Вячеслав Пиховшек: Моя задача - сделать «Эпицентр» главной политической программой страны. Программой, которую будут смотреть все.
«Эпицентр» снова в телеэфире. Старт – 2 октября. Зачем? Для кого? Какой будет в этот раз программа, ставшая в свое время для многих символом манипуляций общественным сознанием? Об этом говорим с автором и ведущим проекта Вячеславом Пиховшеком, провокационность которого иногда переходит границу приличия, а профессионализм и ум неизменно вызывают уважение.
Вячеслав, после почти двухлетнего перерыва в эфир возвращается «Эпицентр». Каков будет формат программы?
Это будет пресс-клуб – авторитетные журналисты против авторитетного гостя. И несколько «фишек», которые будут применяться не с первой программы, последовательно добавляясь в течение сезона 2006-2007-м. Раскрывать их не буду. Пусть они станут некоторым сюрпризом. В нашем телевидении не так уж много неэксплуатирумых «фишек», но, как мне кажется, удалось придумать кое-что новое и по-новому применить используемое «старое».
Но костяк программы - формат, применявшийся в 1999 году, когда в «Эпицентре» принимали участие молодой Георгий Гонгадзе, молодая Юлия Лымарь и молодой Виктор Шлинчак. А также Светлана Дорош, Наталия Лигачева, Диана Дуцык, Наталия Кондратюк, Ольга Мусафирова, Эдуард Лозовой. Все эти имена сегодня представляют журналистский корпус страны. Впрочем, буду приглашать и «пул» из «Иду на Вы». Среди множества имен назову, прежде всего, Елену Зварич, а также Мустафу аль-Найема и Олега Волошина, Татьяну Кремень и Олесю Олешко, обучившихся за два года работы специфики прямого эфира, мэтров нашего эфира Николая Княжицкого и Михаила Кухаря.
Всего же в списках журналистов, приглашаемых в обновленный «Эпицентр» к моменту этого интервью около 70 фамилий. Многие из этих и других людей расценивают свой приход в «Эпицентр» и как самовыражение, и как реальную возможность повлиять на большую политику. Те, кто участвует в «Эпицентре» впервые, получат хорошую школу прямого эфира, а некоторые из них – сделают первый шаг к собственным телевизионным проектам. Все это плюс обновленность, надеюсь, перевесят опасения по поводу прошлого негативного имиджа программы и репутации Пиховшека. Я же постараюсь продемонстрировать свой профессионализм как ведущего незаангажированной программы.
Для Георгия Гонгадзе участие в вашей программе плохо закончилось.
Надеюсь, у нас общее мнение в отношении того, что его участие в «Эпицентре» не спровоцировало его трагическую судьбу. Недавно пересматривал эпизоды с участием Геогрия Гонгадзе в «том» «Эпицентре». В свете событий последних лет многое представляется интересным и необычным. Сейчас склоняюсь к тому, чтобы, возможно, кое-какие из этих эпизодов опять показать в эфире.
«Со стереотипами не воюю. Мне жаль людей, подверженных их влиянию».
Не секрет, что репутация программы «Эпицентр» сильно подмочена. Думаю, вы неоднократно слышали, что «Эпицентр» - лживая программа, а вы – лживый журналист. Вы как-то реагируете на такие слова?
Да, реагирую. По образованию я философ, поэтому хулу и хвалу воспринимаю приблизительно одинаково. Это – не рисовка, это, если угодно такое вот фаталистическое отношение к действительности. Хвалу комментировать не стоит, а что касается критики, то всегда ее слушаю и читаю, ищу рациональное зерно, то, что могу реально улучшить в своей работе. Со стереотипами не воюю. Мне жаль людей, подверженных их влиянию.
Сейчас слышу об «Эпицентре» позитивное, например, в Донецке, Симферополе, Одессе и Харькове. Я, иронически говоря, являюсь телевизионным национальным героем в тех регионах, которые, простите за тавтологию, остаются за Партией регионов. Потому что не конъюнктурил, не стал «помаранчевым», не высказал какого-то другого своего отношения к тем или иным персонажам украинской и мировой политики.
К тому же, со временем исторические оценки меняются. Когда-то, если мне не изменяет память, китайского политического лидера Чжоу Энлая спросили о всемирном значении Великой французской революции, он ответил – подождите, прошло всего двести лет. Чем больше проходит времени, тем больше выравнивается и репутация программы «Эпицентр» как той, где были наиболее точные оценки и прогнозы, хотя и далеко не всегда была вторая точка зрения - согласен…
Ой, ли…
Чтобы не быть голословным – три примера - я говорил во время революции, что в Киеве не было и нет русского спецназа, в то время, как другие говорили прямо противоположное. Потом сами «помаранчевые» признали, что байка о русском спецназе была враньем для политической целесообразности. Я много прогнозировал, как те или иные характерные особенности лидеров «помаранчевых» будут продуцировать ту или иную их политику – сейчас об этом говорят и пишут все. Я даже говорил, что придет время, и премьером при В.Ющенко будет В.Янукович (или наоборот), все так и произошло.
А часть прогнозов не сбылась…
Сбудется. На этом этапе, в сезоне 2006-2007 года задача – не потерять доверия, условно говоря, традиционного «бело-голубого» зрителя (нравиться это кому-то или нет, их 45% к моменту этого интервью) и получить внимание зрителя Центра Украины. Для моих коллег не секрет мои близкие связи с известными социологическими службами страны и я собираюсь внимательно отслеживать этот процесс.
«Программу будут смотреть в первую очередь люди, которые хотят думать самостоятельно и самостоятельно делать выводы»
Целевая аудитория «Эпицентра» это…
Это граждане Украины в возрасте 30 – 50 лет, проживающие на Юге, Востоке, в Центре Украины и в Закарпатье. Меньше Запад страны, который «хочет» более «оранжевой» журналистики. В первую очередь - это люди, которые хотят думать самостоятельно и самостоятельно делать выводы. Реальный средний класс, предприниматели всех уровней. Патриоты своей земли, стоящие обеими ногами на украинской земле, те, которых удешевление кредитной ставки заботит как минимум не меньше, чем языковой вопрос.
Те, кто понимает, пусть даже интуитивно, что не все в политике открыто к ним доносится и, значит, важны скрытые пружины этой политики, в первую очередь мотивы действий политических персонажей. Люди, которые склонны анализировать, а не доверять, поскольку внутри доверия часто скрывается слепая вера. Те, которые склонны понимать факты в логике событий, а не верить интерпретациям.
Те, которые, получив информацию из разных газет, интернет-изданий, теле- и радиопрограмм, сопоставляют ее и делают свои выводы. Пусть таких людей и меньшинство, но именно они являются в своих сферах лидерами общественного мнения. Нельзя объять необъятное. «Эпицентр» - это не продукт шоу-бизнеса, где количество имеет решающее значение.
Чем новый «Эпицентр» будет отличаться от «Эпицентра» предыдущего?
Самое главное отличие – то, что предыдущий «Эпицентр» был монологичной программой, а нынешний – много голосов, много вопросов и, надеюсь, действительно много ответов. Но анализ ситуации и прогнозирование наиболее значимых событий должны оставаться «брендом» программы, это то, чего зритель ждет, и то, к чему он привык.
Но важно понимать, что изменилась и сама политика. Это не монопольная политика Л.Кучмы. Сейчас это реальная конкуренция реальных политических сил. Существует очень серьезная проблема работы многих политических лидеров исключительно на собственный электорат, а не национальные интересы страны в целом. И это обстоятельство сильнейшим образом раскалывает страну.
Вместе с тем очень важно показывать всех политических лидеров и показывать саму эту конкуренцию. Пусть победит тот, кто будет убедительней. Тот, кто эффективней построит свою информационную политику. Тот, кто в высшей степени профессионально ее реализует. Сейчас в стране – в том числе и благодаря позиции властей, и журналистов – реальная свобода слова. Наступило время показать, как это обстоятельство переходит в качество высокого профессионального уровня этой самой свободы слова.
«На «1+1» много людей, которым «помаранчевые» симпатичны более чем «бело-голубые». Но, вместе с тем, часть не означает целое»
В ситуации неопределенности и судов вокруг канала 1+1, программа Пиховшека будет корреспондироваться с точкой зрения старого руководства или со взглядами господина Коломойского?
Как и раньше, буду руководствоваться собственной точкой зрения. В том, что кто-то хочет купить, а кто-то продает – нет ничего катастрофического. Важны только правила и, конечно, свобода ведения бизнеса, опирающаяся на закон. Результат конкретного судебного процесса «Роднянский против Коломойского», вне всякого сомнения, докажет всем внутренним и внешним инвесторам, как обстоят дела с ведением бизнеса в Украине, насколько вообще интересно большому бизнесу быть в Украине.
Пожалуй, трудно припомнить, когда с 1+1 не судились.
Наверное, даже одно это обстоятельство доказывает – как минимум – то, что есть за что судиться. Творческий костяк канала (мне трудно говорить о позиции тех, для кого 1+1 временное место работы или тех, кто недавно присоединился к нам) – притерпелся к судам. В том числе и к коммерческому плюрализму. Это карма какая-то у канала, судится…
У канала – нормальные и внятные акционеры, которые нормально и внятно формулируют условия работы. Нормальные и внятные руководители, которые конкретизируют творческие задачи. У канала есть мировоззренческий лидер – Александр Роднянский, человек, успешный во всем, за что он берется, поскольку точно просчитывает шансы на успех и за не успешные дела не берущийся.
Здесь следует сказать следующее. Первое – Роднянский не политический лидер, очень важно понимать, что он не участвует в политических процессах в странах, где работает, но он, если угодно, мировоззренческий лидер, то есть человек, жизненные установки которого разделяются или близки костяку коллектива 1+1. Это либеральная идеология гражданского общества, которая предполагает то, что разные точки зрения на один и тот же факт или процесс обязаны уживаться. Второе - мы в любых условиях поддерживаем своих руководителей, они – нас.
Да, кому-то многие годы не нравится эта корпоративная этика, но такова жизнь, и это важно понимать и тем, кому это не нравится. Пожалуй, успех любой телепрограммы состоит в оптимальном балансе между корпоративной этикой и общественными интересами. Каждый ищет его сам, у кого-то это получается лучше или хуже.
Невооруженным глазом в «Иду на Вы» была видна ваша конфликтность с Ольгой Герасимьюк. Как сейчас складываются ваши взаимоотношения?
Прежде всего, я всегда, как бы не складывалась дальше жизнь, благодарен Ольге Владимировне за то, что в труднейших условиях 2004 – начала 2005 года она пошла на то, чтобы делать проект «Иду на Вы» вместе со мной. Это было нелегко, учитывая, что многие требовали «казни» Пиховшека. Такое не забывается, в предельных условиях человек и раскрывается предельно. И это относится не только к Ольге Герасимьюк.
Та «конфликтность» была придуманным сценарным ходом, рациональным мотивированием интереса зрителя, смотрящего в том числе и за развитием наших отношений на экране. Хотя, конечно, мы разные.
Ольга Владимировна выбрала политику. Хочу еще раз обратить внимание, что она прекратила вести «Иду на Вы» в момент этого выбора. Все было честно и с ее стороны, и со стороны канала. В настоящее время она остается «звездой» 1+1, ведущей программы «Без табу».
В какой-то мере 1+1 стал кадровым резервом для «оранжевого» политикума. Валентина Руденко, ваша бывшая начальник пиар—службы, Ольга Герасимьюк, теперь Ирина Ванникова.
Ирина Геращенко когда-то пришла к Виктору Ющенко из «Интера». Но в целом согласен, что на канале много людей, которым «помаранчевые» симпатичны более чем «бело-голубые». Но, вместе с тем, часть не означает целое. У «Эпицентра» нет же репутации «оранжевой программы», не так ли?
«Мы не общаемся с Виктором Владимировичем и у меня нет контракта с СДПУ(О)».
«Эпицентр» четко связывают со временами темников и Виктора Медведчука. Он до сих пор контролирует Вас?
Мы не общаемся с Виктором Владимировичем, и у меня нет контракта с СДПУ(О). В перечне задач, поставленных руководством канала, предполагается независимость «Эпицентра» от любого политического влияния.
А темниками не от СДПУ(О) будете пользоваться?
А вы думаете, что у меня есть необходимость самому себе темники писать?
Ответ – «нет»?
Ответ – «темники сейчас некому писать». Хотя, разве желающих поубавилось?
Найдутся, учитывая недавние обещания вице-премьера, министра финансов Николая Азарова «спросить со всех, кто проводит неправильную информационную политику»…
Слова Николая Яновича я бы расценил как пожелание к некоторым телеперсонажам перестроить свой подход к отбору тем и интерпретации фактов с учетом перехода к парламентско-президентской республике.
Какой будет тема первой программы?
Это будет господин Азаров. Анонс уже в эфире. Смотрите сегодня вечером.
Программа политического аналитика Вячеслава Пиховшека нужна в условиях, когда политика все больше отдаляется от аналитики, семимильными шагами приближаясь к «попсе»?
Значит, мы попробуем сделать политику более аналитической, чем попсовой. Моя задача - сделать «Эпицентр» главной политической программой страны. Программой, которую будут смотреть все, ибо пропуская ее, ты пропускаешь нечто очень важное.
Очень много телепрограмм, очень много СМИ превратились в рупор трансляции политического пиара, в этом я согласен с «Детектор медіа». «Он сказал», «она заявила», «он удивлен», «она обеспокоена» - да кому это интересно! Конечно, многим коллегам так удобно – передал в эфир заявление, в крайнем случае, два заявления – типа две точки зрения. А что за этими заявлениями стоит? Какие мотивы? Задачи? Многоходовки? Это кто-то зрителю объясняет?
Вы, я так понимаю, готовы объяснять. Прошлое не мешает?
Сейчас все решает уровень. Телезвезд и телезвездочек хоть пруд пруди. Но в телевидении не важен возраст. Важно, либо ты можешь конкурировать, либо нет. Я к конкуренции готов. Я молодой 40-летний хорошо материально обеспеченный работоголик, для которого работа, работа и еще раз работа является смыслом жизни. Когда есть работа, я готов работать 25 часов в сутки. У меня несколько образований, связи и источники в политическом мире Украины и за рубежом, крупнейшие личные бумажные и видеодосье на политиков и по темам.
Может быть, Вы не учитываете, что в период с 1999 по 2004 год я работал 6 дней в неделю как редактор ТСН и 7-й день – как автор «Эпицентра». Теперь у меня есть возможность работать только раз в неделю и только на «Эпицентр». Сделать, пусть и не с первой попытки, то, что я сам буду считать оптимальной политической телепрограммой.
В таких условиях я еще никогда не работал. Давайте поконкурируем, и пусть победит тот, кто выходит в телепространство не для того, чтобы покрасоваться, а тратит все свое так называемое свободное время на работу с источниками информации, тот, у кого они – эти источники - лучше, кто умеет лучше обобщать, анализировать, прогнозировать. Кто эффективней, в конце концов. Мы приближаемся к западным стандартам журналистики? Так вот, на Западе так и выигрывают конкуренцию. А я не умею делать неэффективно.
Вы все же надеетесь, что найдутся люди, которые будут прислушиваться к вашему мнению?
По меньшей мере, мне всегда удавалось это сделать. Прислушивались и учитывали даже те, кто ненавидел. Если мне это понадобится сделать с вами, буду цитировать ваши статьи в «Эпицентре», а перед этим вам позвоню и предупрежу. У нас ведь свобода слова? А это означает, что и вас я могу цитировать без вашего согласия? Вы будете вынуждены смотреть «Эпицентр», чтобы понять, в каком контексте цитируют ваши слова. Предлагаю всем помнить о том, что «Эпицентр» уже в эфире.