Спасти рядового журналиста
Учитывая практику, когда нападения на журналистов в Украине расследуются или никак, или из рук вон плохо, мы представляем себе такую перспективу, что расследование правоохранителями бандитского нападения на тележурналистов одесской компании АТВ также может быть безрезультатным. Но мы не теряем оптимизма, а потому решили принять посильное участие в расследовании событий в Одессе 29 сентября этого года.
В своем расследовании мы опираемся исключительно на материалах, публично распространенных телеканалом АТВ и его официальными лицами, нисколько не ставя под сомнение профессиональный уровень и этику пострадавших журналистов АТВ телеоператора Дмитрия Докунова и корреспондента Олеси Клинцовой.
В нашем заочном расследовании мы преследуем только одну цель - найти те самые зацепки и поставить те самые вопросы, которые позволят в максимально короткие сроки найти и обезвредить не только исполнителей, но и организаторов зверского преступления, в результате которого наш молодой коллега может на всю жизнь остаться полуинвалидом.
В ходе дальнейшей демонстрации фактов и документов мы позволили себе сделать акцентирование на некоторых фрагментах излагаемого, о чем сообщаем в скобках.
И рассказ о том, что произошло во вторник 29 сентября, начнем с версии генерального директора телеканала АТВ Александра Филиппова (цитируется по информации с сайта «Таймер» , принадлежащего лидеру аннулированной партии «Родына» Маркову):
«По словам генерального директора телеканала «АТВ» Александра Филиппова, во время митинга оператор телеканала Дмитрий Докунов запечатлел на видеокамеру, как заместитель начальника управления МВД в Одесской области Дмитрий Фучеджи инструктировал бойцов промэрской организации «Свободная Одесса».
А. Филиппов: Они стояли метрах в 50-ти от здания суда. После того, как инструктаж закончился, бойцы этой фашистской организации подошли к нашему оператору, избили его и отобрали видеокамеру. (В пылу первых минут и часов после трагического события не всегда звучат достоверные и корректные высказывания. Но их тоже нужно учитывать. - «proUA».) Когда он погнался за ними, чтобы её вернуть, получил ножевое ранение. Камеру нападавшие разбили.
Причиной нападения на Дмитрия Докунова является именно отснятый материал, который доказывает, что представители профашистской организации вступили в сговор с милицией, считает директор оппозиционного телеканала.
А. Филиппов: Для нас очевидно, что это был сговор, и представители «Свободной Одессы» получали инструктаж от заместителя начальника облУВД. Думаю, что готовилась какая-то провокация с применением силы, и именно обсуждение данной акции заснял наш оператор. Очень жаль, что это вылилось в поножовщину, в которой он пострадал.
По его словам, после ранения Дмитрий Докунов был госпитализирован в частную клинику «Инто-сана», а после - переведён в областную клиническую больницу, где в настоящее время его оперируют медики. Комментируя дальнейшие действия коллектива телеканала, Александр Филиппов отметил, что в настоящее время готовятся заявления в МВД и Генпрокуратуру, где будет изложено всё произошедшее.
По мнению генерального директора телеканала «АТВ», милиция будет пытаться «затянуть и замять» это дело».
Справка «proUA»: Заместитель начальника Главного Управления МВД - начальник милиции общественной безопасности по Одесской области Дмитрий Фучеджи на данный момент уже три недели находится в очередном отпуске за пределами города Одессы. После событий возле одесского суда нам удалось его разыскать. Реакцию полковника Фучеджи на обвинения в участии в тех событиях, представить несложно.
Вопрос №1: Как журналисты могли ошибиться в идентификации столь высокопоставленного сотрудника милиции? Одно из двух - либо это откровенный непрофессионализм, либо сознательная попытка выдать желаемое за действительное. Даже после того, как прошел первый эмоциональный шок от события, на пресс-конференции в Киеве 30 сентября телекомпанией АТВ официально был распространен документ, в котором говорится:
«Вчера, 29 сентября, на митинге в поддержку АТВ был ножом ранен телеоператор АТВ Дмитрий Докунов, сильный удар камнем по голове получила журналист канала Олеся Клинцова.
Во время митинга в защиту телеканала АТВ у здания Одесского окружного суда съемочная группа канала зафиксировала, как высокий милицейский чин, похожий на заместителя начальника областного МВД Дмитрия Фучеджи, инструктировал представителей националистических организаций УНА-УНСО, ВО «Свобода» и близкой к действующему мэру Эдуарду Гурвицу «Свободная Одесса». Вскоре после этого несколько десятков боевиков крепкого телосложения напали на оператора Дмитрия Докунова и журналиста Олесю Клинцову с намерением отобрать видеокассету. Нападавшие перед нападением поднимали руки в характерном фашистском жесте.
«Олесю ударили камнем по голове...»
