РФ: Проблемы-2010 (часть 1-я)

29 Грудня 2010
17689
29 Грудня 2010
11:16

РФ: Проблемы-2010 (часть 1-я)

17689
Журналисты, писатели и политологи назвали главные проблемы России в 2010-м году и предложили варианты их решения
РФ: Проблемы-2010 (часть 1-я)

 


Юрий Сапрыкин, редакционный директор «Афиши»: "Озверение"  

Общее место уже - сравнивать 2010-й с 90-ми, в том смысле, что по количеству авантюрных стартапов и по числу заказных убийств прошедший год приближается ко временам залоговых аукционов. Однако есть показатели, по которым нынешняя Россия уверенно ставит рекорды даже по сравнению с 90-ми: это, скажем так, количество неадекватных реакций. Даже у ореховской и солнцевской ОПГ были какие-то нормы приличий - если тебе наступили на ногу, не стоит в ответ втыкать отвертку в шею. Сегодня, как показывают сводки новостей, получить удар условной отверткой можно более-менее за что угодно: за то, что обгонял, подрезал, не уступил дорогу, толкнул у барной стойки или просто неправильно посмотрел (да-да, была и такая новость - про выходцев из Дагестана, которые устроили стрельбу в сочинском кафе, потому что посетители «плохо посмотрели на их автомобиль»). Почему, скажем, избили до полусмерти журналиста Кашина? Да нипочему. Состояние нравов провалилось даже не в ветхозаветные, а в какие-то пещерные времена: принцип «подставь другую щеку» превратился в интернетный мем, люди, его придерживающиеся, называются словом «терпила», а главной нравственной максимой оказывается фраза Божены Рынски - «никто до конца года не уйдет от ответа». Все осложняется тем, что общество и без того раскалывается на изолированные, не пересекающиеся, презирающие и ненавидящие друг друга группы; в результате случайная драка на автобусной остановке легко перерастает в массовые беспорядки под кремлевской стеной, и едва ли не в тотальную войну всех против всех. 


Решение. Единственный способ, который приходит в голову - медитировать на сострадание ко всему сущему, жить не по лжи и почаще слушать на ночь Гребенщикова. Но боюсь, виновники торжества этими советами не воспользуются. 





Олег Кашин, журналист: "Владимир Владимирович Путин"

Я наверняка преувеличиваю роль личности в истории и упрощаю, но у главной проблемы России в 2010 году есть имя, фамилия и отчество. Главная проблема России-2010 - это Владимир Владимирович Путин. Это совсем не политическая проблема, скорее - моральная. Главной претензией к Путину должен быть не стандартный правозащитнический набор - свобода слова, парламентаризм, разгон митингов, силовики, бизнес и прочее. Путин - это гопническая пацанская этика вместо человеческой, право сильного, возведенное в абсолют, вседозволенность и всепокупаемость. Все эти вещи входят в базовый пакет вместе с желтой «Калиной» и песней «С чего начинается Родина», поэтому путинская модель воспроизводится и тиражируется на всех уровнях и совсем не только во власти. Шутка по поводу человека в маске, руководившего толпой на Манежной (сама шутка сводится к тому, что под маской скрывался Путин) кажется мне не столько смешной, сколько точной и трагической - на Манежной площади действительно было слишком много Путиных. 
Решение. Отправить правительство в отставку. Но кто и как это может сделать, я не очень представляю. 





Андрей Колесников, журналист: "Угроза распада страны"

Главная проблема - угроза межнациональных беспорядков, причем в самой Москве. Последствия всего этого страшно представить. Давно, как о теоретической, говорят об угрозе распада России. Вот после таких событий она переходит в плоскость реальную. А самое ужасное в том, что это уже не кажется преувеличением. Эксперты, которые пишут аналитические записки руководству России, давно не считают Кавказ частью страны. Ну, по крайней мере, высказываются об этом с максимальной осторожностью. Я далек от всяких конспирологических идей, но сейчас с ужасом понимаю, что эта история не закончилась, она еще будет продолжаться.   Решение. Справиться с этой угрозой можно только одним способом - жестоко подавить ее. Ну, то есть должны работать правоохранительные органы, оперативная работа, уличная работа, они должны жестко разгонять такие акции. И не нужно объединяться ни в какие народные дружины, потому что это только спровоцирует насилие. Здесь необходимо опираться на опыт цивилизованных стран, где по отношению к правонарушителям применяется вся сила закона. Европа, так или иначе, переживает такого рода события и там все зачинщики и участники сидят по тюрьмам много лет. Фактически на нашу милицию сейчас ложится ответственность по сохранению целостности страны. 




