Неформатный директор
15 мая Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания повторно рассмотрит заявку «MTV Украина» на получение лицензии. Это третья попытка MTV выйти на украинский рынок. Будет ли она удачной? Генеральный директор «MTV Украина» Евгений Ступка в интервью «МедиаБизнесу» - первом после назначения на должность – рассказал о том, какие меры предпринимает инвестор - компания Horizon Capital - для получения лицензии, о строительстве студии, планах в отношении собственного производства и принципах отбора музыкального видео для ротации в эфире.
- Нацсовет не удовлетворил заявку канала на выдачу спутниковой лицензии и попросил предоставить дополнительную информацию о том, как телеканал будет функционировать. Что вы сейчас предпринимаете для получения лицензии?
- Нацсовет очень тщательно и профессионально подходит к рассмотрению заявок, поэтому они хотят знать некоторые детали. На совещании они (члены Нацсовета. – Ред.) обратили внимание на то, что хоте ли бы знать подробности. Эта информация будет подготовлена к 15 мая.
- Какую именно информацию у вас запросил Нацсовет?
- Нацсовет опасается выдать лицензию «бумажной» компании – компании, у которой ничего нет, кроме юридического адреса и визиток. Нацсовет хотел понять формат нашего вещания: интересовало, будет ли это прямая ретрансляция западного сигнала либо что-то иное, и мы сейчас готовим информацию по этому поводу. Нацсовет беспокоится о том, сможем ли мы выполнять все требования, сможем ли мы соответствовать законодательным требованиям, касающимся украинского языка, украинской музыки, украинского программного продукта. Естественно, для соответствия этим нормам необходимо иметь собственное производство, и они хотят знать, есть ли у нас таковое. В данном случае мы себя уверенно чувствуем - у нас будет собственное производство.
- С какими компаниями вы договорились о сотрудничестве по производству программ?
- Мы планируем делать большинство программ сами. Техника для производственных структур уже закуплена. У нас строится офис. Он запускается в работу 15 мая. Этот офис является очень мощной, современной базой для производства.
- Сколько вы потратили на техническое оснащение канала?
- Это мы, к сожалению, не можем раскрывать, поскольку деньги принадлежат инвесторам (Horizon Capital. – Ред.) и это является конфиденциальной информацией. Но это дорогостоящая техника.
- У кого и где вы её покупали?
- Покупали у нескольких ведущих компаний – английской Prabel и украинской «Инженер-Сервис». Prabel – это лидер мирового рынка, а «Инженер-Сервис» - один из лидеров украинского рынка. Они делали инсталляции для «1+1», К1, К2, нескольких музыкальных каналов. Технологии, которые мы устанавливаем сейчас, являются революционными и ещё не использовались на территории Украины. Мы хотим иметь современное быстрое производство, полностью основанное на цифровых носителях. Оно дорогостоящее, но эффективное, и позволяет относительно небольшой команде людей быстро создавать программный продукт.
- Какие программы будут производиться на канале и какие программы намерены приобретать?
- Это тоже секрет. Наша программная сетка представляет огромный интерес для конкурентов, и пока мы не в эфире – мы об этом говорить не хотим. Мы ориентированны на то, чтобы делать минимум закупок и максимально производиться самостоятельно.
- Каково будет процентное соотношение собственных и приобретённых программ на канале?
- Думаю, 70% к 30%.
- На каком языке будет вестись вещание?
- Исключительно на украинском.
- А как на счёт музыкального наполнения?
- Музыкальное наполнение в нашей стране является огромной проблемой, потому что закон требует, а индустрия ещё очень молодая и не успевает качественно развиваться. Один из принципов, которым мы руководствуемся при создании канала, - помогать, искать и развивать новые местные таланты. Мы однозначно будем выполнять 50-процентную квоту Нацсовета. Я думаю, мы её будем даже перевыполнять. У нас на канале будет дана дорога группам, которые существуют, но не могут пробиться из-за определённых правил игры. У нас в стране есть история, называемая «формат – не формат». Вот эта история немножко изменится.
Ещё один принцип MTV – непринятие систему pay for play, то есть, оплаты за ротацию музыки. Это является правилом, которое MTV неукоснительно выполняет везде, на каждом рынке. Мы не будем брать деньги за ротации. У нас даже есть на руках исследование, которое проводилось среди конечных потребителей музыкального продукта: по количеству ротаций на каналах люди легко определяют, какой клип является платным. Этого у нас не будет: мы будем продвигать местную музыку, если это будет хороший, качественный, перспективный продукт.
- Во сколько сегодня обходится такая ротация на музыкальных каналах?
- По слухам, это от $30 до $50 за один эфир.
- Всего лишь?
- Средний клип ротируется за год на среднем музыкальном канале 300-400 раз, хороший клип ротируется 500 раз. У хорошего артиста хороших клипов за год три – соответственно, 1500 ротаций за год. Если предположить, что все они платные, - это огромные деньги.
- Эти средства проходят через кассу?
- Мы не знаем, как это проходит, как платят, но говорят, что есть такие неофициально заявленные цены. Я думаю, об этом лучше спросить у артистов.
- Как будет распространяться сигнал канала?
- Вещание будет вестись через спутник Amos 2 в некодированном виде. Поскольку у любого спутника есть зона уверенного приёма - некий радиус. Поэтому, естественно, наш канал можно будет увидеть в Польше, Румынии, Чехии, Словакии, возможно – в Германии. У нас есть список стран, где можно поймать этот сигнал. Весь наш программный продукт, который будет в эфире, пройдёт лицензирование на все эти страны, и у нас есть подтверждение от MTV Emerging Markets о том, что они об этом знают, это согласовано и никаких претензий нет.
- Нацсовет уже видел эти документы?
- Да. Нацсовет бегло ознакомился с нашими документами, обозначил вопросы, в которые бы он хотел углубиться, и перенёс рассмотрение на следующее заседание. Наша программная концепция «вылизана» и, я считаю, является лучшей. Но если посмотреть на все заседания Нацсовета, когда он выдавал спутниковые лицензии, практически ни одному каналу с первого заседания лицензию не выдавали.
- С чем это связано?
- Когда рассматривалась наша заявка, на заседании было ещё 62 других вопроса, и ознакомиться с документами, насколько я понимаю, члены Нацсовета вряд ли успели. Моё личное мнение: рассмотрение вопроса перенесли, поскольку члены Нацсовета должны ознакомиться с документами, и уже на следующем заседании будет приниматься решение.
- Однако заместитель председателя Нацсовета Игорь Курус утверждает, что осторожность ведомства связана и с неудачным запуском канала в прошлом году. Как происходила «передача» канала предыдущим лицензиатом?
- Мы канал не принимали. «Мрия ТВ» - совершенно отдельное юрлицо, мы о нём ничего не знаем, кроме слухов. Эта компания пыталась сделать то, что сейчас делаем мы, но по каким-то причинам от этого отказалась. Возможно, этой компании кто-то или что-то помешало, например, отсутствие финансирования.
- Вы общались с представителями этой компании?
- Никогда в жизни. У нас с ними нет никаких контактов. Несколько сотрудников, работавших над запуском канала в 2006 году, сейчас работают у нас. Мы не хотим комментировать работу людей, которые не имеют к нам никакого отношения, поскольку мы не так хорошо знаем ситуацию. Кроме того, контрагентом «Мрии ТВ» выступал MTV, который сейчас является нашим контрагентом - лицензию MTV сейчас предоставили нам.
- Вам известно, чем закончилась история с невыплатой зарплат сотрудникам канала, работавшим в 2006 году?
- Только слухи. Мы не являемся правопреемником «Мрии ТВ», и все обязательства, которые она несла, к нам не имеют отношения.
- Но ведь к вам на работу перешли некоторые сотрудники из предыдущего состава – вам должно быть что-то известно!
- Это квалифицированные сотрудники. Думаю, если бы они были недовольны сотрудничеством с MTV – они бы во второй раз не пошли работать на этот канал, даже в новую компанию.
- Сколько человек вы уже приняли в штат? И сколько предполагается принять на работу в целом?
- Сейчас на работу приняты 20 человек. Когда канал будет работать в полную мощность – до 100 человек.
- Какие цели поставлены перед вам как руководителем проекта компанией-инвестором? Зачем вам лично участие в данном проекте?
- MTV – это легенда, и никто никогда не верил, что в нашей стране тоже будет MTV. Для меня и всех людей, которые здесь работают, - это, прежде всего, не работа, а интересный проект. Цели, которые ставит собственник, находятся в финансовом поле, а цели личные – построить канал, за который было бы не стыдно, который бы все с удовольствием смотрели и который бы заставлял людей что-то изменить в своей жизни к лучшему.
- Сколько времени для этого потребуется?
- Я надеюсь, что канал будет в эфире в августе. Мы к этому, во всяком случае, технически готовы. И я надеюсь, что этот канал очень быстро займёт своё место на рынке, и общий культурно-социальный эффект будет заметен в ближайшие полгода. В октябре будет понятно, какой у нас старт. Мы дадим вам полный отчёт и вы сможете нас критиковать.
- Когда канал намерен выйти на самоокупаемость?
- Самоокупаемость в нашей стране – мистический термин, который всеми трактуется по-разному. Я думаю, что через два года на самоокупаемость точно должен выйти.
- Что вы будете делать, если 15 мая Нацсовет снова не выдаст лицензию? Вы допускаете такую возможность?
- Конечно. В Нацсовете работают профессионалы, которые хорошо знают своё дело. Если они найдут какую-то ошибку в наших стремлениях с точки зрения закона – они нам на неё непременно укажут, и мы ее исправим. Но я хочу сказать, что у Нацсовета нет причин не предоставлять нам лицензию: мы готовы к выполнению всех требований, и не на словах – на деле. У нас строится офис, разрабатывается дизайн, собран «костяк» команды, готовится программный продукт. Мы настроены оптимистично и относимся к переносу рассмотрения нашей заявки как к техническому вопросу. Конечно, понимаем, что Нацсовет уже однажды выдал лицензию MTV и отозвал её обратно, поэтому такое пристальное внимание к нам является вполне естественным. Кроме того, Нацсовет не только выдаёт лицензии, но и контролирует выполнение законодательства, и чем тщательнее мы на старте проработаем документы, тем проще впоследствии нам будет работать, поскольку они будут контролировать нашу работу.
Екатерина Андреева, «МедиаБизнес»