Мастер изображения
Полвека работы на украинском телевидении оператора Юрия Федорова.
В марте исполняется ровно пятьдесят лет с того момента, как на украинское телевидение пришел Юрий Федоров. Из них 33 года он был главным оператором Первого национального канала (от Киевской телестудии на Крещатике и привычного УТ до сегодняшнего громкого названия), тем самым приняв активное участие в становлении национального телевидения. Хотя прибыл он в наши края (был официально переведен в Киев из Москвы) по причине вполне романтической – женитьбе на киевлянке.
Свою карьеру Федоров начинал на Шаболовке, где, как известно, возникало советское телевидение, славное своими первыми дикторами, телеоператорами, режиссерами и редакторами. Юный осветитель Федоров из Театра транспорта был поставлен к камере в студию, куда на прямой эфир приходил Ираклий Андроников и играли свой знаменитый матч за первенство мира великие шахматные гении Михаил Ботвинник и Василий Смыслов. И он брал их в кадр, освещая огромным количеством света, для того чтобы лица героев были хоть как-то различимы на черно-белом экране.
У юбиляра есть одно почетное звание – «заслуженный работник культуры». Но я считаю, что ему больше подходит почетный титул «заслуженный работник культуры изображения». Ведь именно в этом суть его деятельности и заслуг. На всех этапах своей карьеры он был и остается одним из первых в деле изображения на телеэкране.
Однако Федоров не только виртуоз работы в студии, но и непревзойденный мастер репортажа по ПТС. Вместе с режиссером Анатолием Золозовым на «Укртелефильме» он отснял первый цветной телефильм «София Киевская», а с Леонидом Осыкой – первый видеофильм на магнитной ленте. Но какими камерами ни снимал бы наш главный телеоператор страны, они все равно остаются у него «ручными». Ибо Юрий утверждает особую цену изображения. Для него оно как музыка, которая не требует ни перевода, ни особых пояснений. Он убежден, что изображение существует лишь в высоком понятии, все остальное – суррогат, жвачка и халтура, которую снимают для того, чтобы выполнить план за смену. Но, к сожалению, в нашей практике это случается сплошь и рядом. Вбегает телебосс и обрушивается на режиссера с оператором: «Чего вы копаетесь? Дайте полный свет – и вперед!». И этот «полный свет» заполняет нынешние сериалы, студии и ложится на лица действующих лиц. Плоско, скучно, серо.
Вместе с режиссерами Вадимом Чубасовым, Виктором Кисиным, Юрием Суярко, Александром Липницким оператор Федоров привык ставить перед собой сложные задачи, даже когда условий для их выполнения почти нет. А ведь речь идет о десятках масштабных детских программ, первых КВНах и «Голубых огоньках» из Киева, а также многочисленных телеспектаклях. И все это вживую! Тащи свой тяжелый сундук, оператор, думай о хорошем кадре, помни в последовательности монтажный план, когда тебе в наушники истерически кричит режиссер. На пяти съемочных площадках студии, где играют мизансцены телепьесы, два оператора мечутся со своими двухсоткилограммовыми камерами на штативах. И при этом умудряются фокусировать, строить кадр, композицию и без всякого трансфокатора наезжать-отъезжать. Апофеоз этого адского труда – выдача телеспектакля в прямой эфир без огрехов. Телегероям слава!
На красный сигнальный огонек камеры Федорова реагировали как знаменитые артисты (Николай Яковченко, Виктор Халатов, Олег Борисов, Константин Ершов, вся семья Степанковых), так и простые люди. Все старания этого спокойного и располагающего к себе оператора всегда направлены на главное – показать лицо человека. А потому к его работе применимы словосочетания «операторское мастерство» и «операторское искусство», которые теперь все реже упоминаются в связи с нашим телевидением. Ведь последнее у нас все чаще «реальное», а не изобразительное, да и вообще не искусство.
«Репортажность, изобразительная суть телевидения стали пропадать еще при советской власти, – говорит Федоров. – Идеологические начальники и партийные руководители быстро смекнули, что телевидение – самый мощный инструмент агитации и пропаганды, а не какое-то эфемерное искусство. Массовую музу быстренько перевели в отряд СМИ, чтобы и не баловаться искусством для телевизора. Сегодня начисто забыта истина, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А потому современным режиссерам и операторам некогда заниматься всеми этими изобразительными делами. Легче говорить. Жаль только, что никто уже не рассказывает в кадре так, как делали это Ираклий Андроников или Николай Амосов».
Критически оценивая то, что сейчас происходит на украинском телеэкране, он сознается: «Все это напоминает мне времена первых европейских путешественников, которые привлекали внимание туземцев побрякушками, стекляшками, бусами и серьгами в нос и другие места, как сейчас. А ведь сделать хороший кадр на дешевых безделушках нельзя». Именно этому учит своих учеников Федоров-педагог, преподающий свою специальность в Киевском государственном институте театрального искусства имени Карпенко-Карого, на Курсах повышения квалификации работников радио и телевидения и в других вузах. Он выпустил шесть потоков специалистов операторского фронта, в том числе своего сына Андрея, который стал продолжателем операторской династии Федоровых.
Все. Я имел честь сделать этот кадр в словах о Юрии Федорове. Больше слов нет, пусть будет только изображение!
Статья опубликована в журнале «Детектор медіа» №3/2008
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Коментарі
1
А.Александров
6085 дн. тому
Поздравляю, Юрий Андреевич! Желаю всего наилучшего и подольше. Вспоминаю годы, проведенные в отделе операторов УТ, как лучшие в своей телевизионной жизни. Спасибо!
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