Оптимистическая трагедия

16 Лютого 2011
28214
16 Лютого 2011
13:08

Оптимистическая трагедия

28214
Все чувствуют, что власти охотно играют в малую демократию, то есть в Твиттер и улицу. Но не собираются никого пускать к большой демократии, то есть к свободным выборам
Оптимистическая трагедия

Откроешь френд-ленту или ленту новостей после недельного отсутствия в Москве, и мозг впадает в ступор. Как будто сидишь в кинозале и на экран проецируют сразу два разных кино. В одном фильме Гельман создает «гуманитарное Сколково» в тверском Завидово.

Вчитаешься - и только радость одна. Вот даже и редактор православного журнала «Нескучный сад» Юля Данилова ободрена этими новостями. Пошел в гости к социологу И. А он говорит: ну, ты уже, наверное, читал в «Ведомостях»? Путин создал 19 экспертных групп по разработке новой стратегии-2020. Всем командует Высшая школа экономики и АНХ, т.е. Кузьминов, Ясин, Мау и др. Вся эта комиссия под Шуваловым, полная поддержка правительства. Знаешь, прямо как в 2000 году. Помнишь, как тогда всех созывали под знамена Центра стратегических разработок Грефа? Давай, говорит мне И., включайся в работу нашей экспертной комиссии по «гражданским институтам».

И тоже думаешь: вот оно как дело-то пошло! Забыта окончательно вся эта старая единороссовская мудянка со стратегией-2020, с суверенной демократией. Все оставшиеся в живых экспертные группы сзываются нашими прогрессивными властителями.

Милицию - в полицию, среднюю школу освобождают от избытка предметов в старших классах, Ленина - из Мавзолея.

В Екатеринбурге прошло заседание Президентского совета по гражданскому обществу, и там я узнал, что Федотов, оказывается, собирается проводить гражданские форумы в разных регионах, т.е. собирать мед в федеральный улей гражданских инициатив. Звучат призывы к пробуждению и т.д. Уважаемые деятели гламура безнаказанно посылают куда подальше партию «Единая Россия». Другие раскаиваются в том, что по недоразумению подписали когда-то письмо против Ходорковского. А почему нет? - сказал Путин Познеру в ответ на вопрос о том, можно ли приглашать оппозиционеров в эфир. Навальный разъезжает по стране, сколачивая группы поддержки для движения против откатов и распила бюджета. Не все следят за этим, но в феврале освобождены по УДО Айгуль Махмутова и Ирек Муртазин - это два громких дела, когда журналистов засудили лужковские и шаймиевские структуры. Митинги разрешают повсеместно - и левым, и правым. «День гнева» - митинг левых - закончился тем, что участники пытались устроить несогласованное шествие куда-то - то ли к АП, то ли к ФСБ. Милиция это пресекает. Но уже не так уверенно, как раньше. Задержания оформлять все труднее. Адвокатов задержанных уличных протестантов гонят из милицейских участков. Их гонят. Но милиционеры в растерянности - молодые парни не готовы врать на суде. Триумфальная-31 теперь разрешена. Оппозиция напрягает власти - хочет ходить шествиями, требует снять ограничения на численность.

Реагировать властям трудно: Немцова (правый), Удальцова (левый), Тора (националист) посадили на сколько-то суток каждого. ЖЖ залит негодованием. Обычная в таких случаях ситуация: чудовищными кажутся те действия властей, которые еще вчера показались бы «вегетарианскими», - судья Боровикова за 15-суточный арест Немцова проклята навеки. Между тем в Краснодаре начались стихийные митинги против повышения тарифов ЖКХ, и администрация Ткачева быстро сдала назад, объявила о моратории на повышение на два месяца. Давить уже не решаются, опасаются реакции Москвы и публичности.

Иначе говоря, «прямая демократия», т.е. демократия «новых медиа» и уличных акций, дружно идет в гору. Старые «институции», т.е. парламентские партии, заметно сдулись и помалкивают. Они теперь находятся в положении субъектов «непрямой», т.е. представительной, демократии, а это никому не интересно. Выборы - это уже «мертвая политика». Все чувствуют, что власти охотно играют в малую демократию, т.е. в Твиттер и улицу. Но не собираются никого пускать к большой демократии, т.е. к свободным выборам.

Три вещи остаются в зоне молчания: выборы, телевизор и «столпы экономики». Этого трогать нельзя. Молчат «жирные коты» путинской экономики. Хотя там-сям и проносятся статьи иностранных корреспондентов о Тимченко, Ковальчуке и кооперативе «Озеро», сами столпы никакой гражданской позиции не заявляют. Помалкивает и ранее говорливый г-н Чуров. Потому что нет команды проводить «честные федеральные выборы». А с телевизором и вовсе плохо: там не знают, как освещать уже разрешенную «прямую демократию». Тут не до попыток вернуться к формату общественного телевидения: нет ни идей, ни людей.

Что дальше? Непростая история. Игра в Твиттер и общественные протесты против ЖКХ, Химкинского леса, против миграции и мультикультурализма и проч. - все это здесь не может перерасти в египетский сценарий. Но если «политика» будет расконсервироваться и дальше, то главным окажутся бюджетные трансферты «центр - регионы». А вместе с этим и вся конструкция путинского консенсуса, т.е. лояльности, основанной на отъеме и обратном получении денег. А это - вопрос о федерации и унитарном государстве. А это - вопрос конституционной реформы. А тогда это и вопрос о всей политической системе... И в результате это вопрос об изменении характера властных отношений в России вообще.

Можно ли себе это представить? Да. Можно.

Автор - директор Центра медиаисследований Института истории культур; ведет блог amoro1959 в LiveJournal.com

 

Александр Морозов, OpenSpace.Ru 

Иллюстрация - www.openspace.ru

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Александр Морозов, OpenSpace.Ru
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
28214
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду