«Своими угрозами нынешняя Россия напоминает 90-летнего Казанову»
Пока весь мир отдыхает, Россия и Украина в августе провели маленькую пропагандистскую войну со всеми ее атрибутами: радикальными заявлениями, дипломатическими скандалами и предвыборными намеками. О ходе боевых действий «Обком» расспросил известного российского писателя и публициста Виктора Шендеровича.
- На дворе - бархатный сезон, время отпусков, а Украину тем временем всполошило послание Президента России своему украинскому коллеге. Нас же интересует ваша реакция как писателя и публициста. О чем подумали вы, когда увидели это «зажигательное» видеообращение г-на Медведева?
- Я это обращение поначалу пропустил и узнал о нем на Иссык-Куле - то есть на территории СНГ, но вдали от российско-украинской границы. Знаете, вокруг этого обращения намешано очень много разнообразных конспирологических версий. Говорят о какой-то тонкой политической игре, есть версии о том, что таким образом Медведев вообще поддерживает Ющенко, потому что только дураку неясно, что любой «наезд» России немедленно укрепляет позиции главы любого соседнего государства (вспомните хотя бы Саакашвили).
Не понимает этого только тупой. Но я думаю, что не надо усложнять - мы действительно имеем дело с тупыми. Дело в том, что нет никакой российской политики в отношении Украины. (Если, конечно, говорить о политике, имея в виду Черчилля, де Голля, Рузвельта и т.д.). На самом деле идет «пиление» бюджетов. Выборы на Украине 2004 года дали возможность заработать большому количеству российских политконсультантов, - вообще, всей этой своре, которая шикарно «распилила» предвыборный бюджет, «разведя» начальство на возможность каких-то геополитических приобретений.
Поэтому не надо, как говорили древние, умножать сущности сверх необходимого. И не следует искать сложных объяснений, когда есть простые. Выборы на Украине - это новая возможность «развести» «лоховатое» начальство на новые миллионы. Что и было сделано. Медведев, я думаю, в достаточной степени «разведен» «втемную»...
- ...то есть, по-вашему, его использовали как «крышу» эти любители подзаработать?
- Да-да! Ведь в чем главное: Россия сейчас снова наступает на те самые грабли, на которые она блестяще прыгнула в 2004 году. Потратив огромное количество денег, обретя немыслимое количество позора, да? Но прошло 5 лет - и мы снова готовы прыгнуть на эти грабли. Это при том, что мало-мальски вменяемый человек понимает, что Украина уже - суверенное государство. Хорошо это или плохо с точки зрения мировой истории - это уже другой вопрос. Но факт остается фактом: Украина - суверенное государство. И на этом фоне Россия тем более будет демонстрировать свою неадекватную имперскую спесь. Подчеркиваю - неадекватную, поскольку бывает адекватная. Скажем, у Сталина была спесь адекватная - не с позиций добра и зла, разумеется, а в том смысле, что, если он хотел кого-то уничтожить, он его уничтожал. Если он кому-то грозил, то имел основания полагать, что эта угроза будет воплощена. А когда начинает грозить сегодняшняя Россия, то это сильно напоминает 90-летнего Казанову, который ведет себя как тридцатилетний, а с потенцией уже наблюдаются проблемы. И то, что такое поведение неадекватно, - это совершенно очевидно.
Но, повторяю: это все имело бы некоторое значение, если бы речь шла о политике другого государства против другого государства. Или в отношении другого государства. Но боюсь, что речь идет о гораздо более примитивных материях.
- Многие интерпретаторы здесь, в Киеве, занялись, в некотором роде, скалыванием иероглифов со скал. На видеокартинке Дмитрий Анатольевич выглядит своеобразно: черная рубашка, на фоне моря, причем сзади призывно летают птицы и плывут корабли. Вам как человеку, всю жизнь связанному с театром, удалось расшифровать эту мудреную декорацию?
- Ну, я осознанно не занимался расшифровкой этой декорации, но вообще-то попытки произвести впечатление такими вот сценическими средствами - это довольно типовая вещь. И вообще, чем больше фотографирования топлесс и другой демонстрации потенции - тем, скромнее все, как правило, выглядит в процессе, извините за метафору. Обратитесь к любому сексопатологу, он вам скажет, что это довольно типичное поведение. Знаете, когда-то Фолкнера спросили, почему он, как Хемингуэй, не охотится на большую рыбу, на львов, не участвует в войнах. И Фолкнер ответил: потому что мне не надо доказывать, что я - мужчина.
Вот так и у них: они постоянно пытаются доказать, что они - мужчины. И на нашу нехитрую аудиторию это действует, наверное. Все эти картинки барражирующих кораблей, путешествия на катерах, и т. д. - это все попытки продемонстрировать мужественность.
- ...Вы забыли еще и о совместном распитии пива в ходе просмотра футбольного матча Россия-Аргентина...
- Да-да! Во-первых, все такие «свои в доску», а, во-вторых, такие - «мачо-мачо».
- Вы наверняка читали ответное послание Виктора Ющенко. Как, по-вашему, ответ адекватен? Спрашиваем потому, что многие эксперты и политики здесь, в Киеве, советовали Виктору Андреевичу вообще не отвечать...
- Ну, это было бы, может, и самое правильное...Ну, скажем так, я все-таки не готов обсуждать поведение украинской стороны; я думаю, что в Украине есть кому прокомментировать действия украинских политиков. Но, в принципе, я предложил бы в комментариях попытаться разделять интересы политические - в серьезном смысле этого слова, то есть интересы народа и государства, - и интересы политических кланов и корпораций. Это очень разные вещи. И в этом смысле надо, я думаю, разделять, собственно, интересы украинского народа, который объединен этим государством, - и интересы Виктора Андреевича Ющенко как политического персонажа. Я скажу мягко: на мой взгляд, это не вполне идентичные вещи. Но повторюсь: в Украине есть, кому прокомментировать это, помимо меня. Я же сконцентрируюсь на тех, кому плачу налоги.
- Вы согласны с теми, кто усматривает в этом обращении своего рода тендер, объявленный Москвой, на предмет соответствования кандидатов в Президенты Украины запросам Кремля?
- Это тоже хотели сказать. Но суть происходящего заключается в том, что в 2004 году Россия не смогла ничего противопоставить реальному выбору украинского народа, каков бы он ни был. И если вся эта история чьи-то позиции укрепила, то, безусловно, позиции Ющенко.
- Сейчас, как известно, послом России в Украине вместо любимого вами (за специфическое красноречие) Виктора Черномырдина назначен Михаил Зурабов. Чего нам здесь, в Киеве, следует ожидать от этого человека?
- Вы знаете, у О`Генри сказано: песок - неважная замена овсу. Виктор Степанович хотя бы разговаривал. Если же за пределами всего этого пытаться комментировать всерьез, то следует поставить вопрос о целеполагании. Что имели в виду те, кто принимал такое решение? Имели ли они в виду улучшить российско-украинские отношения? Или они имели в виду щелкнуть по носу и сделать гадость?
- А в чем выражается это «щелкнуть по носу»?
- Ну, дело в том, что Зурабов - фигура очевидно неприемлемая, жестко привязанная к Системе, человек многократно опороченный, скажем так, - не мать Тереза. Стало быть, когда такого человека назначают послом в ближайшую, огромную, формально дружественную, страну (причем человека, который заведомо выполнит любые пожелания Администрации), - понятно, что в виду имеется не улучшение взаимоотношений, а лишь такое вот, в рамках зависти, поведение. Надо щелкнуть по носу.
- Вы каждый год бываете в украинских городах, по крайней мере, в Киеве - так точно...
- Бываю.
- И как, замечаете перемены? У Булгакова Воланд произносит знаменитое «Квартирный вопрос их испортил». Но это о москвичах. А какой вопрос «испортил» киевлян?
- Ой, я не до такой степени... В Киев я все-таки приезжаю в гости. И, как всякого гостя, меня избавляют от всех этих хлопот. Так что, думаю, я не очень вправе комментировать.
- Кстати, как писатель Шендерович предпочитает писать одно спорное словосочетание: «на Украине» - или же «в Украине»?
- Знаете, я, когда не задумываюсь, то, конечно, говорю «на Украине». И мне это кажется правильным, потому что, все-таки, мы говорим на русском языке, и надо говорить на том языке, на котором, собственно, говоришь. Мы же на русском языке не пишем «Рома» или «Пари» - а пишем «Рим» и «Париж». Вот так и в русском языке сложилось, что говорят «на Украине». Какого-то уничижения украинского народа я в этом не вижу, это просто норма языка. Точно так же как я считаю глуповатым писать «Таллинн», с двумя «н» на конце, потому, что так пишется по-эстонски.
Не надо искать проблем там, где их не существует. У нас достаточно реальных проблем, чтобы мы создавали новые, на ровном месте.
- Предлагали ли вам поучаствовать в каких-либо медиа-проектах в Украине - предвыборных или же не имеющих никакого отношения к избирательной кампании?
- Неоднократно предлагали. Но то, что мне предлагали, подразумевало включение в политическую жизнь Украины. Что я для себя всегда считал совершенно невозможным.
- То есть вы не можете сказать, кто конкретно делал предложения?
- Нет, ну, зачем? Мне предлагали участие в проекте, аналогичном «Куклам», других проектах. Я всем отказывал с одной и той же формулировкой: я - гражданин России, и на Украине (или «в Украине») работает достаточное количество российских «ландскнехтов» самого разного рода. И я не хочу увеличивать количество ландскнехтов. Мой жанр подразумевает в буквальном смысле гражданство - в прямом и переносном смысле...
Евгений Кузьменко, «Обком»