 

Кто такой Сидоров, что за «Старухи», я понятия не имела, а заглянув в каталог, прочитала и вовсе неутешительную аннотацию: «В заброшенной деревне, вдалеке от городских хлопот, электричества и радио живут несколько старух. Мужским вниманием, если не считать выходок Миколки, местного пастуха с синдромом Дауна, они не избалованы. Да и вообще весь остальной мир о них, похоже, забыл...». И так далее, в том же безрадостном духе.

 

А за стенами просмотрового зала ─  вожделенное южное солнце, хоть и прохладное, но все-таки Черное море, общение с коллегами, которые уже решили для себя дилемму посещения кинозала, и осознание того, что скоро все это закончится... «Чернухе ─ нет!» ─ облегченно вздохнула я и присоединилась к бойкотирующим «Старух». Но почему-то в самый последний момент перед показом сломя голову вместе с режиссером «Эгоистки» Светой Залогой мы бросились в Зимний театр. А через полтора часа поняли, что две фестивальные недели прожиты не зря. Катарсис произошел (и это уже была не шутка)!

 

Незамысловатая, не очень затратная картина о российской глубинке потрясла искренностью, ироничностью и чувством юмора автора, его жалостью к людям и пониманием того, что все мы разные, и все мы ─ особенные. Гена Сидоров мгновенно оказался в фаворитах фестиваля. За него болели многие, прогнозируя как минимум приз «За лучший дебют».

 

Затем было сенсационное закрытие «Кинотавра» (4 престижных награды, включая Гран-при!): всеобщая радость за Геннадия, будто очередной приз присудили тебе лично, и он, растерянный, по-моему, не совсем понимающий, что же все-таки произошло, не знающий, куда пристроить костыли ─ напоминание о недавней автомобильной аварии...

 

На следующий день, 18 июня, Гена Сидоров шутливо сказал мне в интервью, что вывел формулу абсолютного счастья. А ровно через 8 лет, в этот же день, 18 июня 2011 года, умер от сердечного приступа в Москве. Ему было 48 лет. Почему-то это совпадение не дает мне покоя...

 

Ниже ─ немного сокращенный текст того давнего интервью. Те, кто знал Гену, смогут, наверное, даже услышать интонации его голоса. И помянуть очень хорошего, трогательного талантливого человека.

 

Похороны Геннадия Сидорова состоялись в Москве 22 июня.

 

 

 

 

Может быть, вы будете смеяться, но 17 июня 2003 года я поняла, что есть-таки правда жизни. Режиссер-дебютант Геннадий Сидоров победил в фестивальном марафоне. И как! Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России, приз ФИПРЕССИ, приз за лучший дебют и главный приз фестиваля «Кинотавр» «Золотая роза». За многие годы работы на кинофоруме подобного успеха я просто не знаю.

 

 

Наша встреча с Геннадием Сидоровым произошла после закрытия фестиваля, утром, когда он действительно проснулся знаменитым.

 

Гена, присоединяясь к сонму искренних поздравлений, не могу не полюбопытствовать: вы чувствовали, что победа будет столь фееричной?

- Нет, говорю абсолютно искренне. Когда после очень престижного приза ФИПРЕССИ мы получили еще и приз за лучший дебют, я успокоился и положил костыль на пол (Геннадий еще не оправился после автомобильной аварии. - Авт.). И когда при объявлении главных призеров фестиваля услышал свою фамилию, вначале ничего не понял и на какое-то мгновение оглох. Уже позднее, вспоминая этот момент, я подумал: неужели счастье приходит в сопровождении глухоты? Затем было разное - поздравления, поцелуи, банкет, журналисты... Я пришел в номер, выпил два стакана водки и лег спать, выведя для себя формулу абсолютного счастья - «глухота плюс два стакана водки». Шутка, но тогда я так чувствовал...

 

Кому первому перезвонили после церемонии закрытия?

- Своему сынуле - Вовчику, Волецику. Ему уже 15 лет (в настоящий момент - 23. - Авт.). Он работал у нас в картине ассистентом художника и тоже имеет отношение к победе.

 

 

Вы не только режиссер и исполнитель роли майора в фильме, но и автор сценария. Как возникла сама идея картины?

- Парадоксально, но это случилось в Австрии, Инсбруке, в альпийском зоопарке, где мы гуляли с женой. Гениальным, на мой взгляд, режиссером Ларисой Садиловой («С Днем Рожденья!», «С любовью. Лиля». - Авт.). Может быть, просто была ностальгия по дому... Очень хотелось в Москву, даже, скорее, в Брянск - вот и придумалась эта незамысловатая, на первый взгляд, история.

 

 

Где нашли своих старух?

- Да просто сели в джип и поехали выбирать натуру. «Притормозили» в деревне Клоково Сусанинского района Костромской области.

 

 

И как старухи восприняли «киношный десант»?

- Они очень доверчивые, очень любят кино. И когда в деревню приехала съемочная группа из 40 человек - с автобусами, камерами, различными кабелями и проводами, шумная и непредсказуемая, - они приняли нас  весьма доброжелательно. Более того, старухи мои чрезвычайно любопытные.  Еще не понимая, что мы делаем, они с готовностью откликались на любую просьбу. Например, говорю: «Надо здесь встать и постоять». Беспрекословно становятся на указанное место и стоят сколько нужно. «Все, - говорю затем, - ты уже «засветилась» в кино. Будем работать дальше». Некоторые, правда, не сразу приняли нас. Помните Галю-матерщинницу?

 

 

Такое не забывается! Совершенно потрясающая бабка!

- Нет-нет! Не бабка, не бабулька. Только старуха! Я ведь не просто так назвал свой фильм. Так вот, Галя-матерщинница поначалу не хотела сниматься ни в какую. Но на площадку приходила регулярно и костерила  меня на чем свет стоит: и к колодцу-то нельзя подходить, и трогать его руками, а уж тем более садиться на сруб мягким местом... И я не думал, что мне удастся расположить ее к себе. А потом, когда снимался эпизод приезда узбеков, спросил: случись подобная ситуация в их деревне, что бы она сказала? И Галя ВСЕ сказала! Я не буду повторять, можно? (Смеется.)

 

 

Как долго снималась картина?

- Ровно 41 день.

 

 

И все вечера, насколько понимаю, проводили вместе со своими старухами?

- Конечно! Мы болтали с ними. Старухи наливали мне самогончик, и начинался разговор по душам. Ведь в России, чтобы расположить к себе человека, необходимо выпить с ним по чарочке. И тогда тебе поверят.

 

 

Геннадий, а как появился в фильме персонаж, которого можно назвать «сельским дурачком»?

- Это отдельная история. У меня есть друг, ученик Евгения Матвеева, Игорь Неупокоев, делающий, как мне кажется, величайшее по своей душевности дело. Он создал «Театр простодушных». Его актеры - люди с ограниченными физическими возможностями, которых называют «даунами».

 

Игорь давно приглашал меня посмотреть спектакли, которые он ставит. И в один прекрасный вечер, решив отдохнуть от написания сценария, я пришел к нему. И увидел Сережу Макарова - он «прима-балерина» в этом театре.  Тотчас понял: его нужно, необходимо снимать! И переписал сценарий под Сережу. Теперь, если помните, фильм начинается с него и им заканчивается. Потому что Миколка  - не «даун», он - Иванушка-дурачок, которого все любят. Сама истина, потому что не умеет лгать, всегда говорит правду. Вспомните стишки, которые Миколка произносит в конце фильма:

 

Как в Стране мы Дураков

Долго будем мучиться...

Нам поменьше б мудаков  -

Все у нас получится!

Хай-не-не!

 

Я безумно тоскую по тому пространству, которое называлось «Советский Союз» и которое мы потеряли. Может быть, ситуация в нашем фильме - маленькая модель нового общества. Мы хотели сказать: люди, если к вам на родину приходит человек иной веры, другой национальности, но без злого умысла, без автомата, и начинает на вашей земле делать добрые дела - восстанавливать электросвязь, например, - дай Бог ему здоровья! И после всех катаклизмов, произошедших в фильме, финальная песня узбека, обосновавшегося в русской глубинке, звучит так:

 

Я пьян. Но я пьян не от вина,

а потому что счастлив.

Я счастлив оттого, что все хорошо.

И потому, когда я счастлив -

я пьян!

И - крутится

построенный им ветряк...

 

 

Справка «Детектор медіа»:

Геннадий Сидоров родился 22 июля 1962 года в г. Фрунзе (ныне Бишкек) Киргизской ССР. Детство и юность прошли в Екатеринбурге.

 

В 1979─1981 годах учился в Свердловском театральном училище, но не закончил его. В 1986 году закончил актерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). В 1990-м ─ режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Петра Тодоровского).

 

Актерские работы: «Интердевочка», «С Днем Рожденья!», «С любовью. Лиля», «Старухи», «Роман с кокаином».

 

Режиссерские работы: «Ночь», «Старухи», «Апостол» (в титрах как Иван Иванов). В последнее время работал над экранизацией «Романа с кокаином» М. Агеева, завершить которую не успел.

 

Фото - kino-teatr.ru

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
29659
Коментарі
1
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Я
4690 дн. тому
Очень люблю работы Ирины! Жалко что в телеке ее больше не видно. Может пора Ирине написать книгу?
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду