Игорь Гужва: «Андрей Портнов мне помогает на волонтерских началах»
Игорь Гужва: «Андрей Портнов мне помогает на волонтерских началах»
31 января стало известно, что главный редактор интернет-издания «Страна.ua» Игорь Гужва покинул территорию Украины и обратился к австрийским властям с просьбой предоставить ему политическое убежище. Эта новость вызвала резонанс и вопросы к правоохранительной и судебной системе, ведь Гужва был фигурантом сразу нескольких уголовных дел и был ограничен в своих передвижениях и возможности выезда зарубеж (в частности, дело о вымогательстве и получении $10 тыс. у народного депутата из «Радикальной партии» Дмитрия Линько и дело об уклонении от уплаты налогов на сумму 17,8 млн грн в ООО «Вести масс-медиа» – бывшем издателе газеты «Вести», которую возглавлял Гужва).
Интернет-издание «Страна.ua» сообщило, что главред выехал в Австрию после того, как у него закончился срок меры пресечения, определенной судом, и он получил законное право покинуть Украину.
Спустя сутки свои объяснения дала Генпрокуратура. В ГПУ заявили, что в деле о вымогательстве Гужва так и не получил обвинительный акт, потому что не являлся в суд, но в отношении него продолжает действовать мера пресечения в виде внесенного им залога. Дело об уклонении от уплаты налогов Гужва, по данным прокуратуры, тоже затягивал, а суд отказал прокуратуре в изъятии у него трех загранпаспортов. Также, по данным ГПУ, 8 декабря во время обвинительной речи в суде прокурор подал ходатайство о продлении меры пресечения (обязанностей не покидать Киев), но якобы Гужва своими медицинскими справками и невозможностью явки в суд не дал суду рассмотреть это ходатайство.
Сам Гужва эти данные отрицает: «Я был на заседании 8 декабря. Прокурор 8 декабря (и ранее) никаких требований по мере пресечения не выдвигал (и это все, естественно, есть в материалах судебных заседаний)».
Прокуроры собирались ходатайствовать об усилении меры пресечения для Гужвы (который, заметим, уже находится за границей), об объявлении его в международный розыск. ГПУ даже готова готовить запрос на экстрадицию. В итоге, 6 февраля стало известно, что накануне суд разрешил задержать Игоря Гужву, чтобы привести его в суд для изменения меры пресечения. Но эти прокурорские активности после отъезда обвиняемого в Австрию выглядят, скажем прямо, малоперспективно.
Сам Игорь Гужва активно комментирует свой отъезд и заявления прокуратуры в Facebook, в эфире телеканалов NewsOne и ZIK. В частности, он сообщил, что уехал в Австрию, чтобы «лишить власть возможности влиять на "Страну"». При этом главред продолжает руководить изданием дистанционно. «Издание этот предвыборный год пройдет четко, активно развиваясь и наращивая обороты», – заявил Гужва на NewsOne.
«Я выбрал Австрию, потому что она является нейтральным государством – членом ЕС, но не членом НАТО. Австрия не находится ни в одном из военно-политических блоков. И в целом, по отношению к ситуации в Украине, если проследить, то, Австрия вела себя очень аккуратно, не вдаваясь в какие-либо крайности. Плюс ко всему, тут же, в Вене, пребывает и юрист Андрей Портнов, чьи советы и рекомендации помогут мне получить политическое убежище», – объяснил он в эфире NewsOne.
Там же он рассказал подробнее о прошении политического убежища: «Я подал заявление в полицию на предоставление мне политического убежища, через несколько дней мне выдали карточку, которая свидетельствует о том, что мое заявление принято к рассмотрению и мне дается разрешение на проживание в Австрии до момента принятия решение о предоставлении мне политического убежища.
…Мы собрали внушительный пакет документов, который постоянно пополняется. В этот пакет входят и все сообщения с угрозами от подвластных политиков, и они будут поданы властям Австрии как доказательство того беспредела, который происходит в стране и который не дает мне возможности нормально вести журналистскую деятельность».
«Детектор медиа» расспросил Игоря Гужву об обстоятельствах отъезда, его дальнейших перспективах, форме сотрудничества с Андреем Портновым. На вопросы главред «Страны.ua» ответил письменно.
– Игорь, знаете ли вы, когда австрийские власти дадут вам ответ о своем решении предоставить или не предоставить политическое убежище? Как выглядит эта процедура? Какие от вас потребовались документы при подаче такого прошения?
– По процедуре максимальный срок вынесения решения о предоставлении политического убежища – 15 месяцев. Со мной будут проведены собеседования, я предоставлю документы, которые подтверждают факты угроз и преследования за журналистскую деятельность в Украине.
– Является ли Андрей Портнов официальным представителем ваших интересов в Австрии? Если да, то вы заключали с ним договор? Если нет – то кто официально представляет вас как юрист в Австрии?
– Андрей Портнов мне помогает на волонтерских началах. Он неоднократно декларировал, что готов оказывать помощь всем, кого преследует нынешняя украинская власть, кроме преступников. Также я консультируюсь с рядом австрийских юристов.
– Когда именно вы уехали в Австрию? Вы выехали с семьей или пока нет? Если вы один, то планируете ли забрать семью?
– В Австрию я выехал после новогодних праздников (то есть между отъездом в Австрию и публичным объявлением об этом прошло несколько недель, прокуратура все это время тоже молчала. – ДМ). Вопросы семьи не комментирую.
– Предоставляет ли австрийское государство вам место для проживания – или вы должны позаботиться об этом самостоятельно?
– Решаю этот вопрос самостоятельно.
– Сколько дел на сегодня в Украине, по которым вы проходите как подозреваемый, обвиняемый или свидетель? На какой стадии они находятся?
– Их, как и было, пять, и с сентября прошлого года мой статус в них не изменился. Подробно об этих делах можно почитать здесь (дело о неуплате налогов ООО «Вести масс-медиа» – обвиняемый, дело о вымогательстве у Дмитрия Линько – обвиняемый, дело о неуплате налогов – свидетель, дело о разглашении гостайны – без процессуального статуса, дело о сепаратизме в журнале «Вести. Репортер» – без процессуального статуса. – ДМ). Все эти дела от начала и до конца сфабрикованы по приказу властей. Меня обвиняют в преступлениях, которые я не совершал. Особо следует отметить дело о вымогательстве якобы денег от народного депутата Линько. Для фабрикации этого дела власти в течение нескольких месяцев проводили спецоперацию, в результате которой меня должны были спровоцировать взять деньги за снятие материала с сайта. После того как я отказался это делать, деньги мне просто подбросили. После чего провели незаконный обыск (без санкции суда) у нас в редакции и бросили меня в тюрьму. При этом в самих материалах дела содержатся доказательства моего отказа брать деньги (в частности – переписка в WhatsApp).
– Общаетесь ли вы с представителями прокуратуры?
– Скорее это они со мной общаются. Например, сегодня (6 февраля. – ДМ) они объявили о том, что собираются взять меня под стражу. Тем самым еще раз подтвердив то, о чем я говорил уже неоднократно, – по возвращению в Украину при нынешней власти меня ждет тюрьма. Как минимум.
– Продолжит ли ходить на суды ваш представитель или теперь до получения статуса в Австрии ваши представители вообще не будут присутствовать на судах?
– Я и мои представители будем продолжать защищать свои права в Украине насколько это возможно. Хотя никакого доверия ни к судебной, ни к правоохранительной системе у меня нет. Силовые структуры уже давно выполняют политические заказы власти, а еще существовавшие до недавнего времени остатки независимости судебной системы были уничтожены после указа президента о расформировании судов. Теперь каждый судья находится на крючке. А потому они вынуждены выносить решения по требованиям властей, если хотят попасть в новые суды.
– По одной из обсуждаемых версий ваш выезд стал возможен благодаря договоренностям между представителями власти и вами. Не могли бы вы прокомментировать эту версию?
– Никаких договоренностей у меня властями не было.
Судя по их реакции на мой отъезд, для них это было шоком. У них на меня были совсем иные планы. Они рассчитывали меня показательно посадить в тюрьму, чтобы запугать остальных журналистов и показать, к чему приводит «выход за флажки». Судя по постоянным угрозам, которые мы получали, не исключался и «план Б» – мое физическое устранение руками подконтрольных властям праворадикальных группировок («пример Бузины», о котором не так давно заявил нардеп Игорь Мосийчук).
И последние события только подтверждают, что планы властей относительно меня не изменились. Так, вчера суд постановил меня задержать с целью привода в суд для решения вопроса об изменении меры пресечения с залога на содержание под стражей. Параллельно Банковая, по моим данным, поручила организовать давление на Австрию по дипломатическим каналам с целью добиться моей выдачи.
– Вы уже участвовали в выборах. Планируете ли вы участвовать в выборах в дальнейшем?
– Пока таких планов нет.
– Если Австрия не предоставит вам убежище, какими будут ваши дальнейшие действия?
– На данном этапе я сосредоточен на подготовке максимально полного пакета доказательств для австрийских властей в обоснование моей позиции. Однако при этом хочу подчеркнуть, что моя цель – не эмиграция. Моя цель – добиться честного правосудия в Украине. К сожалению, при нынешней власти это невозможно. Поэтому я вынужден временно покинуть Украину. Чтобы сохранить свою жизнь и свободу. И чтобы обеспечить нормальное функционирование интернет-газеты «Страна». Пока я находился в Киеве и меня могли в любой момент снова взять под стражу – это был сильный рычаг воздействия властей на наше издание. Теперь они его лишились и сильно переживают по этому поводу. Я вернусь в Украину, когда ситуация в ней позволит гражданам рассчитывать на справедливый суд и на то, что правоохранительные органы будут защищать людей от угрозы убийства, а не заниматься выполнением политических заказов.
Фото: Аркадий Манн, «Страна.ua»