На уточняющий вопрос «proUA», действительно ли там был Фучеджи, представители телеканала после замешательства и краткого совещания ответили, что они этого утверждать не будут.
Но вопросы все равно остаются. Потому стоит обратиться к видеоматериалам. То есть, к новостям телеканала АТВ за 29 сентября.
Звукооператор АТВ Сергей Коротун: Смотри! Все смотрите!
Оператор АТВ Дмитрий Докунов: Я думаю, что это националисты, потому что они руку поднимали вверх перед тем, как напасть на меня...
Журналисты: Что они сделали с тобой?
Оператор Докунов: Они разбили камеру, и когда я пытался ее отобрать, порезали ножом...
Журналисты: Ты оператор? Ты кто?
Оператор Докунов: Я оператор телекомпании АТВ
Звукооператор Коротун: Мы снимали там. Они налетели, начали бить. Он побежал за камерой, я побежал за ними. Забрали камеру, дрались, убежали.
Журналисты: Кто это был?
Звукооператор Коротун: Это были ребята в масках. По-видимому, националисты - крепкие такие, быстрые. Крикнули: «АТВ, пошло ....». Блин. И убежали. Налетели вчетвером.
Вопрос №2: Какие организации украинских националистов используют жест нацистского приветствия? Уверены, что милиции не составит труда очертить их круг. «proUA» в свою очередь может посоветовать МВД обратить особое внимание именно на тех приверженцев «зига», которые любят демонстрировать свою идеологическую направленность перед тем, как совершить разбойное нападение.
А это уже свидетельство пострадавшей журналистки:
Корреспондент АТВ Олеся Клинцова: «Мне попало по голове, я не знаю чем, случайно. Вот, и, собственно, мы за ними... Оператор... Они забрали камеру и побежали. Оператор Дима Докунов побежал за ними. И там за углом уже, говорят, что там с ножом... Я не знаю, что там за углом было».
Камень, который угодил в голову девушки, здесь не упоминается. Но о нем говорится в пресс-релизе телекомпании АТВ. И это тоже вопрос - №3.
Помочь в выяснении истины могли бы свидетели, но, к сожалению, несколько съемочных бригад телекомпании АТВ, работавших на месте события в момент преступления, смогли найти только одного более-менее внятного очевидца:
Свидетельница: «Там на углу стояли наши ребята, атэвешники. Подбежало с одной стороны десять человек и с другой стороны десять человек. И ударили корреспондента по голове. Оператору сломали камеру, сломали микрофон. Оператор побежал за ними. Вслед за этим ему порезали, ну, где-то за углом порезали руки. Милиция прибыла через минут 10 и смылась в кусты».
Позже выяснилось, что единственным реальным очевидцем того, как ножом ударили оператора Дмитрия Докунова, был звукооператор его же бригады Сергей Коротун, который неотлучно присутствовал при всех событиях. О чем он и поведал 29 сентября на пресс-конференции в Одессе:
Звукооператор Коротун: «Да, ребята - спортсмены. Те ребята, которые на нас напали, они спортсмены, бегают быстро. Вот, не добегая десяти метров до Дмитрия, я увидел, что... то есть, вот он держит камеру, выкручивается. Молодой человек что-то делает выпад рукой. И после этого перебегает дорогу. Дима как-то так пошатнулся, но побежал за ним. Я перебегаю дорогу, а он уже вот все. Ну, я видел этот порез... Его можно сделать только резким выпадом...»
Тем не менее, свою версию произошедшего отстаивает и руководство телекомпании АТВ, которое также присутствовало в окрестностях места преступления. Вот что было сказано на организованной 30 сентября уже в Киеве пресс-конференции:
(Синхрон)
Главред АТВ Наталия Перевалова: «И вот за углом нашему оператору, съемочной группе и, вот Сергей - звукооператор в том числе, удалось заснять кадры, которые бравого вида молодчики... (неразборчиво). И человек, который визуально похожий... увы, нету пока права это говорить утвердительно, визуально похожий на человека, который занимает очень и очень высокий пост в одесской милиции, проводит инструктаж. Кто как себя ведет, что... что происходит, там... кого-то похлопывает по плечу, что-то показывает... И вот когда эти кадры были отсняты, буквально через полчаса по толпе прошел крик, ну, слух, вернее, что где-то там подтягиваются еще молодчики. Эта же съемочная группа зашла за угол... в общем, парень за камеру дрался серьезно».
Вопрос о взаимодействии милиции и бандитов, которые позже напали и порезали телеоператора, очень важен. Это является лейтмотивом версии руководства АТВ в объяснении сути трагического события у здания суда в Одессе. Но свидетельства непосредственного очевидца несколько разнятся с мнением начальства. Вольно или невольно, но он это озвучил на той же пресс-конференции в Киеве:
(Синхрон)
Звукооператор Сергей Коротун: Вчера, скажем, мы просто работали. Там был рядовой день, да митинг, посвященный протесту тех людей, которые поддерживают телеканал АТВ, против того, чтобы его закрывали. В процессе митинга, в процессе съемок мы... нам удалось заснять... то есть, случайно абсолютно произошло... как к группе молодых людей, одетых по-спортивному - джинсы, спортивные кофты, кепки, кофты с капюшонами, очки у некоторых были - подходят милиционеры и вот человек, который похож на высокопоставленного чиновника, что-то им объясняет или рассказывает. То есть, это не выглядело так, что они требовали покинуть территорию. Нет, это выглядело так, что он объяснял: ребята, вот либо здесь стойте, либо пойдите туда. То есть, к сожалению, уже по факту видеоматериалов нету, поскольку камера была забрана. Ее все-таки удалось хулиганам этим забрать. И поэтому нет подтверждения, вот, отснятого материала. Но я как очевидец этих событий могу утверждать, что это было так.
Вопрос №4: Не верить очевидцу оснований нет. Но что-то не похоже, чтобы из его слов следовало, что милиция в той ситуации инструктировала бандитов. Более того, в распоряжении телеканала АТВ есть фотографии, на которых зафиксирован контакт милиции и «братков». На этих фото также отмечено и присутствие на месте событий телевизионной бригады АТВ. Кто-то старательно все фиксировал на фотокамеру: и подход телевизионщиков к живописной группе уголовников и ментов, и самих граждан подозрительной наружности. Как было заявлено в итоговой программе новостей телеканала АТВ 29 сентября 2009 года (время синхрона 13:38), эти фото были получены телекомпанией по электронной почте. Что, в принципе, позволяет милиции через Интернет-провайдера по электронному адресу и IP-адресу установить отправителя - свидетеля событий. Потому хочется узнать, сделало ли следствие что-либо для того, чтобы установить личность человека, который вел случайную или преднамеренную фотофиксацию действий телебригады и милиции с уголовниками?
Вот эти фото (любезно предоставлены телекомпанией АТВ).
Но самое главное в свидетельствах непосредственного очевидца событий звукооператора Сергея Коротуна то, о чем он сообщил на пресс-конференции в Киеве 30 сентября.
(Синхрон)
Звукооператор Сергей Коротун:Через некоторое время после того как уже... в зале заседания суда судьи объявили все, что они хотели сказать, мы вышли на улицу. К нам подошел человек и сказал: вот посмотрите, там за спинами ваших соратников собираются молодые люди. То есть, мы знали, что мы уже... уже один раз засняли этих молодых людей. Говорит, но там же уже стоит больше, там несколько групп молодых людей. То есть, ну, просто... просто заснимите их. Мы вышли, пошли по направлению к этим... там стало больше людей. Вот. Поскольку Дмитрий - бескомпромиссный профессионал как оператор, а Олеся Клинцова - бескомпромиссный журналист, мы пошли, и, скажем, прямо к этим ребятам... да... с... желанием взять у них интервью, узнать, по крайней мере, что они там делают. К тому моменту, когда мы подошли, мы увидели, что либо они надвинули капюшоны поглубже, либо лица были закрыты платками. Вот так вот. Оставались только глаза. Вот. Когда мы подошли к группе молодых ребят, и Олеся произнесла: «Ребята, что вы здесь делаете?», - раздалась нецензурная фраза в наш адрес, была вскинута рука в характерном жесте. Вот. И ребята бросились врассыпную. Тусовка пролетела мимо ... (слово неразборчиво), вот так вот между нами. Дальше все разворачивалось буквально в доли секунды.
Вопрос №5: Каждый, кто имеет хоть какое-то отношение к журналистике, может легко представить, как любой случайный человек может подойти к бригаде бескомпромиссных тележурналистов и указать «просто заснимите их». Тем более, что раньше «чисто случайно» тех братков уже снимали. Потому очень интересно знать, что сделали правоохранители для установления личности человека, который, конечно же, случайно направил оператора Дмитрия Докунова в сторону бандита с ножом?
И в заключение еще одно свидетельство непосредственного очевидца.
Звукооператор Сергей Коротун: «Я ... скажем... подобных ребят... да... которых, скажем, в Одессе, я думаю, что и в других городах Украины называют нацистами, скинхедами. Характерная манера нападения это - прыжок, скачок и удар. То есть, разгоняется, прыгает ... если б были спиной, так как, по идее, оно и должно было быть с нами, так вот, группа в два человека бежит, сбрасывает. Следующие два бегут, добивают ногами. Это классическая схема...»
Надеемся, что правоохранители детально проконсультируются у Сергея о «характерных манерах» и «классических схемах» действий нацистов и скинхедов, после чего ответят на самый главный ВОПРОС: кто организовал всю эту провокацию, в результате которой была пролита кровь журналиста?
Игорь Томм, proUA
Фото - proUA