Маршал Жуков и «національні дружини»
Ни в коем случае не идеализирую Жукова и, тем более, не унижаю Авакова. Просто констатирую факт: в украинской армии, в отличие от МВД, нет сейчас единого и авторитетного командира, на которого бы ко всему еще замыкались некоторые недавно созданные политпроекты и общественные организации с военным уклоном. Но обо всем по порядку.
Фильм «Смерть Сталина» — спорный, после просмотра мнения разделились даже в нашей семье. Но до мордобоя, как в российской «Радиорубке», где сталинист-журналист Максим Шевченко во время обсуждения этого запрещенного в РФ фильма со знанием дела надавал по лицу историку и тележурналисту Николаю Сванидзе, слава Богу, не дошло. Поэтому не очень прислушиваюсь к чужим мнениям, а предпочитаю смотреть и делать выводы самому.
Скажу честно, начитавшись всевозможных рецензий, ожидал, что эта «тоталитарная комедия», как определили жанр «Смерти Сталина» ее авторы, будет хуже. Однако получилась не лубочная и китчевая картина, чего я опасался, а скорее — утрированная адаптация для западного зрителя одного эпизода кровавой и трагической истории СССР. Реплики и некоторые ситуации действительно вызывают смех, но по большому счету — это не комедия, пусть и тоталитарная. Сталин своей костлявой, но все еще «железной» рукой, даже лежа в гробу, отправляет в могилу более тысячи человек, спешивших со всех уголков советской империи на его похороны, какой уж тут смех.
Трагизм ситуации, когда семь «кремлевских мудрецов» после смерти «вождя народов» спешно пытаются разделить власть и решить, кто станет преемником кровавого тирана, не столько смешит, сколько заставляет задуматься. Как стать первым среди равных — этот вопрос периодически всплывает то в одной, то в другой стране во время выборов. В марте 1953 года в Советском Союзе все решалось кулуарно и ни о каких выборах речи быть не могло.
Фильм действительно адаптирован для западного зрителя. Поэтому в кадрах транспаранты, таблички и даже надписи на венках — на английском языке. Историческая эпоха воссоздана со знанием дела. И было очень интересно наблюдать, когда в кадрах мелькают места, снятые в Киеве — здание мэрии, павильоны ВДНХ… Актерская игра — на высоте, а главные персонажи отнюдь не выглядят шутами гороховыми, особенно это проявляется в словесных междусобойчиках, которые довольно часто возникают по ходу фильма.
Самый трагический, на мой взгляд, момент в фильме — это появление в Москве маршала Жукова. Без него и его солдафонского подхода к решению проблем вряд ли бы Хрущев взошел на самую вершину политического Олимпа в СССР. Реальная сила тогда была в руках у Берии, который из подчиненных ему подразделений НКВД сумел практически создать собственную армию и был уже в полушаге от заветной мечты — стать новым хозяином Кремля. Именно противостояние армейского лидера со всемогущим руководителем спецслужб и милиции привело к власти гражданского «реформатора» Хрущева. А не поддержи тогда Жуков кремлевских заговорщиков, кто знает, как бы сложилась дальнейшая судьба СССР.
Нынешняя ситуация на политическом поле Украины за год до президентских выборов пусть очень отдаленно, но чем-то напоминает ситуацию марта 1953-го в СССР. Министр МВД имеет под рукой верную ему не только национальную полицию, но и Национальную гвардию, погранвойска, миграционную службу. Партия «Национальный корпус», не говоря уже о «Народном фронте», также прислушивается к мнению министра Авакова. Тут еще и неопознанные (пока) «Национальные дружины» объявились…
Усиление одного «силовика», простите за тавтологию, для любой страны чревато, а для Украины и подавно. Тем более, что вооруженные силы таким авторитетным и мощным единоначалием, увы, похвастаться не могут. И верховный главнокомандующий с этой ситуацией ничего пока сделать не может. Поэтому — смотрим «Смерть Сталина», думаем, анализируем. И смеемся. Там, где смешно, конечно.
Фото: кадр из фильма, Variety