 
Максим Кашулинский, главный редактор Forbes: "Агрессия"

Главная проблема 2010 года - это нарастающая в обществе агрессия. Чтобы оценить ее уровень, не нужно проводить замеров и исследований - все видно невооруженным глазом. Водители на дороге, чуть что, хватаются за бейсбольные биты или стреляют из травматических пистолетов. Родители пинают ногами учительниц. Певцы - девушек-продюсеров. Прокремлевская молодежь топчет портреты «врагов России». Премьер разговаривает с населением на блатном языке. Уровень ненависти и ксенофобии в блогах просто зашкаливает. 
Решение: На теорию «малых дел» я особо не надеюсь, хоть сам и готов сколь угодно долго проповедовать толерантность, уважение к человеку и прочие близкие мне ценности. Системное решение может быть лишь одним - изменение манеры поведения руководства страны, личный пример, личные действия. Плюс, возможно, активное участие церкви. Вы, вот, слышали, чтобы после убийства в Кущевской туда отправился бы десант священников, «спасать души»? Я - нет.




Сергей Евдокимов, НТВшник: "Отсутствие общественного телевидения"

В 2010 году особенно остро почувствовалось отсутствие в России нормального общественного телевидения. Телевидения, сделанного без извечной оглядки на рейтинг, Дирекцию Единого Заказчика и рекламных спонсоров. Телевидения, которое ощущало бы себя не бытовым прибором, а общественным институтом, задача которого самим фактом своего существования подтверждать незыблемость таких вещей, как творческое самовыражение, гражданская солидарность, просветительство и общественный интерес. Телевидения, которое было бы интересно не только смотреть, но и делать. Я очень хорошо знаю, как сложно бывает примирить массовый вкус и качество, особенно в условиях, когда воспитанием вкуса никто не занимается, и даже наоборот - пытается выжать последнее из зрительского невежества, ханжества и необразованности. В этом смысле существование общественного ТВ было бы выгодно как самим каналам (в первую очередь в качестве творческой и кадровой лаборатории), так и государству, которое могло бы развивать гражданские институты (например, транслируя заседания Общественной палаты, или организуя телевизионные благотворительные марафоны). Не меньше выгодно оно и самому гражданскому обществу, как способ самопрезентации - ведь, как гласит главный лозунг эпохи «media ergo sum», если тебя нет в медиа, значит, ты не существуешь.

Решение. Первое, что нужно, - это определиться со способом финансирования общественного ТВ. Очевидно, что из него необходимо исключить коммерческую составляющую. Как это сделать? Первый вариант - отдельная статья в госбюджете. Однако, практика показывает, что статус телевизионной госсобственности вполне совместим с коммерческими интересами и именно здесь скрыт мощный рычаг внешнего влияния на эфирную политику. Второй вариант, и здесь можно последовать примеру BBC, - это налог на телевизор. Он может быть как единоразовым, по факту покупки, так и ежегодным - на владение телеприемником. Скажем, в Англии это порядка 140 фунтов в год. Хочешь иметь хорошее телевидение - плати! Затем, необходимо понять, кто мог бы возглавить общественное ТВ в России. Думаю, что после знаменитого выступления на церемонии вручения премии имени Влада Листьева напрашивается только одна кандидатура - Леонид Парфенов. Согласитесь, мало найдется сейчас в России людей, кто в силах поставить интересы профессии выше корпоративных. И, будем надеяться, что на этот раз пионеров общественного телевидения в России постигнет совсем другая судьба.


 


Сергей Караганов, политолог: "Непонимание" 


Главная проблема в том, что мы не понимаем своей проблемы - спустя 20 лет из нас снова вылезла советскость и мы никак не можем закрыть в себе ХХ век. Мы становимся худшими советскими, чем мы были, более рабскими, более вороватыми. 
Решение. Преодолевать эту проблему тяжело. Но нужно начать хотя бы с возведения памятников жертвам коммунистического тоталитаризма.


Егор Петров, CQ.com

 

Иллюстрации: Владимир Камаев,

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Егор Петров, CQ.com
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
17689
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду